КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Царев В.М. Дело № 33-3798/2018
А-079г
26 марта 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Емельянова В.А.
с участием прокурора Шадриной Е.А.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании действий не законными, о понуждении к совершению действия
по апелляционной жалобе руководителя УСЗН г.Минусинска - ФИО4
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 25 января 2018 года, которым постановлено:
«Признать решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.03.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 3 группы ФИО1 незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска возобновить предоставление инвалиду 3 группы ФИО1 меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, с 01.03.2017 г.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.11.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 2 группы ФИО2 незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска предоставить инвалиду 2 группы ФИО2 меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за периоды с 01.09.2016 года по 30.11.2016 года и с 01.11.2017 года по 31.12.2017 года.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.11.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 2 группы ФИО3 незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска возобновить предоставление инвалиду 2 группы ФИО3 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, с 01.11.2017 года.
В остальной части исковых требований отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минусинский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, обратился в суд с требованиями (с учетом уточнений) к УСЗН администрации г.Минусинска о признании незаконными решений о приостановлении и последующем прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов, а именно: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, с даты приостановления.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, как инвалиду 3 группы, предоставлялись меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В связи с поступившими сведениями о наличии у нее более двух месяцев задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в общем размере 11229,91 руб., ответчиком принято решение о приостановлении ей с 01.02.2017г. предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг и о прекращении данных мер с 01.03.2017 года.
Кроме того, ФИО2, как инвалиду 2 группы, предоставлялись меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг. В связи с поступившими сведениями о наличии у нее более двух месяцев задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в общем размере 16162,53 руб. ответчиком принято решение о приостановлении ей с 01.10.2017г. предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг и о прекращении данных мер с 01.11.2017 года.
Кроме того, ФИО3, как инвалиду 2 группы, предоставлялись меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В связи с поступившими сведениями о наличии у него более двух месяцев задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в общем размере 12166,32 руб. ответчиком принято решение о приостановлении ему с 01.10.2017г. предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг и о прекращении данных мер с 01.11.2017 года.
Указанные действия прокурор считает неоснованными на нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель УСЗН города Минусинска – ФИО4 просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Шадрину Е.А., полагавшую, что имеются основания для изменения решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно и судом установлено, что ФИО1 является инвалидом 3 группы бессрочно.
УСЗН администрации г.Минусинска ей были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором материальный истец зарегистрирована. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО
В связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг, ответчиком были приняты решения о приостановлении ФИО1 на месяц выплаты мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.02.2017 года и о прекращении указанных мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.03.2017г.
Также судом установлено, что ФИО2 является инвалидом 2 группы бессрочно.
УСЗН администрации г.Минусинска ей были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором материальный истец зарегистрирована и является его собственником.
В связи с имеющейся задолженностью по оплате за коммунальные услуги по состоянию на 01.08.2016 года ФИО2 приостанавливалось предоставление мер социальной поддержки с 01.08.2016 года, а с 01.09.2016 года предоставление указанных мер социальной поддержки было прекращено. В связи с погашением задолженности меры социальной поддержки были назначены с 01.12.2016 г.
Кроме того, в связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг, ответчиком были приняты решения о приостановлении ФИО2 на месяц выплаты мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.10.2017 года и о прекращении указанных мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.11.2017г.
01.01.2018 года предоставление мер социальной поддержки ФИО2 возобновлено, в связи с погашением задолженности по оплате за коммунальные услуги.
ФИО3 является инвалидом 2 группы бессрочно.
УСЗН администрации г.Минусинска ему были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором материальный истец зарегистрирован и является его собственником.
В связи с имеющейся задолженностью по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ответчиком были приняты решения о приостановлении ФИО3 на месяц выплаты мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.10.2017 года и о прекращении указанных мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с 01.11.2017г.
Не согласившись с позицией ответчика, материальные истцы обратились к Минусинскому межрайонному прокурору, который в их интересах обратился в суд с иском о признании незаконными вышеуказанных решений ответчика.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, суд пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, об обоснованном приостановлении предоставления на месяц мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг ФИО1 - с 01.02.2017 года, ФИО2 и ФИО3 - с 01.10.2017г. в связи с наличием у них задолженности за данные услуги свыше 2-х месяцев и, соответственно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о признании незаконным решения ответчика о приостановлении материальным истцам предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Кроме того, суд, правильно определив, что в связи с тем, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», верно указал, что наличие у ФИО1, ФИО2 задолженности по оплате коммунальных услуг у ФИО3 - задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не может являться основанием для прекращения в предоставлении им, как инвалидам, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Определяя дату, с которой истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, суд, со ссылкой на то, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, верно указал, что возобновление предоставления истцу вышеуказанных мер социальной поддержки подлежит ФИО1 - с 01.03.2017 года, ФИО2 и ФИО3 - с 01.11.2017г., в связи с чем возложил на ответчика соответствующую обязанность.
Вместе с тем, суд признал незаконным решение ответчика о прекращении предоставления материальным истцам меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, в том числе и на оплату жилищных услуг в размере 50 процентов, возложив на ответчика обязанность по возобновлению предоставления данной меры социальной поддержки.
С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться, полагая, что в данном случае судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, поскольку нормы положений ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем, исходя из занимаемой инвалидом общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, в то время, как жилые помещения, в которых проживают материальные истцы, находятся в частной собственности, в связи с чем компенсация расходов на оплату жилых помещений предоставлена им быть не может.
В этой связи судебная коллегия принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о необоснованном признании судом незаконным решения ответчика о прекращении предоставления материальным истцам компенсации расходов на оплату жилищных услуг и возобновлении предоставления указанной меры социальной поддержки и полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению с исключением из его резолютивной части указания на признание незаконным решение ответчика о прекращении предоставления материальным истцам меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищных услуг в размере 50 процентов и возложении на ответчика обязанности по возобновлению предоставления данной меры социальной поддержки.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы со ссылкой на обоснованность прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, которые не оспорены и являются действующими.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 25 января 2018 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Признать решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.03.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 3 группы ФИО1 незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска возобновить предоставление инвалиду 3 группы ФИО1 меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, с 01.03.2017 г.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.11.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 2 группы ФИО2 незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска предоставить инвалиду 2 группы ФИО2 меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за периоды с 01.09.2016 года по 30.11.2016 года и с 01.11.2017 года по 31.12.2017 года.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.11.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 2 группы ФИО3 незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска возобновить предоставление инвалиду 2 группы ФИО3 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, с 01.11.2017 года.
В остальной части исковых требований отказать.»
Апелляционную жалобу руководителя УСЗН г.Минусинска - ФИО4 оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Емельянов В.А.