КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Серищева Л.М. 39RS0002-01-2022-003345-40
2-2023/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Шевченко С.В.
судей Уосис И.А., Ганцевича С.В.
при секретаре Быстровой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 сентября 2022 года апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 26 мая 2022 года по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО2 к директору ГП КО «ЕСОО» ФИО3 об обязании предоставить подлинник протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, произвести перерасчет платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, взыскании компенсации морального вреда, штрафа.
Заслушав доклад судьи Уосис И.А., пояснения ФИО1 и ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском, указав, что они являются собственниками квартиры по адресу: , зарегистрированы и фактически проживают по указанному адресу. С 01.01.2019 г. услуга по вывозу твердых коммунальных отходов является коммунальной услугой и на территории Калининградской области оказывается региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в лице ГП КО «ЕСОО». Размер платы за оказываемые ответчиком услуги рассчитывается исходя из количества проживающих в жилом помещении человек.
Несмотря на требования закона, общее собрание собственников по вопросу заключения прямых договоров с ответчиком не проводилось, такое решение не принималось, договор не заключался. Однако, ответчик ежемесячно направляет им квитанции для оплаты, в которых указано на трех человек, проживающих в квартире, включая дочь – Ю.Е., которая имеет там регистрацию, однако, постоянно проживает и работает в .
Обращения к ответчику и в контролирующие органы с приложением соответствующих документов в отношении дочери результата не принесли. Ответчик продолжает учитывать дочь при выставлении счетов. Такие действия (бездействие) считают незаконными, нарушающими их права и законные интересы, причиняющими нравственные страдания.
С учетом уточнения требований просят:
- обязать ГП КО «ЕСОО» предоставить оригинал протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: с решением о заключении прямых договоров на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов;
- обязать ГП КО «ЕСОО» произвести перерасчет платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, выставляемой к оплате в отношении их квартиры за период с 01.01.2019 г. по 01.10.2021 г. исходя из числа проживающих там лиц в количестве двух человек и без учета пени;
- взыскать с ГП КО «ЕСОО» в их пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, расходы на оформление доверенности и почтовые расходы в общем размере 3 000 руб.
Судом первой инстанции 26 мая 2022 г. принято решение, которым исковые требования ФИО1, ФИО2 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 просят решение отменить и принять новое решение. Считают решение незаконным и необоснованным, поскольку суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал неправильную оценку представленным доказательствам, в связи с чем, пришел к неправильным выводам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ – с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению такой платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ - плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела - ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: .
В указанной квартире имеют регистрацию ФИО1 – с 1988 г., его супруга ФИО2 – 2011 г., дочь Ю.Е. – с 13.08.2013 г.
Истцы за период с 01.08.2019 г. по настоящее время оплату за услуги по обращению с ТКО не осуществляли, пояснив, что не будут оплачивать услуги, пока ответчиком не будет произведен перерасчет на количество проживающих – 2 человека.
Обращаясь в суд с указанным иском, Д-вы указали, что в указанном многоквартирном доме общее собрание собственников по вопросу заключения прямых договоров с ответчиком не проводилось, такое решение не принималось, договор не заключался. Ответчиком ГП КО «ЭСОО» ежемесячно направляются в их адрес квитанции для оплаты, в которых указано на трех человек, проживающих в квартире, включая дочь – Ю.Е., которая, несмотря на наличие регистрации, в данной квартире не проживает, постоянно проживает и работает в .
Д-вы указали, что 20.07.2020 г. они обратились к ответчику с заявлением о перерасчете в связи с временным отсутствием их дочери, представив документы, подтверждающие данное обстоятельство. В дальнейшем, дополнительных заявлений о производстве перерасчета не подавали, так как не видят в этом необходимости. Считают, что единожды обратившись к ответчику с заявлением, перерасчет должен производиться автоматически.
Отказывая в удовлетворении заявленных Д-выми исковых требований об обязании ответчика произвести перерасчет платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2019 г. по 01.10.2021 г., суд первой инстанции исходил из того, что за период с начала начислений по 31.07.2020 г. перерасчет в связи с временным отсутствием Ю.Е. в названном жилом помещении на основании соответствующего заявления ответчиком произведен на количество проживающих – 2 человека, а поскольку иных заявлений в установленном законом порядке о перерасчете платы от Д-вых не поступало, оснований для перерасчета платы за другие периоды не имеется.
Названные выводы судебная коллегия находит обоснованными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах, правильной оценке доказательств, правильном применении приведенных правовых норм.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами.
П.148(28) Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам148(30).
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относятся, в частности: утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 4 Правил - обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно п.8(11) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (п. 8(12)).
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации (п.8(17)).
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами п.8(18).
В Калининградской области статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен ГП КО «Единая система обращения с отходами», которое приступило к исполнению обязанностей регионального оператора с 01.01.2019 г.
Между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО «Единая система обращения с отходами» по результатам конкурсного отбора 20 июня 2018 г. заключено соглашение об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области.
Расчет размера платы истцам Д-вым за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется с использованием Единого тарифа на услуги Регионального оператора.
Данный прядок расчетов соответствует действующему правовому регулированию.
Из материалов дела следует, что фактически ГП КО «Единая система обращения с отходами» оказывало истцам услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, доказательств обратного суду не представлено, что подтверждает сложившиеся между сторонами отношения. Отсутствие письменного договора между сторонами на предоставление данной услуги не свидетельствует о незаключенности договора и не освобождает потребителей от обязанности по оплате услуг.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сторонами не подписан, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156.
Обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО возникает у потребителей с 01.01.2019 г. и не связана с наличием заключенного в письменном виде договора.
Согласно статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
В соответствии с пунктом 86 Правил N 354 - при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "е" и "д" пункта 4 настоящих Правил.
Абзацем первым пункта 91 Правил N 354 установлено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Пункт 92 Правил N 354 предусматривает, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении (абзац первый). К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (абзац второй).
Порядок перерасчета в случае временного отсутствия потребителя, установленный пунктом 86 Правил N 354 действует в отношении лиц, которые зарегистрированы в помещении по месту жительства и временно выехали для пребывания по другому адресу.
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 - размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении (пункт 148(44) Правил N 354) предусмотрен перерасчет размера такой платы. Обязанность по подтверждению факта временного отсутствия лежит на потребителе.
Сроки перерасчета исполнителем коммунальной услуги размера платы за коммунальные услуги установлены пунктом 91 Правил N 354.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
Произведенный ответчиком фактически перерасчет в полной мере соответствует приведенному правовому регулированию.
Вопреки доводам жалобы, иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также более длительного периода перерасчета Правила предоставления коммунальных услуг не содержат.
Действующее нормативное регулирование не предполагает постоянного производства перерасчета платы за спорные услуги без соблюдения заявительного порядка с приложением требуемых документов.
Разрешая требования истцов о предоставлении ответчиком подлинника протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 26.06.2019 г. о переходе на прямые договоры с ГП КО «ЭССО», суд не усмотрел оснований для удовлетворения иска.
Истцы указали на нахождение указанного протокола у ответчика, поскольку в Министерстве регионального контроля (надзора) протокол отсутствует.
Общим собранием собственников, оформленным протоколом от 10.12.2018 г., принято решение о заключении прямых договоров с ГП КО «ЕСОО» на вывоз ТКО с 01.01.2019 г. собственниками и пользователями помещений в МКД, а также о внесение платы за услугу по вывозу ТКО непосредственно в ГП КО «ЕСОО» с 01.01.2019 г.
Копия данного протокола общего собрания представлена в материалы дела.
Решением общего собрания, в числе прочих решений, постановлено утвердить порядок хранения протоколов общих собраний в ООО «Управляющая компания ТСЖ».
31.07.2019 г. ООО «УК ТСЖ» направило в ГП КО «ЕСОО» копию данного протокола.
16.08.2019 г. ГП КО «ЕСОО» уведомило управляющую компанию о выставлении квитанций на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно собственникам помещений в МКД с 01.08.2019 г.
Учитывая, что ответчик ГП КО «ЕСОО» не является лицом, обязанным хранить оригинал названного протокола общего собрания собственников многоквартирного дома, предоставлять оригинал гражданам, оснований для удовлетворения иска в данной части судом правомерно не усмотрено.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушения прав ФИО1 и ФИО2, как потребителей, оснований для взыскания с ГП КО «Единая система обращения с отходами» в их пользу компенсации морального вреда также не имелось.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 26 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 12 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи