ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3790(2012) от 13.12.2012 Брянского областного суда (Брянская область)

Судья Перминов П.В.                                                            Дело № 33-3790 (2012)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Янишевской Л.В.,

судей областного суда                               Горбачевской Ю.В., Алейниковой С.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2012 года по докладу судьи Янишевской Л.В. дело по апелляционному представлению Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Абушенко Д.Г. на решение Фокинского районного суда г.Брянска от 29 августа 2012 года по гражданскому делу по иску Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Брянский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с указанным иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице эксплуатационного локомотивного депо Брянск - 2 Московской дирекции тяги Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» о понуждении к совершению действий; с учетом уточнений, просил суд обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить выполнение квоты эксплуатационным локомотивным депо Брянск-2- структурным подразделением Московской дирекции тяги - структурным подразделением Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» в размере 4% от числа работающих, путем создания или выделения рабочих мест для инвалидов и предоставления в установленном порядке в службу занятости информации, необходимой для организации занятости инвалидов.

При этом сослался на то, что в ходе проведенной проверки установлены нарушения ответчиком в эксплуатационном локомотивном депо Брянск-2 законодательства о социальной защите инвалидов в части содействия трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями и выполнения квоты при приеме на работу инвалидов. Из информации ГКУ «Центр занятости населения г. Брянска» также усматривается, что эксплуатационное локомотивное депо Брянск-2 депо не содействует занятости инвалидов, не создает рабочих мест для инвалидов и не предоставляет сведений о потребности на квотируемые рабочие места для трудоустройства инвалидов. Численность работников учреждения в настоящее время составляет 1206 человек, квота для приема на работу инвалидов должна составлять 48 работников, работает же на предприятии всего 5 инвалидов. Вакантных мест в соответствии с квотой в депо нет, работодатель не принимает мер по созданию рабочих мест для инвалидов, и не информирует в установленном порядке об этом Центр занятости населения.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО5 исковые требования не признала, свои возражения мотивировала тем, что эксплуатационное локомотивное депо Брянск-2 (далее Депо) ежемесячно представляет органам службы занятости информацию о наличии вакантных мест (должностей) для приема инвалидов, о численности работающих на предприятии, о размере квоты для инвалидов. По состоянию на 30 июля 2012 года численность работающих в Депо составила 1233 человека, соответственно квота для Депо составляет 49 человек. В Депо в настоящее время работают 6 инвалидов. Соответственно квота выполнена на 6 человек. Других вакантных рабочих мест, на которых могли бы работать инвалиды, в Депо не имеется. Выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов также невозможно, так как, согласно справке в материалах дела, в Депо по состоянию на 06.06.2012г. вакансии отсутствуют. В Депо инвалиды для трудоустройства не обращались, службой занятости для трудоустройства не направлялись, в связи с чем, создание рабочих мест для инвалидов без наличия инвалидов и их индивидуальной программы реабилитации не производилось и в настоящее время не представляется возможным, что указывает на отсутствие вины ОАО «РЖД» в невыполнении установленной законом квоты рабочих мест для инвалидов.

Представитель третьего лица - Фокинского отдела ГУ «Центр занятости населения города Брянска» иск поддержал, пояснил, что по состоянию на 31.05.2012 года среднесписочная численность работников Эксплутационного локомотивного депо Брянск-2- структурного подразделения Московской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» составляет 1217 чел., установленная квота для приема на работу инвалидов составляет 49 рабочих мест, на предприятии работает 6 инвалидов. В 2012 году в ГКУ «ЦЗН г. Брянска» сведения о наличии свободных рабочих мест, в счет установленной квоты не поступали. Инвалиды, зарегистрированные в службе занятости города, на данное предприятие не направлялись, так как в соответствии с Административным регламентом № 513 от 03.07.2006г. для направления граждан с целью трудоустройства необходимо предоставление работодателем сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест. Информация о количестве рабочих мест и численности, работающих на предприятии инвалидов не предоставлена за июнь и июль 2012 года.

Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 29 августа 2012 года в удовлетворении иска Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц отказано.

В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и противоречащего законодательству о социальной защите инвалидов, и принятии нового решения - об удовлетворении иска прокурора в полном объеме.

В письменных возражениях представитель ответчика ФИО5 просит оставить решение суда без изменения, а апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу судьи Янишевской Л.В., объяснения представителя Брянской транспортной прокуратуры ФИО6, возражения представителя ОАО «Российские железные дороги» ФИО5, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, письменные возражения, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу положений ст.20 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых норм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов; резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Согласно ч.1 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991г. №1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации» на работодателей возложена обязанность по содействию в проведении государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Права и обязанности работодателей регламентированы в ст.24 Закона РФ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в которой в частности указано, что в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов работодатели обязаны:

создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;

предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Из представленной по запросу Брянской транспортной прокуратуры информации ГКУ «Центр занятости населения г.Брянска» от 27.02.2012 года усматривается, что эксплуатационное локомотивное депо Брянск-2 не содействует занятости инвалидов, не создает рабочих мест для инвалидов и не предоставляет сведений о потребности на квотируемые рабочие места для трудоустройства инвалидов.

По результатам проверки Брянской транспортной прокуратурой соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в эксплуатационном локомотивном депо Брянск-2 в части содействия трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями и выполнения квоты при приеме на работу инвалидов было внесено представление от 01.09.2010 года начальнику эксплуатационного локомотивного депо Брянск-2 об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части квотирования рабочих мест для инвалидов.

Разрешая спор, суд пришел к выводу, что доказательств нарушения прав инвалидов со стороны ответчика отсутствует, а создание специальных рабочих мест для инвалидов без наличия инвалидов и их индивидуальной программы реабилитации невозможно, вследствие чего отказал в иске Брянского транспортного прокурора.

Между тем, суд не учел, что реализации требований законодательства о социальной защите инвалидов по их фактическому трудоустройству предшествует обязанность работодателя в соответствии с установленной квотой создать или выделить рабочие места, наиболее подходящие для их трудоустройства, с целью создания условий для последующего предоставления рабочих мест инвалидам и адаптации к индивидуальной программе реабилитации.

Также действующее законодательство не ставит в зависимость исполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов с фактами их обращений для трудоустройства.

Вывод суда о невозможности создания специальных рабочих мест для инвалидов без наличия инвалидов и их индивидуальных программ реабилитации противоречит нормам материального права.

Согласно ст.21 Закона РФ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Положениями ст. 1.2 Закона Брянской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенной на территории Брянской области» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Судом установлено, что по состоянию на 30.07.2012г. численный состав по эксплуатационному локомотивному депо Брянск -2 - структурному подразделению Московской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» по состоянию на 30.07.2012 года составил 1233 человек. Квота для трудоустройства инвалидов составляет 49 рабочих мест, однако на предприятии работает лишь 6 инвалидов. Не выполнена квота в количестве 43 человек. Согласно информации ответчика причиной невыполнения квоты являются особые условия труда, а также отсутствие вакансий согласно программы реабилитации инвалидов.

Соответственно служба занятости не направляла на работу к ответчику инвалидов ввиду отсутствия для них подходящей работы, что расценено ответчиком, как отсутствие к ним обращений инвалидов для трудоустройства.

Как усматривается из материалов дела, после начала судебного разбирательства эксплуатационным локомотивным депо Брянск -2 - структурным подразделением Московской дирекции тяги - структурным подразделением Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» формально информируются органы занятости населения о количестве работников, о рассчитанной квоте и об отсутствии рабочих мест для инвалидов, в то время, как в соответствии с действующим законодательством о занятости населения требуется информировать орган занятости населения об имеющихся наиболее подходящих местах для инвалидов, и тем самым способствовать занятости инвалидов.

Вышеуказанные обстоятельства и требования материального закона судом первой инстанции не учтены.

Судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда, как постановленное в нарушение норм материального права, и принять новое решение, которым удовлетворить иск Брянского транспортного прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст.328, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фокинского районного суда г.Брянска от 29 августа 2012 года отменить.

Принять новое решение. Иск Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить выполнение квоты эксплуатационным локомотивным депо Брянск-2- структурным подразделением Московской дирекции тяги - структурным подразделением Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» в размере 4% от числа работающих, путем создания или выделения рабочих мест для инвалидов и предоставления в установленном порядке в службу занятости информации, необходимой для организации занятости инвалидов.

Председательствующий- Янишевская Л.В.,

Судьи облсуда- Горбачевская Ю.В.,

Алейникова С.А.