Дело № 33-378/2014
Апелляционное определение
г. Тюмень
29 января 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Лаврентьева А.А.
судей:
ФИО1 и ФИО2
с участием прокурора:
ФИО3
при секретаре:
ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению исполняющего обязанности Ялуторовского межрайонного прокурора Шайкина Д.С. и апелляционной жалобе истца Т. на решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 28 октября 2013 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Ялуторовского межрайонного прокурора в интересах Т. к Правительству Тюменской области и Администрации г. Ялуторовска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения из специализированного жилого фонда Тюменской области и заключении договора найма этого жилого помещения отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А, судебная коллегия
установила:
Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области в порядке ст.45 ГПК Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов Т. с иском к Правительству Тюменской области, Администрации города Ялуторовска об обязании Правительства Тюменской области предоставить Т. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Ялуторовска, общей площадью не менее 18 кв.м., и возложении на Администрацию города Ялуторовска обязанности заключить с Т. договор найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Т., <.......> года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его мать умерла <.......> года, сведения об отце в свидетельстве о рождении были указаны со слов матери. На основании Распоряжения Администрации Объединённого муниципального образования Вагайский район Тюменской области №<.......> от <.......> года Т. был определён в детское образовательное учреждение на полное государственное обеспечение, за ним закреплено жилое помещение, которое заключением межведомственной комиссии от 3 декабря 2010 года признано непригодным для проживания и подлежащим сносу. В 2012 году Т. окончил обучение в <.......> «<.......> университет» города Тюмени. С 27 июня 2012 года по 28 июня 2013 года проходил военную службу. В соответствии с Приказом Департамента социального развития Тюменской области Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства города Ялуторовска от 19 марта 2013 года Т. включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории города Ялуторовска. До настоящего времени Т. жильём не обеспечен, в списке по городу Ялуторовску состоит в очереди под номером <.......>, в Едином региональном списке по Тюменской области имеет номер <.......>.
Помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области Полякова С.Ю. и истец Т. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области ФИО5, действовавшая на основании письменной доверенности №<.......> от <.......> года, в судебном заседании с исковыми требованиям не согласилась, пояснив, что Порядок предоставления в Тюменской области жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установлен Правительством Тюменской области. Список этих лиц ведёт Департамент социального развития Тюменской области. Истцу установлена очерёдность на получение жилья. В случае внеочередного предоставления Т. жилого помещения права других лиц будут нарушены.
Представитель ответчика Администрации города Ялуторовска ФИО6, действовавший на основании письменной доверенности №<.......> от <.......> года (л.д.74), в судебном заседании также с иском не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которому считает, что Администрация города Ялуторовска является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д.92-98).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласны исполняющий обязанности Ялуторовского межрайонного прокурора Шайкин Д.С. и истец Т.
В апелляционном представлении и.о. Ялуторовского межрайонного прокурора просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить иск, считая, что суд неправильно применил нормы материального права. Не согласен с выводом суда о том, что истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено в порядке очередности. Вместе с тем, действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. При этом, ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ не ставит право на предоставление жилья по достижению совершеннолетия в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории. Кроме того, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
В апелляционной жалобе истец Т. просит решение суда отменить, иск - удовлетворить, приводя доводы аналогичные доводам, изложенным в апелляционном представлении прокурора.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя ФИО5, действующая на основании доверенности №<.......> от <.......> года, Глава Администрации города Ялуторовска ФИО7 просят оставить решение суда без изменения, апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда отменить, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Т., <.......> года (л.д.14), является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Т. умерла 31 января 1998 года (л.д.17), сведения об отце были внесены в свидетельство о рождении на основании заявления матери (л.д.19).
Распоряжением Объединенного муниципального образования Вагайского района Тюменской области от 9 сентября 2003 года №<.......> Т. определён в детское образовательное учреждение на полное государственное обеспечение, за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <.......> (л.д.21).
Заключением межведомственной комиссии Администрации Вагайского муниципального района от 18 апреля 2012 года №<.......> квартира по адресу: <.......> признана непригодной для проживания и подлежащей сносу (л.д.27-28).
21 июня 2012 года Т. окончил обучение в <.......> университет» по профессии <.......> с получением среднего (полного) общего образования, о чём 29 июня 2012 года ему был выдан диплом (л.д.44).
С 27 июня 2012 года по 28 июня 2013 года Т. проходил военную службу по призыву (л.д.47-48).
На основании приказа Департамента социального развития Тюменской области от 19 марта 2013 года №<.......> Т. включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Ялуторовска (л.д.34).
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Ялуторовска по состоянию на 18 октября 2013 года Т. значится под №<.......>, в едином региональном списке по Тюменской области – под №<.......> (л.д.90-91).
До настоящего времени Т. жильём не обеспечен, собственником либо иным владельцем объекта недвижимости не является, как и не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения (л.д.67-71).
Отказ в удовлетворении иска прокурора о предоставлении истцу жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области по договору найма специализированного жилого помещения суд 1 инстанции мотивировал тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации предоставление истцу указанного жилья возможно только в соответствии со Списком, утверждённым субъектом Российской Федерации, в который истец ФИО8 включён, тогда как требование прокурора о предоставлении ему жилья из специализированного жилищного фонда Тюменской области в нарушение очерёдности такого Списка не соответствует закону и нарушает права других детей-сирот и иных лиц этой категории граждан, стоящих в Списке до истца.
Судебная коллегия указанный вывод суда 1 инстанции находит обоснованным исходя из следующего.
Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Тюменской области от 7 октября 1999 года №137 (редакции от 3 октября 2012 года) «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», установлены категории граждан, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, порядок их учёта и предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст.30.1 указанного Закона Тюменской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статье 30.2. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 30.1 настоящего Закона, включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Порядок ведения Списка определяется Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п утверждён «Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений».
В соответствии с пунктом 4.1. указанного Порядка решение о предоставлении лицам, указанным в п.2.1 настоящего Порядка, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) в разрезе муниципальных районов и городских округов исходя из даты включения указанных лиц в Список в порядке очередности, а также возникновения оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод апелляционного представления прокурора и апелляционной жалобы истца о том, что ФИО8 жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, судебная коллегия находит необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ.
В настоящее время законоположение о внеочередном порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которое содержалось в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, с 1 января 2013 года утратило силу. В связи с вступлением с указанной даты в законную силу изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» из содержания абзаца 1 статьи 8 указанного федерального закона следует, что предоставление детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законодательством Российской Федерации установление порядка предоставления жилых помещений лицам указанной категории делегировано субъектам Российской Федерации. Действующее законодательство Российской Федерации такого порядка не предусматривает, в частности, в нём отсутствуют нормы о предоставлении специализированного жилья детям сиротам и приравненным к ним категориям граждан во внеочередном порядке.
Во исполнение положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей в настоящее время редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) субъектом Российской Федерации – Тюменской областью были внесены изменения в Закон Тюменской области «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» и принят указанный выше «Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений».
Кроме того, Федеральный закон от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ указал, что действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ (т.е. жилыми помещениями по договорам социального найма и во внеочередном порядке).
В соответствии с подпунктом «б» п.2.1 «Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений» в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список), включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Поскольку истец Т. до 1 января 2013 года не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жильём по договору социального найма и во внеочередном порядке, то на него распространяются положения действующего в настоящее время законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации, к которому относится Тюменская область, об обеспечении детей-сирот и приравненных к ним категорий граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Довод прокурора о том, что положение п.4.1 «Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений» противоречит законодательству Российской Федерации, не может быть признан обоснованным, поскольку прокурором не указано какой именно норме права федерального законодательства установление порядка предоставления детям-сиротам специализированного жилого помещения в соответствии со Списком и в порядке очерёдности прямо противоречит.
Каких-либо противоречий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законодательством Тюменской области – Законом «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», «Порядком ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», утверждённым Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п, судебная коллегия не усматривает. Положения указанных выше нормативных актов Тюменской области в установленном законом судебном порядке никем (в т.ч. прокурором) не оспорены и не признаны в какой-либо части недействующими, а потому подлежат применению.
Ссылка прокурора на абзац 3 части 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как на основание внеочередного предоставления жилья не может быть признана состоятельной, поскольку указанная норма содержит основания возникновения права по предоставлению детям-сиротам и приравненных к ним категорий граждан жилыми помещениями (достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях), но реализацию такого права связывает с наличием соответствующего заявления указанных выше лиц в письменной форме.
Такая письменная форма также предусмотрена «Порядком ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», утверждённым Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п, и соответствующая форма заявления о предоставлении жилья содержится в Приложении №2.
Из материалов дела следует, что истец не обращался в уполномоченный Правительством Тюменской области орган о предоставлении ему жилья из специализированного жилищного фонда Тюменской области. Более того, материалами дела подтверждается, что, находясь в Списке, который ведёт Департамент социального развития Тюменской области, он 13 мая 2013 года обращался в орган опеки г. Ялуторовска Тюменской области об отсрочке предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи со службой в Вооружённых Силах, после окончания военной службы он письменное заявление по установленной форме не подавал, в связи с чем у Правительства Тюменской области не возникла обязанность по предоставлению ему жилья из специализированного жилищного фонда.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что получение истцом жилья из специализированного жилищного фонда Тюменской области возможно только в порядке очерёдности, сформированной в соответствии со Списком, который ведёт Департамент социального развития Тюменской области (по Списку очередь до истца о предложении ему получить жильё специализированного жилищного фонда области не подошла) и в соответствии с установленным Порядком процедурой предоставления жилья и заключения договора найма специализированного жилого помещения, а также на основании соответствующего письменного заявления, которое истцом в Правительство Тюменской области не подано. Таким образом, права истца ответчиками нарушены не были.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционное представление прокурора и апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 28 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. Ялуторовского межрайонного прокурора и апелляционную жалобу истца Т. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: