ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-377 от 24.01.2013 Саратовского областного суда (Саратовская область)

  Судья: Сисина Н.В.                               Дело № 33-377

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2013 года                      город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,

при секретаре Морозовой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение» (далее - ГБУ СО СРЦ «Возвращение») к Государственной инспекции труда в Саратовской области (далее - ГИТ в Саратовской области) о признании незаконным предписания ГИТ в Саратовской области № 28-7-1741-12-ОБ/2446/62/3 от                             03 июля 2012 года, по апелляционной жалобе ГБУ СО СРЦ «Возвращение» на решение Кировского районного суда города Саратова от 24 октября 2012 года, которым признан незаконным п. 4 оспариваемого предписания, в остальной части иска отказано.

Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., пояснения представителя                          ГБУ СО СРЦ «Возвращение» - Бязровой Т.И., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя ГИТ в Саратовской области - Ворониной К.В., возражавшей против ее удовлетворения, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

ГБУ СО СРЦ «Возвращение» обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование исковых требований указало, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям ч. 2 ст. 356 ТК РФ, предписанием фактически разрешается индивидуальный трудовой спор, в связи с чем ГИТ в Саратовской области не вправе выдавать такое предписание.

Ссылалось, что пунктом 5 предписания на ГБУ СО СРЦ «Возвращение» возложена обязанность по установлению надбавки к заработной плате за награждение нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» ФИО7 в соответствии с Законом Саратовской области от 24 апреля 2005 года № 33-ЗСО «О внесении изменений в статью 9 Закона Саратовской области «Об образовании». Пунктом 7 предписания на ГБУ СО СРЦ «Возвращение» возложена обязанность по начислению и выплате денежной компенсации за каждый день задержки выплаты ФИО7 надбавки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Пунктом 8 предписания на ГБУ СО СРЦ «Возвращение» возложена обязанность по выплате ФИО7 надбавки к заработной плате на награждение нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».

ГБУ СО СРЦ «Возвращение» указало, что учреждение занимается проблемами по предупреждению и преодолению социальной адаптации семей с детьми. Пунктом 4.3.1 Положения об оплате труда работникам государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от               26 декабря 2008 года № 522-П «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Саратовской области», предусмотрены дополнительные выплаты работникам определенного профиля. В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона Саратовской области от                                         28 апреля 2005 года № 33-ЗСО «Об образовании» надбавка к заработной плате в размере 901 руб. за награждение нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» устанавливается педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) областных государственных учреждений, областных специализированных учреждений по работе с молодежью. По мнению ГБУ СО СРЦ «Возвращение», ФИО7 занимает должность воспитателя, в ее должностные обязанности не входит ведение образовательного процесса, в связи с чем оснований для выплаты указанной надбавки не имеется.

Рассмотрев заявленные требования, судом постановлено вышеуказанное решение.

ГБУ СО СРЦ «Возвращение» не согласилось с данным решением и в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы, ее автор ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, недостаточность доказательств, неправильное применение норм процессуального и материального права, в частности, неправильное истолкование положений п. 5 ст. 9 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 33-ЗСО.

Полагает, что вывод суда о том, что ГБУ СО СРЦ «Возвращение» является специализированным по работе с молодежью, противоречит Уставу учреждения, п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона Российской федерации от 24 июня 1999 года                            № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Считает выводы суда о выплате вышеуказанной надбавки работнику со дня награждения отраслевым почетным знаком неправомерны, поскольку п. 4.3.1 Положения «Об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Саратовской области» надбавка устанавливается работникам, награжденным отраслевым знаком, при условии, что они работают по соответствующему профилю. Полагает, что изменения, внесенные в Закон Саратовской области «Об образовании» не распространяются на ФИО7, в связи с тем, что ГБУ СО СРЦ «Возвращение» относится к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, а не к областным специализированным учреждениям по работе с молодежью.

Считает, что ГИТ в Саратовской области при вынесении оспариваемого предписания превысила свои полномочия, поскольку для защиты прав ФИО7 необходимо было обращаться в суд с соответствующим исковым заявлением, оформленным с соблюдением положений ст.ст. 131, 132 ГПК РФ.

В заседание судебной коллегии ФИО7 не явилась, извещена о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представила. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, поскольку при рассмотрении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ст. 353 ТК РФ).

