Судья Булахов Н.П. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.,
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В.,
АПОКИНОЙ Е.В.,
с участием прокурора СЕДНЕВОЙ О.А.,
при секретаре КОЛЕСНИЧЕНКО Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 декабря 2012 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по апелляционному представлению помощника прокурора Трубчевского района Брянской области и апелляционной жалобе истцов С. и К. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 27 сентября 2012 года по гражданскому делу по иску Прокурора Трубчевского района Брянской области, С. и К. к Администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о признании незаконным постановления администрации Трубчевского муниципального района Брянской области №380 от 04.06.2012 г. «О начале процедуры реорганизации МБОУ «Усохская средняя общеобразовательная школа» в форме присоединения к нему МБОУ «Радутинская средняя общеобразовательная школа», возложении обязанности по прекращению процедуры реорганизации и о сохранении образовательного учреждения в качестве самостоятельного юридического лица,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Трубчевского района Брянской области, С. и К. - преподаватели Радутинской средней школы и жители с. Радутино, обратились в суд с иском к администрации Трубчевского муниципального района о признании незаконным постановления администрации №380 от 04.06.2012 г. "О начале процедуры реорганизации МБОУ «Усохская средняя общеобразовательная школа» в форме присоединения к нему МБОУ «Радутинская средняя общеобразовательная школа», возложении обязанности о прекращении процедуры реорганизации, и сохранении образовательного учреждения в качестве самостоятельного юридического лица.
Помощник прокурора Трубчевского района Дудина А.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования, мотивируя тем, что постановление администрации Трубчевского района за №380 от 04.06.2012 г. о реорганизации МБОУ «Усохская средняя общеобразовательная школа» в форме присоединения к указанному учреждению МБОУ «Радутинская средняя общеобразовательная школа», противоречит действующему законодательству. В частности, образовательная деятельность, в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образования», может осуществляться только юридическим лицом. В результате проводимой реорганизации, МБОУ «Радутинская средняя общеобразовательная школа», фактически, как юридическое лицо, будет ликвидировано и прекратит свою деятельность. Однако, ч. 5 ст. 34 Закона «Об образовании» предусмотрено, что ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Собрания схода жителей с. Радутино по данному вопросу не проводилось.
Истцы С. и К. исковые требования поддержали, пояснив, что принятое администрацией постановление по существу направлено на ликвидацию школы. Учителя школы не были уведомлены об изменении условий трудового договора. В настоящем учебном году, уже не был открыт 10-й класс, в результате чего дети вынуждены были продолжать учебу в других образовательных учреждениях. Таким образом, право детей на получение среднего образования по месту жительства было нарушено. Жители с. Радутино неоднократно обращались в различные инстанции с просьбой о сохранении школы.
Представитель ответчика по доверенности С.Е. исковые требования считал необоснованными, поскольку администрация, как учредитель образовательного учреждения вправе произвести реорганизацию и присоединить его к другому образовательному учреждению. В связи с этим, администрацией было принято решение о реорганизации в форме присоединения школы с. Радутино, в которой 19 учащихся, к Усохской средней школе. После проведения реорганизации школа с. Радутино в качестве филиала Усохской средней школы будет осуществлять образовательную деятельность. Нормы закона «Об образовании» не содержат какого-либо запрета осуществления образовательной деятельности филиалом образовательного учреждения.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора Трубчевского района Дудина А.И. просит решение суда отменить, как незаконное, постановленное в нарушение норм материального и процессуального права, указывая на то, что судом не дана оценка законности реорганизации юридического лица - образовательного учреждения МБОУ Радутинская СОШ в филиал.
В апелляционной жалобе истцы С. и К. просят решение суда отменить по причине неполного выяснения судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Считают, что суд вынес ошибочное решение, поскольку реорганизация МБОУ «Радутинская СОШ» происходит с нарушением процедуры реорганизации образовательного учреждения. Указанным решением нарушены права и свободы детей, родителей, учителей, жителей с. Радутино на достойную жизнь и свободное развитие человека.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения истиц, поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших отменить решение суда, прокурора Седневу О.А., поддержавшую апелляционное представление, возражение представителя администрации Трубчевского района, полагавшего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд правильно исходил из того, что в соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
В силу п. 1 ст. 34 Закона «Об образовании», образовательное учреждение может быть реорганизовано в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования.
На основании п. 8 и п.9 Раздела III Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесение в них изменений, утверждённых постановлением администрации Трубчевского муниципального района № 276 от 08.04.2011 г., реорганизация муниципального учреждения, в том числе, и в форме присоединения, может быть осуществлена по решению главы администрации Трубчевского муниципального района.
Согласно заключению экспертной комиссии по реорганизации образовательного
учреждений, созданной распоряжением главы администрации района от 02.05.2012 № 305-р признана целесообразной реорганизация МБОУ «Радутинская средняя общеобразовательная школа», в форме присоединения к МБОУ «Усохская средняя общеобразовательная школа».
Согласно п.п. 1.2 и 1.7 Устава МБОУ «Радутинская средняя общеобразовательная школа», п.п. 1.2 и 1.7 Устава МБОУ «Усохская средняя общеобразовательная школа» следует, что указанные учебные заведения учреждены муниципальным образованием «Трубчевский муниципальный район» и являются муниципальными, некоммерческими, средними образовательными учреждениями.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд обоснованно исходил из того, что на основании постановления администрации Трубчевского муниципального района Брянской области от 04.06.2012 г. № 380, решение о реорганизации в форме присоединения к МБОУ «Усохская средняя общеобразовательная школа» МБОУ «Радутинская средняя общеобразовательная школа», принято главой администрации в соответствии со ст.ст.57,58 ГК РФ и ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предъявленные исковые требования являются необоснованными, поскольку постановление о реорганизации образовательных учреждений в форме присоединения принято главой администрации муниципального района на основании ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», пунктом третьим которой вопросы создания, реорганизации и ликвидация муниципальных образовательных учреждений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, данное постановление не противоречит требованиям закона «Об образовании».
Отклоняя доводы истцов в той части, что образовательная деятельность может осуществляться только юридическим лицом, а не филиалами, постановлением администрации фактически ликвидируется образовательное учреждение с. Радутино, а ликвидация, на основании ч. 5 ст. 34 Закона «Об образовании», допускается только с согласия схода жителей населённых пунктов, обслуживаемых данным учреждением, суд правильно указал на то, что нормы вышеуказанного закона не содержат запрета осуществления образовательной деятельности юридическим лицом в филиалах образовательного учреждения, и образовательная деятельность будет осуществляться в с. Радутино иным юридическим лицом - МБОУ «Усохская средняя общеобразовательная школа». Обучение учащихся в филиале образовательного учреждения не может расцениваться как нарушение права учащихся школы с. Радутино на получение соответствующего образования. Оспариваемым постановлением администрации Трубчевского района предусмотрена не ликвидация муниципального образовательного учреждения, а его реорганизация в форме присоединения.
Судом исследованы доводы сторон, дана правильная правовая оценка обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения судом не допущено.
С учетом изложенного оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 27 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление и апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. ПЕТРАКОВА
Судьи областного суда Г.В. КРАВЦОВА
Е.В. АПОКИНА