Судья Долгова С.Ю. № 33-3781
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2013 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Садовой И.М., Литвиновой М.В.
при секретаре Царёве М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО13 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области (далее по тексту - УФСИН) о понуждении в предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе ФИО13 на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 03.04.2013 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения ФИО13, его представителя ФИО14, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя УФСИН по Саратовской области - ФИО15, полагавшего решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО13 обратился в суд с исковыми требованиями, в которых просил обязать ответчика предоставить жилое помещение общей площадью не менее 64 кв.м в <адрес>. Свои требования мотивировал, тем, что 19.06.2006 г. он был уволен из органов уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ за выслугу лет, является ветераном боевых действий.
18.10.1997 г. был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии. Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН по Саратовской области ФКУ «Исправительная колония №» от 28.01.2008 г. за ним закреплено имущественное право на получение жилого помещения площадью не менее 64 кв.м в строящемся <адрес>. В связи со сдачей нескольких секций данного дома в эксплуатацию, истец обратился к начальнику УФСИН с заявлением о предоставлении жилого помещения, однако письмом от 14.06.2012 г. ему было отказано, с указанием необходимости обращения по данному вопросу в ФКУ «Исправительная колония №»УФСИН по Саратовской области.
Рассмотрев спор, Октябрьский районный суд г. Саратова постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с указанным решением, ФИО13 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы мотивированы тем, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права. Автор жалобы полагает неверным вывод суда об отсутствии у него субъективного права на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании ФИО13, его представитель ФИО14 доводы жалобы поддержали, просили отменить решение суда.
Представитель УФСИН по Саратовской области ФИО15 в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
Представитель жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области ФИО16 в судебное заседание не явилась, извещена лично, не просила отложить слушание по делу, причина неявки неизвестна.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ст. 40, ч.1). Обязывая органы государственной власти создавать каждому условия для осуществления данного права, Конституция РФ вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч.2, 3 ст. 40). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Согласно ст. 28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
На основании ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В силу ст. 33 ЖК РСФСР очередность на получение жилых помещений может быть перенесена на более поздние сроки гражданам, состоящим на учете по месту работы, администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом за злостное нарушение трудовой дисциплины, пьянство, хулиганство, хищение государственного или общественного имущества и другие нарушения в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что между истцом и ответчиком никакие договоры, иные соглашения о приобретении или предоставлении жилого помещения не заключались, а сам по себе факт нахождения ФИО13 на учете по улучшению жилищных условий не влечет за собой обязанности ответчика по предоставлению ему жилого помещения на основании договора найма. УФСИН России по Саратовской области распорядилось жилыми помещениями в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу для проживания сотрудникам УФСИН с учетом нуждаемости, очередности в соответствии с требованием ЖК РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении»). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении»).
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Между тем из содержания судебного постановления суда первой инстанции следует, что оно не отвечает требованиям приведенных норм ГПК РФ в полном объёме, что является основанием к отмене решения суда в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО13 в период с 1989 г. по 2006 г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
18.10.1997 г. решением жилищно-бытовой комиссии учреждения был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь для получения жилья.
Приказом Федерального Государственного Учреждения исправительной колони № ГУ по Саратовской области Федеральной службы исполнения наказаний от<дата> № а/с истец был уволен за выслугу лет.
Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе на момент увольнения истца регулировался Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 06.06.2005 г. № 76.
В соответствии с Положением о главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, утвержденной директором Федеральной службы исполнения наказаний 11.03.2005 г., ГУФСИН по Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории субъекта РФ.
Одними из основных задач Главного управления является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказание, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах, выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств полученных из других законных источников. Содействие дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы и социальной сферы УИС (уголовно-исполнительной системы). Организация правовой, социальной защиты и личной безопасности сотрудников (работников) УИС, членов их семей и пенсионеров УИС.
Основными функциями Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области в том числе является осуществление руководства учреждениями, исполняющими наказания, следственными изоляторами, другими подведомственными учреждениями и подразделениями. Обеспечивает правовые, социальные гарантии и личную безопасность сотрудников (работников) УИС, членов их семей и пенсионеров УИС, создает им необходимые жилищно-бытовые условия, развивает функционирование социальной сферы УИС.
Согласно Уставу Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области» следует, что оно является учреждением уголовно-исполнительной системы (УИС) и находится в ведении ФСИН России и входит в состав Управления федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области. По своей организационно-правовой форме является федеральным казённым учреждением и имеет статус исправительного учреждения.
Согласно п. 4.1 Устава управление учреждением осуществляется ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области и руководством учреждения. Начальник учреждения назначается на должность и освобождается начальником УФСИН России по Саратовской области.
Федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002 - 2006 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.08.2001 г. № 636, была разработана на основе Концепции развития уголовно-исполнительной системы, одобренной Президентом РФ от 13.01.1996 г., Указа Президента РФ от 08.10.1998 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.03. 2001 г. № 439-р.
Одной из главных целей программы являлось повысить уровень социальной защищенности работников уголовно-исполнительной системы, в том числе обеспечение обслуживающего персонала следственных изоляторов и тюрем жильем.
Согласно пп. 7 п. 7 Положения о федеральной службе исполнения наказаний (утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314) ФСИН России осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
03.06.2005 г. УФСИН России по Саратовской области заключило договор подряда № на строительство жилого <адрес> в рамках Федеральной целевой программы «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002 - 2006 годы».
Блок-секции А, Б. В, Г, Д жилого дома по вышеуказанному адресу приняты в эксплуатацию 17.03.2011 г. на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № № от 17.03.2011 г.; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от 17.03.2011 г.
Распределение квартир УФСИН по Саратовской области производилось персоналу следственного изолятора № 1, сотрудникам УФСИН России по Саратовской области, сотрудникам учреждений УИС. Передача квартир нуждающимся в улучшении жилищных оформлялась путем заключения договоров социального найма жилого помещения в соответствии с требованиями ЖК РФ.
Согласно представленных справок от 20.03.2013 г. № по состоянию на <дата> на балансе УФСИН России по Саратовской области находится три свободные квартиры в блок-секции «Г» жилого дома <адрес>, общей площадью 111 кв.м каждая.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Вместе с тем ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. Однако суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, в том числе, если будет установлено, что нарушены права других граждан на спорное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения).
Судом первой инстанции, разрешая заявленные требования, не установил в качестве значимых по делу обстоятельств факт соблюдения очередности при предоставлении жилого помещения, что следует из определения о подготовке дела к судебному разбирательству от 16.07.2012 г.
Из материалов дела следует, что 28.01.2008 г. состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии ФГУ «Исправительная колония №» УФСИН по Саратовской области (далее по тексту - ЖБК), в ходе которого был заслушан председатель ЖБК ФИО17, который доложил об указании ЖБК ГУФСИН России по Саратовской области (протокол от <дата> №) о закреплении имущественных прав на получение пяти квартир в <адрес> в <адрес> для сотрудников колонии №, приобретенных на средства выделенные в рамках Федеральной целевой программы «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 г.г.». Решением ЖБК от <дата> за ФИО13 закреплено имущественное право на получение квартиры общей площадью не менее 64 кв.м на состав семьи 4 человека в строящемся <адрес> в <адрес>. По итогам заседания было принято решение о направлении копии протокола в ЖБК ГУФСИН России по Саратовской области. В списке, указанном в решении ЖБК, ФИО13 значится под номером 2.
Согласно индивидуальному учёту сотрудников ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью на 2012 г. ФИО13 значится под номером 6 (л.д т.2 л.д.4).
Доводы возражений ответчика о том, что заседание жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Саратовской области оформленное протоколом от <дата> №, в силу которого состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии ФГУ «Исправительная колония №» УФСИН по Саратовской области от 28.01.2008 г., не проводилось, судебная коллегия полагает, несостоятельными. Так, в материалы дела был представлен протокол № заседания жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Саратовской области от 10.12.2007 г., на котором было принято решение о предоставлении жилых помещений в спорном доме персоналу СИЗО-1 г. Саратова, в ходе которого председателем комиссии ЖБК ГУФСИН России по Саратовской области ФИО18 указано на необходимость жилищно-бытовой комиссии СИЗО-1 г. Саратова провести заседание комиссии, на котором закрепить имущественные права на 17 квартир среди персонала учреждения, согласно Закону Саратовской области от 28.04.2005 г. № 3 ЗСО «О предоставлении помещений в Саратовской области» по нормам предоставления и предоставить копии протокола заседания ЖБК со списком фамилий сотрудников за кем закреплены имущественные права на каждую квартиру в виде отдельного приложения (т. 2 л.д. 13-18).
На этом же заседании рассматривался вопрос об очередниках СИЗО-1 имеющих право на получение квартир в спорном доме. Из числа лиц, указанных в протоколе от <дата> № сотрудников СИЗО-1, квартиры в спорном доме получили ФИО1 <адрес> блок-секция «А» (в очереди с 2002 г. №), ФИО2 <адрес> блок-секция «А» ( в очереди с 1999 г. №), ФИО3 <адрес> блок-секция «Б» ( в очереди с 2002 г. №) ( т. 3 л.д. 53). Дата постановки на очередь подтверждается индивидуальным учётом сотрудников ФБУ ИЗ-64/1 ГУФСИН России по Саратовской области на 2008 г.
Учитывая вышеуказанное, судебная коллегия не принимает в подтверждение порочности протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФГУ «Исправительная колония №» УФСИН по Саратовской области от <дата>, справки, предоставленные председателями жилищно-бытовых комиссий СИЗО-1, Федерального казённого учреждения Управления по конвоированию, ИК №, ИК № о том, что вопрос о закреплении прав на жилые помещения в спорном доме не рассматривался.
В числе лиц, получивших жилые помещения в спорном доме, значится ФИО4 из числа сотрудников Управления по конвоированию, который на 2008 г. значился в очереди № по учреждению и состоял в очереди с 28.11.1999 г.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма могут быть предоставлены определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Доводы стороны ответчика о том, что в системе УФСИН по Саратовской области не ведётся общий сводный список очередников на получение жилых помещений в хронологическом порядке с учётом даты постановки на учёт не свидетельствует об отсутствии обязанности со стороны УФСИН по Саратовской области соблюдать требования ст. 57 ЖК РФ, в силу которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с Положением о жилищно-бытовой комиссии Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, утверждённого приказом ГУФСИН Росси по Саратовской области от <дата> №, жилищно-бытовая комиссия создаётся в целях соблюдения законности при решении вопросов о распределении жилой площади, сотрудникам, государственным служащим и пенсионерам ГУФСИН России по Саратовской области и учреждений, непосредственно подчиненных ГУФСИН России по Саратовской области.
Основной задачей комиссии является решение вопросов по улучшению жилищных условий сотрудников.
В функции комиссии входит осуществление контроля за деятельностью жилищных комиссий учреждений области; рассмотрение вопросов о распределении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте по улучшению жилищных условий и подлежащих обеспечению жильём в соответствии с установленной очередностью.
В силу п. 4.16 Положения жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учёт.
Аналогичные положения содержатся в Положении о жилищно-бытовой комиссии Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, утверждённого приказом ГУФСИН Росси по Саратовской области от <дата> № (т. 2 л.д.31-42).
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии от 28.01.2008 г. имущественное право на получение квартир в <адрес> в <адрес> было закреплено за ФИО5, ФИО27, ФИО7, ФИО6, ФИО9
ФИО5, равно как ФИО13, жилое помещение предоставлено не было. ФИО7 была оказана безвозмездная финансовая помощь по оплате кооперативного жилья в соответствии с приказом от <дата> (т. 3 л.д.55), ФИО8 получил государственный жилищный сертификат (т.3 л.д. 48).
ФИО9, значащемуся в вышеуказанном протоколе по<адрес> (ФИО13 № дата постановки на учет 18.10.1997 г.) была распределена <адрес> блок секции «Д» с указанием «очередь - УФСИН». При этом согласно индивидуальному учёту ГУФСИН России по Саратовской области на 2008 г. ФИО9 значится под номером 22 с указанием даты постановки на учёт <дата>
На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Саратовской области от <дата> со ФИО9 <дата> был заключен договор социального найма жилого помещения №.
Согласно справке о гражданах (сотрудниках и пенсионерах уголовно-исполнительной системы), с которыми УФСИН России по Саратовской области заключило договору социального найма в доме по <адрес>, следует, что в блок секции «А» имелись трёхкомнатные квартиры №, №, 29 имеющие общую площадь 67,9 кв.м каждая. Квартира № была предоставлена ФИО10 сотруднику УФСИН, поставленному в очередь <дата>, <адрес> предоставлена ФИО11 сотруднику УФСИН поставленному в очередь <дата>, в секции «Б» <адрес> имеющая площадь 89,5 кв.м предоставлена ФИО12 сотруднику УФСИН, поставленному в очередь <дата> (т. 3 л.д. 53).
Как следует из государственного контракта № УФСИН России по Саратовской области в блок-секциях «Е» и «Ж» принадлежат, в том числе трехкомнатные квартиры № №, общей площадью 67,9 кв.м каждая.
Согласно удостоверению серии БК № от 25.12.2004 г. ФИО13 является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу ст. ст. 1 - 4, 13 - 24 Федерального закона от 12. 01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» законодатель различает следующие категории граждан, имеющих различный объем социальной помощи: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий (инвалиды войны), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 указанного Закона ветераны боевых действий - это военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
На основании ст. 36 ЖК РСФСР инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненные к ним в установленном порядке лица; лица, пребывавшие в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, а также другие лица, принимавшие участие в боевых операциях по защите СССР; инвалиды I и II групп из числа военнослужащих, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное предоставление жилых помещений.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев (т.е. за исключением лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений).
С 01.01.2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», которым Федеральный закон «О ветеранах» был дополнен ст. 23.2(п. 8 ст. 2), а Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - ст. 28.2(п. 2 ст. 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из вышеуказанных положений законов в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г.
Из п. п. 3.2, 4, 5, 6, 7, 11.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12. 01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» следует, что по письменным заявлениям указанных в пп. 3 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 3.2 введен Федеральным законом от 16.10.2012 г. № 169-ФЗ).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп. 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 г. (в том числе инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий) устанавливается законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1, пп. «а» п. 1.1, п. 4.1 ст. 1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» гражданам, вставшим на учет до 01.01.2005 г., имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в том числе ветеранам боевых действий, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, учитывая вышеизложенное и, принимая во внимание протокол заседания жилищной комиссии ФГУ «Исправительная колония № 33» УФСИН по Саратовской области от 28.01.2008 г., обладающий силой распорядительного акта, выданного в пределах компетенции жилищно-комиссии «Исправительная колония № 33» в соответствии с распоряжением жилищно-бытовой комиссией УФСИН России по Саратовской области, не оспоренный ответчиком, в силу которого за ФИО13 с учетом членов его семьи закреплено имущественное право на жилое помещение площадью не менее 64 кв.м в <адрес> в <адрес>, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 03.04.2013 г. отменить. Принять по делу новое решение.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области предоставить ФИО13 квартиру общей площадью не менее 64 кв.м в <адрес> в <адрес>.
Председательствующий:
Судьи: