ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3802/2018 от 23.05.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Максимова В.В. дело № 33-3802/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 23 мая 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.

судей: Синани А.М. и Мотиной И.И.

при секретаре: Евдокимовой А.О.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 7 декабря 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь Республики Крым о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым. Исковые требования мотивированы тем, что в связи с достижением возраста для назначения досрочной страховой по старости согласно п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях страховых пенсиях в Российской Федерации» в мае 2017 года истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от 02.06.2017 гг. № 208051/17 в назначении досрочном страховой пенсии по старости истцу было отказано, при этом не включены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды:

с 30.08.2000 г. по 23.04.2001г. электрогазосварщик кооперативного предприятия Республиканского производственного строительного управления «Крымпотребсоюз»;

с 01.02.2004 г. по 31.05.2006 г. - электросварщик Производственно - коммерческой фирмы «ВЕДА» г. Симферополь; с 01.11.2006 по 04.03.2011 гг. - электросварщик ООО «МАТАЛАЙ» г. Симферополь. Ответчик ссылается на то, что характер работы в тяжёлых условиях труда не подтвержден.

Истец считает, что отказ ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости по приведенным доводам ответчика незаконным и необоснованным. Характер работы истца, наименование должности, предприятия, размер заработной платы, периоды работы в оспариваемые периоды дополнительно подтверждаются документами доказательствами.

На основании изложенного, ФИО1 просил признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от 02.06.2017 г. № 208051/17 об отказе в назначении пенсии незаконным, включить периоды работы с 30.08.2000 г. по 23.04.2001 г. в качестве электрогазосварщика кооперативного предприятия Республиканского производственного строительного управления «Крымпотребсоюз», с 01.02.2004 г. по 31.05.2006 г. в качестве электросварщика Производственно-коммерческой фирмы «ВЕДА» г. Симферополь, с 01.11.2006 г. по 04.03.2011 г. в качестве электросварщика ООО «МАТАЛАЙ» г. Симферополь в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым назначить истцу страховую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением.

Решением Центрального районного суда города Симферополя от 07.12.2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Период работы с 30.08.2000г. по 23.04.2001г. в должности электрогазосварщика кооперативного предприятия Республиканского производственного строительного управления «Крымпотребсоюз», период работы с 01.02.2004г. по 31.05.2006г. в качестве электросварщика Производственно-коммерческой фирмы «ВЕДА» г. Симферополь, период работы с 01.11.2006г. по 04.03.2011г. в качестве электросварщика ООО «МАТАЛАЙ» г. Симферополь включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчиком государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.

В качестве доводов апеллянт указал, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку отменённое судом решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым вынесено по рассмотрению заявления о назначении пенсии. Досрочная страховая пенсия по старости ФИО1 не может быть назначена поскольку Список №2 Постановления №1173 не предусматривал деление сварщиков по типу работ: на электросварщиков (газосварщиков) ручной сварки и на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и полуавтоматических машинах. Такое деление было установлено только в Списке №2 Постановления №10 от 26.01.1991г., а это значит что характер работы по указанной профессии ФИО1 не подтвержден.

На заседание судебной коллегии ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется собственноручная подпись об извещении, причина неявки неизвестна. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Заслушав докладчика, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым ФИО2 поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене в части.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что ФИО1 30.03.2017 года, обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работы особого характера.

Решением от 02.06.2017 года №208051/17 ответчик отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не включен период работы истца с 03.08.2000 г. по 23.04.2001 г. в должности электрогазосварщика в кооперативном предприятии Республиканского производственного строительного управления «Крымпотребсоюз», а также период работы с 01.02.2004 г. по 31.05.2006 г. в должности электросварщика в производственно - коммерческой фирме «ВЕДА» г. Симферополь, с01.11.2006 г. по 04.03.2011 г. в ООО «МАТАЛАЙ» со ссылкой на то, что истцом не подтвержден характер работы по указанным профессиям, не предоставлены должностные инструкции, техпаспорт на аппарат ручного сваривания, допуск к огневым работам, документы по технике безопасности.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции, установив неправомерность в действиях пенсионного органа пришел к выводу, что факт работы истца в должности электрогазосварщика 4 разряда полный рабочий день в кооперативном предприятии Республиканского производственного строительного управления «Крымпотребсоюз» с 03.08.2000 г. по 23.04.2001 г., в должности электросварщика с 01.02.2004 г. по 31.05.2006 г. в производственно - коммерческой фирме «ВЕДА» г. Симферополь и с 01.11.2006 г. по 04.03.2011 г. в ООО «МАТАЛАЙ» объективно подтверждается сведениями из трудовой книжки БТ-1 №9724371, а занятость истца на резке и ручной сварке и сварке на полуавтоматических машинах подтверждается присвоенными истцу в дальнейшем квалификациями «электрогазосварщик» 5 разряда приказом по кооперативному предприятию Республиканского производственного строительного управления «Крымпотребсоюз» от15.01.2001г. №12.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции определил, что право на пенсию у истца, возникло на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, в соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

Проверяя законность решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции находит выводы суда не соответствующими нормам процессуального и материального права в части включенных судом периодов и даты назначения пенсии, а доводы апелляционной жалобы в указанной части заслуживающими внимание.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ назначается в том числе мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.

Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в разделе XXXIII «Общие профессии» предусмотрены электросварщики ручной сварки (код 1010300а-19906), а также электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности - раздел 33 код 23200000-19756.

Поскольку спорными периодами работы истца являются 2000 - 2011 годы, то к ним применяется Список N 2 от 26 января 1991 года N 10, согласно которому предусмотрены электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности - раздел 33 код 23200000-19756 и электросварщики ручной сварки код 1010300а-19906.

Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные требования содержались и в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555, утративших силу с 01 января 2015 года в связи с вступлением в действие Постановления Правительства от 02 октября 2014 года.

Согласно п. 3 Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15 мая 1991 года N 1-57-У «О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10» право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 года N 1, действовавшим в спорные периоды работы истца после 01 января 1992 года и утратившим силу в связи с изданием Постановления Минтруда от 22 мая 1996 года N 29, понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

Как усматривается из трудовой книжки выписанной на имя ФИО1 и являющейся согласно ст. 66 ТК РФ, основным документом, подтверждающим трудовую деятельность, истец работал в должности электрогазосварщика 4 разряда полный рабочий день в кооперативном предприятии Республиканского производственного строительного управления «Крымпотребсоюз» с 03.08.2000 г. по 23.04.2001 г., в должности электросварщика с 01.02.2004 г. по 31.05.2006 г. в производственно - коммерческой фирме «ВЕДА» г. Симферополь и с 01.11.2006 г. по 04.03.2011 г. в ООО «МАТАЛАЙ».

Периоды работы истца в качестве электросварщика после 1 января 1992 года могут быть засчитаны в специальный стаж только при документальном подтверждении занятости истца в течение полного рабочего дня как электросварщика ручной сварки и электрогазосварщика на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Согласно ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцу, в силу положений ст. ст. 14, 56 ГПК РФ, следовало представить доказательства того, что он непосредственно работал в период после 01 января 1992 года в качестве электросварщика и электрогазосварщика на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, в течение полного рабочего дня, с указанием в том числе вида сварки.

Таких доказательств истец не представил.

Таким образом, достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих выполнение истцом в указанные выше периоды времени работ с тяжелыми условиями труда не представлено, в связи с чем, у суда первой инстанций отсутствовали основания для удовлетворения указанных исковых требований, исходя лишь из сведений указанных в трудовой книжке.

Вместе с тем, как следует из разъяснений, изложенных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13, суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления. Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях социальной защиты.

Учитывая установленные нормы права в целях социальной защиты истца судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика и проверить решение суда в полном объеме.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания.

Принимая во внимание содержание заявленных ФИО1 требований, заключающихся в назначении досрочной страховой пенсии по старости, учитывая положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, имея в виду значение тех прав истца, которые подлежат защите, судебная коллегия полагает, что для правильного разрешения настоящего спора решение Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Симферополе Республики Крым №208051\17 от 02.06.2017 года подлежит полной проверке вне рамок тех периодов, о включении которых истец просил в исковом заявлении.

Так, из представленного в материалы дела решения Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Симферополе Республики Крым №208051\17 02.06.2017 года следует, что ответчик не учел ФИО1 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 19.05.1983 года по 31.12.1987 года в должности ученика электросварщика в арматурный цех Симферопольского домостроительного комбината имени 26 Съезда КПСС, с 15.12.1983 года в должности электросварщика 4 разряда, которая ему присвоена приказом №184-к, п.1 в связи с окончанием курсового обучения при ДСК без отрыва от производства.

Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, была предусмотрена профессия «электросварщики».

Время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.

Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 г. N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 235.

Между тем пенсионным органом не было учтено, что данные разъяснения были утверждены после 1 января 1992 г., а ответчиком исключены периоды его специального стажа, которые имели место до принятия указанных разъяснений.

Разъяснениями Пенсионного фонда РФ от 19.03.2004 г., регламентировано, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, а также «малыми Списками», то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г. Отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. Наименование должностей, которые занимал истец в рассматриваемый период, было предусмотрено Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, который, можно применить к правоотношениям до 01.01.1992 г.

Период работы ФИО1 с 19.05.1983 года в должности ученика электросварщика без отрыва от производства, электросварщика 4 разряда, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: трудовой книжкой; справкой Архивного управления Администрации г.Симферополя №П-175 от 18.05.2017 года; справкой Архивного управления Администрации г.Симферополя №П-58 от 10.03.2017 года; исторической справкой Архивного управления Администрации г.Симферополя №П-58 от 10.03.2017 года.

Согласно сообщению Архивного управления Администрации г.Симферополя №П-175 от 18.05.2017 года в адрес пенсионного органа, сообщается о наличии лицевых счетов и иных документов, касающихся периодов работы истца в Симферопольском домостроительном комбинате, с указанием, что лицевые счета склеены нахлестом, в связи с чем невозможно сделать копии данных документов, и рекомендовано командировать сотрудника учреждения для проверки и выписки сведений.

Положениями ст. 188 КЗоТ РФ (в редакции, действовавшей до июля 1987 г.), согласно которой при повышении квалификационных разрядов или при продвижении по работе должны учитываться успешное прохождение рабочими и служащими производственного обучения, общеобразовательная и профессиональная подготовка, а также получение ими высшего или среднего специального образования.

Разделом I Типовой инструкции об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве, утвержденной приказом Госпрофобра СССР от дата N 135, предусматривалось, что квалификационные экзамены проводятся с целью определения соответствия полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им квалификационные разряды, классы, категории по соответствующим профессиям. К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения в процессе курсового, группового или индивидуального обучения на производстве.

В том же разделе было указано, что лицам, получившим профессиональную подготовку в учебно-курсовых комбинатах (пунктах), а также в процессе курсового, группового или индивидуального обучения на производстве, присваивается, как правило, начальный квалификационный разряд, класс, категория по профессиям.

Рабочим, окончившим производственно-технические курсы повышения квалификации, в зависимости от цели обучения квалификационными комиссиями присваиваются очередные более высокие квалификационные разряды, классы, категории по профессиям (при наличии на данном предприятии работ соответствующего уровня квалификации). В случае отсутствия на предприятии работ соответствующего уровня квалификации рабочие, успешно закончившие обучение на производственно-технических курсах, сдают зачеты и в дальнейшем пользуются преимуществом при повышении квалификационных разрядов, классов, категорий и продвижении по работе.

Если экзаменуемые владеют несколькими профессиями, то квалификационные разряды, классы, категории повышаются им только по тем профессиям, по которым они проходили обучение.

Пунктом 10 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 г. N 31/3-30, предусматривалось, что право на повышение разряда имеют в первую очередь рабочие, качественно выполняющие работы и установленные нормы труда более высокого разряда не менее трех месяцев и добросовестно относящиеся к своим трудовым обязанностям; при этом вопрос о присвоении или повышении разряда, группы квалификации, класса, категории (далее именуется разрядом) рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с учетом мнения коллектива производственной бригады.

Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 г. N 31/3-30 должность электросварщика предусматривает 5 разрядов.

Электросварщик 4-го разряда занимается ручной дуговой и плазменной сваркой средней сложности деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов и сложных деталей, узлов, конструкций и трубопроводов из углеродистых сталей во всех пространственных положениях сварного шва. Ручной кислородной резкой (строганием) сложных деталей из высокоуглеродистых, специальных сталей, чугуна и цветных металлов, сварка конструкций из чугуна. Наплавлением нагретых баллонов и труб, дефектов деталей машин, механизмов и конструкций. Наплавлением сложных деталей, узлов и сложных инструментов. Чтением чертежей сложных сварных металлоконструкций.

Четвертый разряд являлся предпоследним разрядом данной профессии и подтверждает высокую квалификацию истца, которая не могла быть ему присвоена только за теоретические знания.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что присвоение истцу в результате профессионального обучения на производстве специальности электросварщика 4 разряда 15.12.1983 года сопровождалась предоставлением ему работы по этой специальности.

Внесение в трудовую книжку сведений о получении ФИО1 смежной профессии «стропальщик», не подтверждает его работу именно в указанной профессии, поскольку архивные документы, свидетельствуют о его приеме на работу в арматурный цех учеником электросварщика, на курсовое обучение при ДСК без отрыва от производства и присвоением специальности электросварщик 4-го разряда с 15.12.1983 года.

Доказательств обратного пенсионным органом не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что период работы истца до 1 января 1992 г. в качестве электросварщика может засчитываться в специальный стаж без уточнения вида сварки и подтверждения его занятости в течение полного рабочего дня.

Материалами дела также установлено, что до осуществления трудовой деятельности связанной с тяжелыми условиями труда ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах Советской Армии с 18.10.1980 года по 07.12.1982 года.

Согласно подп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Закона «О страховых пенсиях», указанных, в том числе, в абзаце третьем подпункта «б» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

В силу пункта 109 названного Положения, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, период обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт «з»), служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт «к»).

Абзацем 3 п. 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з» п. 109 Положения, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Поскольку период службы истца в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то, судебная коллегия приходит к выводу, что он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-п и от 24 мая 2001 года N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 года N 320-О.

Судебная коллегия с учетом указанных обстоятельств полагает возможным зачесть период прохождения службы в Советской Армии в подсчет специального стажа ФИО1, поскольку он предшествовал периоду его работы, которая была связана с тяжелыми условиями труда.

В силу ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец ФИО1 с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган обратился 30.03.2017 г. Наличие у истца, не менее 25 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, пенсионным органом не оспаривается.

С учетом периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж в рамках производства по данному делу, у истца имеется необходимый специальный стаж работы, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», в объеме более 12 лет 6 месяцев.

При таких обстоятельствах, у суда имелись правовые основания, для признания за истцом права на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда.

Вместе с тем, судом срок назначения досрочной страховой пенсии по старости определен с момента обращения в пенсионный орган то есть с 30.03.2017 года, тогда как лишь 04.04.2017 года истцу исполнилось 55 лет в связи с чем право на назначение пенсии у него возникло с 04.04.2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 7 декабря 2017 года отменить в части включения ФИО1 в подсчет льготного страхового стажа периодов работы с 30.08.2000г. по 23.04.2001г. в должности электрогазосварщика кооперативного предприятия Республиканского производственного строительного управления «Крымпотребсоюз», период работы с 01.02.2004г. по 31.05.2006г. в качестве электросварщика Производственно-коммерческой фирмы «ВЕДА» г. Симферополь, период работы с 01.11.2006г. по 04.03.2011г. в качестве электросварщика ООО «МАТАЛАЙ» г. Симферополь, оставив исковые требования в указанной части без удовлетворения.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязанность включить ФИО1 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение периоды: с 28.10.1980 года по 07.12.1982 года служба в Советской Армии; с 19.05 1983 года по 31.12.1987 года электросварщик ОАО «Симферопольский домостроительный комбинат».

Решение суда в части назначения пенсии изменить в части указания даты, обязав Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым назначить ФИО1 пенсию досрочно с 04.04.2017 года.

В остальном решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи