ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3787/17 от 17.10.2017 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Зайцев В.В. Дело № 33 – 3787/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Пудова А.В.,

судей Козловой А.А. и Коженовой Т.В.

при секретаре Сысоенковой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Рославльском районе Смоленской области (межрайонном) ФИО2 дело по апелляционной жалобе указанного истца на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 6 июля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ответчика ФИО2, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия

Установила :

ФИО1 обратился в Рославльский городской суд Смоленской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Рославльском районе Смоленской области о присуждении страховой пенсии по старости, сославшись на то, что с 22.09.1999 г. по 24.11.2016 г. он работал спасателем в Управлении по делам гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций (ЧС) города Рославля Смоленской области, в связи с чем имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, однако ответчик незаконно не включил в стаж, дающий право на пенсию, указанный период его работы и необоснованно отказал в установлении пенсии.

В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования.

Управление Пенсионного фонда РФ в Рославльском районе Смоленской области иск не признало, указав в своих возражениях на то, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются спасатели, работающие в подразделениях МЧС России; в оспариваемый период Управление по делам ГО и ЧС города Рославля не входило в структуру МЧС России, в связи с чем истцу и было отказано в установлении пенсии.

Обжалуемым решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены частично: суд признал незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Рославльском районе Смоленской области от <данные изъяты> в части невключения в специальный стаж истца периода его работы в Управлении ГО и ЧС города Рославля с 22.09.1999 г. по 31.12.2001 г. в должности спасателя и обязал ответчика засчитать указанный период в специальный стаж ФИО1

В удовлетворении остальных требований истца, в том числе во включении в его специальный стаж периода работы в Управлении ГО и ЧС города Рославля в период с 01.01.2002 г. по 24.11.2016 г. в должности спасателя и в присуждении досрочно назначаемой страховой пенсии по старости, суд отказал.

В рассматриваемой апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение в части отказа в иске, полагая, что в указанной части суд неправильно применил нормы материального права. Отмечает, что его работа спасателя в Управлении по делам ГО и ЧС города Рославля по существу ничем не отличалась от работы спасателя в подразделениях МЧС России, и отказ в досрочном назначении страховой пенсии по старости лишь на том основании, что Управление не входило в структуру МЧС России является ничем иным, как дискриминацией по профессиональному признаку.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.

Согласно записям в трудовой книжке <данные изъяты>, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с 22.09.1999 г. по 24.11.2016 г. работал спасателем 10-му разряду в Управлении по делам ГО и ЧС города Рославля Смоленской области (муниципальное бюджетное учреждение).

Как следует из Положения о поисково-спасательной службе, правах и обязанностях спасателя муниципального образования «Рославльский район», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Рославльский район» от 30.10.05 г. № 1656, поисково-спасательная служба Рославльского района Смоленской области является профессиональным формированием на штатной основе и создается по решению органа местного самоуправления по согласованию с Управлением по делам ГО и ЧС города Рославля, финансируется из средств районного бюджета, а также иных источников и призвана решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на территории района. Статус спасателя (объем его прав и обязанностей, социальных гарантий) определяется данным Положением (статьи 1, 6, 7, 18).

25.11.2016 г. ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Рославльском районе Смоленской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением ответчика от <данные изъяты> в установлении пенсии отказано ввиду отсут­ствия специального стажа.

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), действующего с 01.01.2015 г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Аналогичное правовое регулирование содержалось в действовавшем с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г. Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) (подпункт 16 пункта 1 статьи 27).

Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 340-I), действовавший по 31.12.2001 г., предусматривал право на пенсию мужчин и женщин по достижении ими возраста 40 лет, если они трудились спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемому Правительством РФ) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт «л» статьи 12, статья 78.2).

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. № 702.

Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотрено, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности «спасатель», установленной в соответствии с постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 г. № 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

В части 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ закреплено положение о том, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Закон № 340-I не ставил право спасателей на льготное пенсионное обеспечение в зависимость от ведомственной принадлежности подразделения, поэтому период работы ФИО1 в Управлении ГО и ЧС города Рославля с 22.09.1999 г. по 31.12.2001 г. подлежит включению в его специальный стаж. В последующем законодатель (Закон № 173-ФЗ, Закон № 400-ФЗ) четко определил круг лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством РФ) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России. Поскольку Управление ГО и ЧС города Рославля не являлось подразделением МЧС России, период работы истца с 01.01.2002 г. по 24.11.2016 г. (дата обращения за пенсией) в его специальный стаж засчитан быть не может, что исключает возможность досрочного установления ему страховой пенсии по старости.

У судебной коллегии не имеется оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции, который, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно применил нормы материального права.

Досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости лицам, указанным в пункте 16 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (подпункт 16 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ), основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта РФ, всю территорию РФ, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Это, в частности, вытекает из положений подпункта «д» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), согласно которому при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов РФ вправе обращаться к Правительству РФ за помощью.

В силу подпункта «е» пункта 2 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Соответственно, дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

Кроме того, в силу статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Следовательно, исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.

Выводы суда первой инстанции согласуются также с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 5 февраля 2009 г. № 551-О-П.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила :

Решение Рославльского городского суда Смоленской области от 6 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи :