Судья Курлюк И.Н. Дело № 33-3794/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань «3» декабря 2014 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Коробченко Н.В.,
судей областного суда Усенко О.А., Радкевич А.Л.,
при секретаре Кудряшовой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коробченко Н.В.
дело по апелляционным жалобам ответчиков ООО УК «Центр», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области,
на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 27 августа 2014 года
по иску Ахтубинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО УК «Центр», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, администрации МО «Город Ахтубинск»
о признании действий ООО УК «Центр» по начислению платы за предоставление коммунальной услуги «отопление» незаконными,
УСТАНОВИЛА:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с иском к ООО УК «Центр», Министерству ЖКХ Астраханской области, администрации МО «Город Ахтубинск» о признании действий по начислению платы за предоставление коммунальной услуги «отопление» незаконными.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что органами прокуратуры проведена проверка исполнения ООО УК «Центр» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части начисления платы за коммунальные услуги «отопление». В ходе проведенной проверки установлено, что 24 ноября 2008 года главой администрации МО «Город Ахтубинск» принято постановление № 836 «Об установлении норматива отопления для населения МО «Город Ахтубинск» в размере 0,0146 Гкал на квадратный метр общей площади. Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 7 февраля 2013 года на администрацию МО «Город Ахтубинск» возложена обязанность по приведению норматива потребления коммунальной услуги «отопление» для населения МО «Город Ахтубинск» в соответствие с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306. В тоже время установлено, что ООО УК «Центр» начисляется плата за коммунальные услуги «отопление» по нормативам, признанным решением суда незаконными.
С учетом изменения исковых требований, Ахтубинский городской прокурор просит суд признать незаконным действие ООО УК «Центр» по начислению платы за предоставленные коммунальные услуги «отопление» с момента отмены постановления администрации МО «Город Ахтубинск» от 24 ноября 2008 года №836, то есть с 26 июля 2013 года, обязать ООО УК «Центр» прекратить начисление оплаты за коммунальные услуги «отопление» по недействующим нормативам с 26 июля 2013 года.
В судебном заседании Ахтубинский городской прокурор Файнгерш С.М. просил суд удовлетворить иск с учетом изменения.
Представители ответчиков ООО УК «Центр» ФИО1, ФИО2, Министерства ЖКХ Астраханской области ФИО3, представитель третьего лица администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО4 просили суд исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 27 августа 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО УК «Центр» ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм материального права и нарушения процессуального закона и просит суд апелляционной инстанции принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, представитель в жалобе указывает, что суд оставил без внимания постановление Министерства ЖКХ Астраханской области от 12 сентября 2012 года №166-П, которое применяется обществом при осуществлении расчетов по отоплению с потребителями. Судом необоснованно положена в основу отмена администрацией МО «Город Ахтубинск» 26 июля 2013 года постановления от 24 ноября 2008 года №836.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства ЖКХ по Астраханской области также ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям нарушения норм материального права. В обоснование доводов жалобы представитель ссылается на правомерность применения ООО УК «Центр» нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку судебным решением не отменялось постановление администрации МО «Город Ахтубинск» от 24 ноября 2008 года №836. Суд оставил без внимания то обстоятельство, что Федеральным законом от 27 июля 2010 года №237-ФЗ с 12 августа 2010 года нормативы потребления подлежат утверждению органами государственной власти субъекта, постановлением Правительства Астраханской области от 19 ноября 2010 года №500-П полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг возложены на министерство, информация об изменении конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирных и жилых домов, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов изменяется более чем на 5 процентов на территории МО «Город Ахтубинск» в министерство в 2010-2012 годах не поступала. Учитывая особенности Правил применения норматива потребления коммунальной услуги «отопление», а также то обстоятельство, что решением суда не было признано недействующим постановление администрации МО «Город Ахтубинск» от 24 ноября 2008 года №836, данное постановление действовало с 1 января 2009 года по 26 июля 2013 года, то есть по состоянию на 30 июня 2012 года, на территории МО «город Ахтубинск» до 1 января 2015 года должен применяться норматив потребления, утвержденный вышеуказанным постановлением.
Заслушав докладчика, представителей ответчиков Министерства ЖКХ Астраханской области ФИО5, ООО УК «Центр» ФИО6, ФИО2, представителя третьего лица администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО4, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя истца ФИО7, возражавшую по доводам апелляционных жалоб, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает подлежащим отмене решение суда по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 12 августа 2010 года) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывался по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года №237-ФЗ в положения части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения и размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановлении главы администрации МО «Город Ахтубинск» от 24 ноября 2008 года №836 с 1 января 2009 года установлены нормативы по отоплению для населения муниципального образования в размере 0,0146 Гкал на квадратный метр общей площади.
Постановлением главы администрации МО «Город Ахтубинск» от 26 июля 2013 года №677 вышеуказанное постановление признано утратившим силу.
В соответствии с уставом ООО УК «Центр» предметом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, включая деятельность по обеспечению тепловой энергией населения.
Из материалов дела установлено, что ООО УК «Центр» начисление гражданам, проживающим в жилых домах МО «Город Ахтубинск», платы за отопление производилось по нормативу потребления в размере 0,0146 Гкал на 1 кв.м.
Удовлетворяя заявленные Ахтубинским городским прокурором требования, суд первой инстанции исходил из незаконности действий ООО УК «Центр» по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению по нормативу, установленному утратившим силу постановлением главы администрации МО «Город Ахтубинск» от 24 ноября 2008 года №836.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации 6 мая 2011 года издано Постановление №354, пунктом 1 которого утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года №857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте «а» или «б» пункта 1 названного Постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года №857).
Постановлением Правительства Астраханской области от 19 ноября 2010 года №500-П полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг возложены на министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857 постановлением Министерства ЖКХ Астраханской области от 12 сентября 2012 года №166-П установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», используя при этом, нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Как следует из материалов дела и представленных в суде апелляционной инстанции пояснений представителей ООО УК «Центр» норматив потребления коммунальной услуги по отоплению применяется в соответствии с Постановлением Министерства ЖКХ Астраханской области от 12 сентября 2012 года №166-П.
Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что постановление главы администрации МО «Город Ахтубинск» от 24 ноября 2008 года №836 признано утратившим силу с 26 июля 2013 года, по состоянию на 30 июня 2012 года действовал норматив потребления по отоплению для населения МО «Город Ахтубинск» в размере 0,0146 Гкал на 1 кв.м., исходя из периода, заявленного в иске, применение ООО УК «Центр» вышеуказанного норматива не может рассматриваться, как противоречащее федеральному законодательству.
Ссылка истца на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 7 февраля 2013 года, которым на администрацию МО «Город Ахтубинск» возложена обязанность привести нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные постановлением главы администрации МО «Город Ахтубинск» от 24 ноября 2008 года №836 в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку указанное решение не имеет преюдициального значения при разрешении настоящего спора.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Ахтубинского городского прокурора о признании незаконными действий ООО УК «Центр» по начислению платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению с момента отмены постановления администрации МО «Город Ахтубинск» от 24 ноября 2008 года, то есть с 26 июля 2013 года, и возложении обязанности прекратить начисление оплаты по недействующим нормативам.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 27 августа 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Ахтубинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО УК «Центр», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, администрации МО «Город Ахтубинск» о признании действий ООО УК «Центр» по начислению платы за предоставление коммунальной услуги «отопление» незаконными, возложении обязанности на ООО УК «Центр» прекратить начисление оплаты по недействующим нормативам оставить без удовлетворения.