ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-376/2018 от 19.01.2018 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Зеленская Т.Г.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 января 2018 года № 33-376/2018

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Балаевой Т.Н.,

судей Кяргиевой Н.Н., Вершининой О.Ю.,

при секретаре Шагаловой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации Великоустюгского муниципального района Лопатниковой Е. С., Правительства Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 31 октября 2017 года, которым установлен факт постоянного проживания Парфеновой Т. Б., <ДАТА> года рождения, уроженки <адрес> и Парфенова А. Н., <ДАТА> года рождения, уроженца <адрес> по адресу: <адрес>.

Парфенова Т. Б. и Парфенов А. Н. признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17 апреля 2016 года № 180.

За Парфеновой Т. Б. и Парфеновым А. Н. признано право на получение государственного жилищного сертификата в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17 апреля 2016 года № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

На администрацию Великоустюгского муниципального района возложена обязанность по включению Парфеновой Т. Б. и Парфенова А. Н. в Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов.

На администрацию Великоустюгского муниципального района возложена обязанность по направлению Списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов в Правительство Вологодской области для согласования и утверждения.

На Правительство Вологодской области возложена обязанность по рассмотрению представленных администрацией Великоустюгского муниципального района документов и Списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов и направлению указанного Списка в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Вологодской области бланка государственного жилищного сертификата.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения представителя Правительства Вологодской области Наумовой Е.Ю., судебная коллегия

установила:

в апреле 2016 года в Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.

Постановлением Губернатора Вологодской области от 17 апреля 2016 года № 180 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в реках Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.

Вследствие наводнения в зоне затопления оказался жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности: Парфеновой Т.Б. (доля в праве 16/91); Парфенову А.Н. (доля в праве 16/91); Обуховой С.В. (доля в праве 28/91); Кувакиной О.Л. (доля в праве 31/182); Панькову Д.В. (доля в праве 31/182).

Все пять собственников зарегистрированы по адресу: <адрес>.

В соответствии с заключением от 27 июля 2016 года № 13 межведомственной комиссии, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Великий Устюг» от 21 декабря 2015 года № 763, актом обследования помещения от 27 июля 2016 года № 7, постановлением администрации муниципального образования «Город Великий Устюг» от 04 августа 2016 года № 443 жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.

Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 02 ноября 2016 года № 1182 жилой дом по адресу: <адрес> включен в реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной опасными гидрологическими явлениями на реках Сухона и Малая Двина, произошедшей 17 апреля 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района.

На основании постановления администрации Великоустюгского муниципального района от 09 декабря 2016 года № 1342 утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной опасными гидрологическими явлениями на реках Сухона и Малая Двина, произошедшей 17 апреля 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района, на получение государственных жилищных сертификатов, Парфенова Т.Б. и ее супруг Парфенов А.Н. включены в указанный список.

15 декабря 2016 года администрацией Великоустюгского муниципального района в Департамент строительства Вологодской области направлен пакет документов для организации предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам Великоустюгского муниципального района, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также нарушение администрацией Великоустюгского муниципального района срока обращения в компетентный орган по вопросу выделения средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на выдачу жилищных сертификатов, Парфенова Т.Б., Парфенов А.Н. 28 августа 2017 года обратились в суд с иском к администрации Великоустюгского муниципального района, Правительству Вологодской области и Министерству финансов Российской Федерации, в котором, с учетом последующего уточнения исковых требований, просили:

установить факт постоянного проживания Парфеновой Т.Б., Парфенова А.Н. по адресу: <адрес>;

признать Парфенову Т.Б., Парфенова А.Н. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17 апреля 2016 года № 180;

признать за Парфеновой Т.Б., Парфеновым А.Н. право на получение государственного жилищного сертификата в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17 апреля 2016 года № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

обязать администрацию Великоустюгского муниципального района включить Парфенову Т.Б., Парфенова А.Н. в Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Вологодской области от 17 апреля 2016 года № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

обязать администрацию Великоустюгского муниципального района направить Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов в Правительство Вологодской области для согласования и утверждения;

обязать Правительство Вологодской области рассмотреть представленные администрацией Великоустюгского муниципального района документы и Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов и направить указанный Список в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Вологодской области бланка государственного жилищного сертификата.

В обоснование требований указали, что зарегистрированы и постоянно проживают в доме <адрес>, который принадлежит на праве общей долевой собственности им, а также Кувакиной O.Л. и Панькову Д.В. В апреле 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района произошло наводнение, в результате которого их жилой дом стал непригодным для проживания. В связи с данными обстоятельствами они обратились в администрацию Великоустюгского муниципального района с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата. На основании постановления администрации Великоустюгского муниципального района от 09 декабря 2016 года они были включены в Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной опасными гидрологическими явлениями на реках Сухона и Малая Северная Двина, произошедшей 17 апреля 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района Вологодской области, на получение государственных жилищных сертификатов, а жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате чрезвычайной ситуации (постановление администрации Великоустюгского муниципального района от 02 ноября 2016 года № 1182). Впоследствии они неоднократно обращались в администрацию Великоустюгского муниципального района с просьбой разъяснить, на какой стадии находится рассмотрение документов, а также о сроках принятия решения по заявлению о выдаче государственного жилищного сертификата. Согласно ответу от 02 августа 2017 года № ОГ.12-0979/17, поступившему из Департамента строительства Вологодской области, администрацией района был нарушен срок предоставления информации о наличии потребности в бюджетных ассигнованиях с целью выдачи государственных жилищных сертификатов. Таким образом, в связи с нарушениями, допущенными администрацией района, им было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата.

Определением суда от 11 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Обухова С.В.

В судебном заседании истец Парфенова Т.Б. и ее представитель Глухих И.В. увеличенные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Истец Парфенов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации Великоустюгского муниципального района Лопатникова Е.С. иск не признала, в возражение указала, что сособственники жилого дома выразили возражения по сносу дома. Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 02 ноября 2016 года дом <адрес> включен в реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной опасными гидрологическими явлениями на реках Сухона и Малая Северная Двина, произошедшей 17 апреля 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района. Постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 09 декабря 2016 года Парфенова Т.Б. и Парфенов А.Н. включены в Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной опасными гидрологическими явлениями на реках Сухона и Малая Северная Двина, произошедшей 17 апреля 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района. 15 декабря 2016 года документы, предусмотренные действующим законодательством для выдачи государственных жилищных сертификатов пострадавшим гражданам, направлены в адрес Департамента строительства Вологодской области для проверки, утверждения и дальнейшей передачи в уполномоченные органы. 10 января 2017 года Департаментом строительства Вологодской области в Департамент финансов области сделан запрос по вопросу оформления документов о выделении бюджетных ассигнований администрации Великоустюгского муниципального района из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в части оформления жилищных сертификатов гражданам Великоустюгского муниципального района, пострадавшим от паводка в апреле 2016 года. Заместителем Губернатора области, начальником Департамента финансов области на запрос Департамента строительства Вологодской области направлено разъяснение, что согласно Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, органы исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. Поздняя подача обосновывающих документов администрацией Великоустюгского муниципального района в Правительство Вологодской области связана с поздней подачей гражданами заявлений о направлении комиссии для обследования жилых домов и включении семей в Список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.

Представители ответчиков Правительства Вологодской области, Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, в представленных суду отзывах возражали против удовлетворения исковых требований, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третьи лица Кувакина O.Л., Обухова С.В., Паньков Д.В. полагали исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Город Великий Устюг» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Великоустюгского муниципального района Лопатникова Е.С. просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований Парфеновой Т.Б., Парфенову А.Н. отказать. Ссылаясь на Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 982, а также Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные МЧС России 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7, указывает, что в комплекте документов требуется наличие муниципального правового акта, утверждающего вывод жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из состава жилого фонда. По смыслу данного положения все собственники долей жилого помещения лишаются права собственности на доли в жилом доме, а также права ими владеть, пользоваться и распоряжаться. Между тем, в ходе судебного разбирательства собственник 31/182 доли Паньков Д.В. выразил несогласие со сносом жилого дома, указав, что пользуется частью своего дома и намерен проживать в закрепленной за ним комнате либо сдавать ее по договору коммерческого найма. Таким образом, реализация права семьи Парфеновых на получение государственного сертификата нарушает право владения и пользования части жилого дома остальных сособственников, в частности Панькова Д.В., который права на государственный жилищный сертификат не имеет.

Правительство Вологодской области в своей апелляционной жалобе не согласилось с принятым решением в части возложения обязанности по рассмотрению представленных администрацией Великоустюгского муниципального района документов и Списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов и направлению указанного Списка в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Вологодской области бланка государственного жилищного сертификата, просит решение в соответствующей части отменить. Ссылаясь на положения Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, автор апелляционной жалобы указывает на пропуск срока для обращения в Правительство Российской Федерации, отсутствие мотивированного обоснования пропуска администрацией Великоустюгского муниципального района установленного срока, отсутствие решения вопроса о его восстановлении. Кроме того, в апелляционной жалобе обращено внимание, что признание за истцами права на получение государственного жилищного сертификата за счет средств ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации без разрешения вопроса об обязанности федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относится принятие решения о выдаче государственных жилищных сертификатов, делает решение суда неисполнимым.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, не находит оснований для отмены принятого судебного акта.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», постановления Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 982, которым утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

При этом суд исходил из того, что Парфенова Т.Б., Парфенов А.Н. имеют право на получение государственного жилищного сертификата как лица, лишившиеся жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего в апреле 2016 года в Великоустюгском муниципальном районе, поскольку принадлежащее им жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, являлось для них единственным местом проживания и его утрата произошла в результате чрезвычайной ситуации.

Суд также указал, что нарушение срока со стороны администрации Великоустюгского муниципального района для обращения в Правительство Вологодской области с просьбой подготовить обращение в Правительство Российской Федерации по вопросу выделения денежных средств резервного фонда на выдачу жилищных сертификатов не является обстоятельством, препятствующим признанию за истцами права на его получение.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, полагая доводы апелляционных жалоб подлежащими отклонению.

Так, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).

Правоотношения по оказанию помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» и другими нормативными актами.

Согласно пункту 1 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения среди прочего в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 этого же постановления государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации был разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (далее - Порядок), пунктом 1 которого определено, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Исходя из положений главы 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7, после того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561. Сформированный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившийся с просьбой о выдаче гражданам государственных жилищных сертификатов, направляет в МЧС России документы, обосновывающие выдачу органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственных жилищных сертификатов. В составе комплекта обосновывающих документов должны быть представлены заверенные копии, в том числе постановления (распоряжения) главы местной администрации об утверждении списка граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов.

Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и (или) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5% объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Жилой дом по адресу: <адрес>, являющийся единственным жильем для Парфеновой Т.Б., Парфенова А.Н., находившийся в зоне затопления, пострадал во время чрезвычайной ситуации, признан непригодным для проживания, включен в реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате чрезвычайной ситуации; указанные лица включены в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Правительства Вологодской области, конкретный механизм реализации права граждан на возмещение причиненного ущерба утратой жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий посредством выдачи государственного жилищного сертификата, причины несвоевременного представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими лицами обосновывающих документов, наличие в них ошибок и неточностей, не умаляет право указанной категории граждан на предоставление им мер поддержки при соблюдении законодательно предусмотренных условий (утрата жилого помещения результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, включение в списки пострадавших граждан), что имеет место в рассматриваемом случае.

Не могут быть признаны состоятельными и доводы апелляционной жалобы Правительства Вологодской области о том, что признание за Парфеновой Т.Б., Парфеновым А.Н. права на получение государственного жилищного сертификата за счет средств ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации без разрешения вопроса об обязанности федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относится принятие решения о выдаче государственных жилищных сертификатов, делает решение суда неисполнимым, а также доводы жалобы представителя администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области Лопатниковой Е.С. о нарушения прав иных собственников жилого дома по адресу: <адрес> реализацией права семьи Парфеновых на получение государственного жилищного сертификата.

Так, в соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан принять решение именно по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Такое нормативное регулирование вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность распоряжаться своими процессуальными правами.

Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований конкретных истцов к конкретным ответчикам. В установленном законом порядке истцами не заявлялись какие-либо требования к иным лицам.

Иные участники права общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>: Обухова С.В.; Кувакина О.Л.; Паньков Д.В. исковые требования с целью реализации права на получение государственного жилищного сертификата в установленном порядке не предъявляли. В рамках указанного дела вопрос о правах и обязанностях указанных лиц не разрешался, утверждение о нарушении их законных прав является ошибочным.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 31 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации Великоустюгского муниципального района Лопатниковой Е. С., Правительства Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: