ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3799/18 от 31.07.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Арсланалиев А.Х.

Дело г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 31 июля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,

судей Гасановой Д.Г. и Сатыбалова С.К.,

при секретаре судебного заседания Юсупове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора г.Махачкалы Хадисова Ш.Х. на решение Советского районного суд г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Махачкалы о признании не соответствующим закону постановления главы г.Махачкалы от <дата> «Об образовании земельного участка, расположенного в районе <адрес>-а по <адрес> города Махачкалы», признании открытого аукциона от <дата> по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 150 кв.м, с кадастровым номером 05:40:000054:7420, расположенного в районе <адрес>-а по <адрес> г.Махачкалы, недействительным, признании договора аренды земельного участка от <дата>, заключенного МКУ «Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы» с Г. Ш. Г. недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязании Управления Росреестра по Республике Дагестан аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:40:000054:7420, расположенном в районе <адрес>-а по <адрес> г.Махачкалы – отказать.

Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Махачкалы обратился в суд с иском к администрации ГОсВД «город Махачкала», Комитету по управлению имуществом г.Махачкала, Г. Ш.Г. о признании несоответствующими закону правовых актов органов местного самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, применении последствий его недействительности.

В обоснование иска указал, что Постановлением главы г.Махачкалы от «Об образовании земельного участка, расположенного в районе <адрес>-а по <адрес> города Махачкалы» принято решение об образовании земельного участка площадью 150 кв.м, в районе <адрес>-а по <адрес> г.Махачкалы согласно утвержденной схеме расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 05:40:000054 с видом разрешенного использования -под магазины.

<дата> председателем МКУ «Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы» издано распоряжение .06-РП-224/17 «Об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес>, в районе <адрес>-а», которым указано организовать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка в районе <адрес>-а по <адрес> г.Махачкалы с кадастровым номером 05:40:000054:7420 сроком на 10 лет.

<дата> «Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы» проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, победителем которого признан Г. Ш. Г..

<дата> «Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы» заключен договор аренды земельного участка с Г. Ш.Г., который, по информации Комитета, по состоянию на <дата> не зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Росреестра по РД.

Вышеуказанные правовые акты приняты с нарушением федерального законодательства и подлежат отмене в связи с допущением нарушений требований земельного законодательства при образовании указанного земельного участка.

В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 3 данной статьи указанно, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

В данном случае, образованный в районе <адрес>-а по <адрес> г.Махачкалы земельный участок с кадастровым номером 05:40:000054:7420 расположен в границах элемента планировочной структуры (зона, квартал, территория) застроенного многоквартирными домами.

Между тем, решение об образовании земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 05:40:000054 принято в отсутствие утвержденного проекта межевания территории.

Помимо изложенного, как усматривается из постановления главы г.Махачкалы от <дата> «Об образовании земельного участка, расположенного в районе <адрес>-а по <адрес> города Махачкалы», выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах вид разрешенного исполь-зования (целевое назначение) земельного участка по вышеуказанного адресу - магазины (код 4.4).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государ-ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от <дата> утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым земельный участок с видом разрешенного использования под магазины (код 4.4.) предназначен для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.

Таким образом, земельный участок, имеющий вид разрешенного использования - под магазины, предусматривает строительство на нем зданий и сооружений.

Согласно ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, регламентирующей поря-док подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка, образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке: подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории; обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы); осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него; получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

В данном случае, при образовании земельного участка по <адрес>, в районе <адрес>-а г.Махачкалы для его предоставления в аренду путем проведения аукциона, технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения не получены.

Помимо изложенного, подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ предусмотрен перечень сведений, которые необходимо указывать в извещении о проведении аукциона. Извещение о проведении торгов (лот 4), опубликованное Комитетом на сайте коммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru. не содержит сведения о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000054:7420 образован в районе <адрес>-а по <адрес> г.Махачкалы с нарушением требований земельного законодательства, договор аренды указанного земельного участка от <дата> является ничтожным.

Просит суд признать не соответствующим закону постановление главы г.Махачкалы от <дата> «Об образовании земельного участка, расположенного в районе <адрес>-а по <адрес> города Махачкалы».

Признать открытый аукцион от <дата> по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 150 кв.м, с кадастровым номером 05:40:000054:7420, расположенного в районе <адрес>-а по <адрес> г.Махачкалы, недействительным.

Признать договор аренды земельного участка от <дата>, заключенный МКУ «Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы» с Г аджиевым Ш. Г. недействительным и применить последствия недействительности ничтожной сделки.

Обязать Управление Росреестра по Республике Дагестан аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:40:000054:7420, расположенном в районе <адрес>-а по <адрес> г.Махачкалы.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении ст. помощник прокурора г.Махачкалы Хадисов Х.Ш. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Он указывает, в решении суд сослался на то, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нахождении спорного земельного участка в зоне застроенной многоквартирными домами, однако данный вывод суда опровергается материалами дела.

Ссылка суда на то, что отсутствие проекта планировки территории, предоставляет право образования земельного участка в зоне застроенной многократными домами на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории считает необоснованной, т.к. в соответствии с и. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).

Таким образом, указанный земельный участок в силу закона не подлежал образованию на основании утвержденной схемы расположения земельного участка, и соответственно не мог являться предметом договора аренды.

В силу п.п. 1 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в частности, проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (п.п. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).

Полагает, что указанные нарушения при принятии постановления главой администрации города имели место при принятии главой г. Махачкалы оспариваемого постановления на основании утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем образование земельного участка по указанному адресу является незаконным.

Кроме того, указывает, что в нарушение подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка, опубликованном Комитетом на сайте www.torgi.gov.ru. не содержатся сведения, перечисленные в законе, а именно не указаны сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строитель-ства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение на дату опубликования извещения. Судом указанные обстоятельства при вынесении решения во внимание не приняты.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в иске прокурору, суд исходил из того, что в материалах дела нет доказательств, свидетельствующих о расположении земельного участка, представленного Г. Ш.Г., в границах элемента планировочной структуры застроенного многоквартирными домами, на рассматриваемую территорию документация планировке территории не разработана, в связи с чем отсутствует возможность образовать земельный участок иначе, кроме как путем утверждения схемы расположения границ земельного участка с учетом прав и интересов третьих лиц, являющихся собственниками расположенных на данной территории объектов недвижимого имущества, кроме того нарушения, допущенные при проведении аукциона (недостатки извещения) не могут быль приняты во внимание в связи истечением срока (один год), установленного для оспаривания результатов торгов, проведенных с нарушением правил и порядка проведения торгов (ст. 449 ГК РФ).

Между тем с указанными выводами суда нельзя согласиться.

Из материалов дела усматривается что распоряжением МКУ «Управ-ление по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы» от <дата>- СРЗУ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка площадью 150,0 кв.м., расположенного по адресу: город Махачкала, <адрес>, в районе <адрес>-а, в кадастровом квартале 05:40:000054., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - магазины (4.4).

Постановлением главы г.Махачкалы от <дата> «Об образовании земельного участка, расположенного но адресу: город Махачкала, <адрес>, в районе <адрес>» принято решение образовать земельный участок площадью 150,0 кв.м., расположенный по адресу: город Махачкала, <адрес>, в районе <адрес>-а, согласно утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 05:40:000054. Категория земель - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования земельного участка - магазины (4.4).

Образованный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 05:40:000054:7420.

Распоряжением председателя Комитета по управлению имуществом г.Махачкалы .06-РП-224/17 от <дата> «Об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес>-ханова, в районе -а», предусмотрена организация аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, в районе -а, кадастровый , общей площадью 150+/-4 кв.м., с начальным размером годовой арендной платы 99 100 (девяносто девять тысяч сто) рублей 00 копеек, с суммой задатка - 19 820 (девятнадцать тысяч восемьсот двадцать) рублей 00 копеек (20% от начального размера годовой арендной платой) с шагом аукциона - 2 973 (две тысячи девятьсот семьдесят три) рублей 00 копеек (3% от начального размера годовой арендной платой), сроком на 10 лет. Виды разрешенного использования - магазины.

Комитетом по управлению имуществом г. Махачкалы -АЗ от <дата> составлен протокол об итогах аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка победителем аукциона признан Г. Ш., с которым <дата> Комитет заключил договор аренды земельного участка , зарегистрированный в Управлении Росреестра по РД <дата>.

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

- 1) проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документацией лесных участков;

- утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с и. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).

В силу п.п. 1 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в частности, проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, п. 9 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

Из материалов дела следует, что образованный в районе <адрес> –а по <адрес> г.Махачкалы земельный участок с кадастровым номером 05:40:000054:7420 расположен в границах элемента планировочной структуры (зона, квартал, территория) застроенного многоквартирными домами.

В соответствии с приведенными выше нормами закона исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории при осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Решение об образовании земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 05:40:000054 принято в отсутствие утвержденного проекта межевания территории.

Ссылка суда на то, что на рассматриваемую территорию документация по планировке территории не разработана в связи с чем отсутствует возможность образовать земельный участок иначе, кроме как путем утверждения схемы расположения границ земельного участка с учетом прав и интересов третьих лиц, являющихся собственниками расположенных на данной территории объектов недвижимости, является несостоятельной.

Между тем, полномочия по утверждению документации по планировке территории к органам местного самоуправления отнесены Градостроительным кодексом РФ.

Так, в соответствии с п. 1, п. 9 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

Согласно ст. 46 Гр.К РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Таким образом, указанные требования, имели место и при принятии главой г.Махачкалы оспариваемого постановления на основании утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем образование земельного участка по указанному адресу является незаконным.

В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Кроме того, в нарушение требований ст. 39.11 ЗК РФ, при образовании земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона не получены технические условия подключения к сетям инженерно технического обеспечения.

Таким образом, принятие главой Махачкалы оспариваемого постановления на основании утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, требования приведенных положений закона не учтены и в связи с чем образование земельного участка по указанному адресу является незаконным. Признание не соответствующим закону постановления главы г.Махачкалы от <дата> «Об образовании земельного участка, расположенного в районе <адрес>-а по <адрес> города Махачкалы»является основанием для признания недействительным аукциона по продаже права на аренду земельного участка и договора аренды земельного участка.

При изложенных обстоятельствах судом в удовлетворении исковых требований прокурора отказано необоснованно.

Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суд г. Махачкалы от <дата> отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования заместителя прокурора г.Махачкалы Эминова М.М. удовлетворить.

- Признать не соответствующим закону (недействительным) постановление главы г.Махачкалы от <дата> «Об образовании земельного участка, расположенного в районе <адрес>-а по <адрес> города Махачкалы»;

- Признать недействительными:

- открытый аукцион от <дата> по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 150 кв.м, с кадастровым номером 05:40:000054:7420, расположенного в районе <адрес>-а по <адрес> г.Махачкалы;

- договор аренды земельного участка от <дата>, заключенный МКУ «Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы» с Г. Ш. Г. и применить последствия недействительности ничтожной сделки.

- Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:40:000054:7420, расположенном в районе <адрес>-а по <адрес> г.Махачкалы.

Председательствующий

Судьи