Согласно ст.ст. 354, 355 ТК РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). В основные задачи федеральной инспекции труда входит обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст.ст. 356, 357 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Основание для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (ст. 360 ТК РФ).

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Как следует из материалов дела, по распоряжению ГИТ в Саратовской области от 07 июня 2012 года (т. 1 л.д. 73-75) проведена внеплановая проверка                             ГБУ СО СРЦ «Возвращение» по письменному обращению ФИО7 о нарушении ее трудовых прав (т. 1 л.д. 63).

По результатам проверки 21 апреля 2011 года государственным инспектором труда в Саратовской области вынесено предписание № 7-962-11-ОБ/57/3 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативным правовых актов, содержащих нормы права (т. 1 л.д. 65-67).

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у ГИТ в Саратовской области полномочий к вынесению предписания, в случае выявления нарушения трудового законодательства, а также соблюдения порядка проведения внеплановой проверки, поскольку поводом к ее проведению послужило обращение работника о нарушении его трудовых прав.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Пунктом 5 ст. 9 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 33-ЗСО «Об образовании» (в редакции от 30 сентября 2009 года) педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) областных государственных образовательных учреждений, областных специализированных учреждений по работе с молодежью, награжденным нагрудным значком «Отличник народного просвещения», устанавливается надбавка к заработной плате в размере 901 рубль.

Уставом ГБУ СО СРЦ «Возвращение» к предмету деятельности учреждения отнесены семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, целям работы учреждения - реализация мер по предупреждению и преодолению социальной дезадаптации семей с детьми (п.п. 2.1, 2.2).

Согласно п. 2 положения об учреждении ГБУ СО СРЦ «Возвращение» является специализированным учреждением, созданным в системе Министерства социального развития Саратовской области.

Согласно п. 4.3.1 положения об оплате труда для работников                                    ГБУ СО СРЦ «Возвращение», утвержденному директором ФИО8                          29 марта 2011 года, при присуждении почетных званий или награждении отраслевым знаком, выплата работнику производится со дня присвоения почетного знака или награждения отраслевым почетным знаком.

Пунктами 5-8 оспариваемого предписания ГИТ в Саратовской области на                                          ГБУ СО СРЦ «Возвращение» возложена обязанность по назначению и выплате воспитателю ФИО7 ежемесячной надбавке к заработной плате за награждение значком «Отличник народного просвещения».

ФИО7 с 07 декабря 2000 года принята на работу в государственное учреждение Саратовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маленькая страна» на должность социального педагога, о чем работодателем издан приказ № 100-л от 07 декабря 2000 года. Между сторонами оформлен трудовой договор № 134 от 01 ноября 2008 года.

С 01 февраля 2009 года ФИО7 переведена на должность воспитателя. Между сторонами трудового договора заключено дополнительное соглашение                 № 3. Работодателем издан соответствующий приказ № 22л/с от 30 января 2009 года (т. 1 л.д. 82-110).

Личная карточка ФИО7 от 07 декабря 2000 года в разделе VII «Поощрения, награды» содержит запись о награждении значком «Отличник народного просвещения» (т. 1 л.д. 76-81).

23 апреля 2012 года ФИО7 обратилась в ГБУ СО СРЦ «Возвращение» с заявлением о назначении и выплате ежемесячной надбавки к заработной плате за награждение значком «Отличник народного просвещения» (т. 1 л.д. 21).

Судебная коллегия полагает, что районный суд пришел к обоснованному выводу о правомерности предписания ГИТ в Саратовской области в части возложения на ГБУ СО СРЦ «Возвращение» обязанности по выплате воспитателю ФИО7 как педагогическому работнику областного специализированного учреждения по работе с молодежью надбавки к заработной плате за награждение нагрудным значком «Отличник народного просвещения» в размере 901 руб.

При этом районный суд обосновано указал на наличие у                                            ГБУ СО СРЦ «Возвращение» задолженности перед ФИО7 по выплате указанной надбавки с 24 октября 2009 года - момента вступления в силу Закона от               30 сентября 2009 года № 139-ЗСО «О внесении изменения в статью 9 Закона Саратовской области «Об образовании».

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку, сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела и неправильному толкованию закона, на законность и обоснованность постановленного решения не влияют.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Саратова от                                              24 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: