ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3803/2015 от 26.08.2015 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик АгеевО.В.

Апелляционное дело № 33-3803/2015

Судья Уряднов С.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 августа 2015 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего Агеева О.В.,

судей Нестеровой Л.В., Орловой И.Н.,

при секретаре Орловой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий сотрудников <ОГИБДД>, связанных с заменой водительского удостоверения, поступившее по апелляционной жалобе заявителя Д.В.МБ. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 июня 2015 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными действий сотрудников <ОГИБДД> по выдаче ему водительского удостоверения серии , не содержащего разрешающих отметок в графе «BE», DE» и «D1E», понуждении <ОГИБДД> выдать ему новое водительское удостоверение с указанием всех разрешающих категории транспортных средств, какими он имеет право управлять: «А», «А1», «В», «В1», «С», «C1», «D», «D1», «BE», «СЕ», «С1E», «DE», «D1E» за счет средств <Отдел МВД>, отказать.

Заслушав доклад судьи АгееваО.В., судебная коллегия

установила:

Д.В.МВ. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий сотрудников <ОГИБДД>, связанных с заменой водительского удостоверения. Требования заявителем мотивированы тем, что он является водителем в марте 2015 года обратился в <ОГИБДД> с заявлением о замене водительского удостоверения, выданного 12 марта 2005 года, в связи с истечением срока действия. Согласно этому водительскому удостоверению он имел право управлять транспортными средствами категории А, B, C, D, E, в графе «Особые отметки» ограничений не было. Однако при выдаче нового водительского удостоверения 10 марта 2015 года ему были открыты лишь категории А, В, С, D, СЕ. По мнению заявителя он незаконно лишен права на управление транспортными средствами категории BE и DE, нарушены его права. По сообщению <Отдел МВД> в ответ на обращение заявителя, для получения разрешающих отметок категории BE, DE и подкатегории D1E необходимо пройти подготовку и переподготовку на получение права управления транспортными средствами соответствующих категорий; водительское удостоверение выдано правомерно и для признания его недействительным оснований не имеется. В связи с изложенным заявитель просил признать незаконными действия <Отдел МВД> по выдаче ему водительского удостоверения серии , не содержащего разрешающих отметок в графе ВЕ, DE, D1E, возложить на <Отдел МВД> обязанность выдать ему взамен выданного с нарушениями водительское удостоверение с указанием всех разрешенных к управлению категорий транспортных средств А1, В, В1, C, С1, D, D1, BE, CE, С1Е, DE, D1E за счет средств <Отдел МВД>.

В судебном заседании заявитель Д.В.МВ. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица <Отдел МВД> В.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая их необоснованными.

Представитель МВД по Чувашской Республике в судебном заседании не участвовал.

Судом вынесено указанное ранее решение, обжалованное заявителем Д.В.МГ. по мотиву незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц <Отдел МВД> П., МВД по Чувашской Республике В.Р., ФИО2 просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Заявитель Д.В.МВ. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Д.В.МВ. с 1 сентября 2000 года по 12 мая 2001 года прошел обучение в <Учреждение> по программе подготовки водителя транспортных средств категории «ВС», 31 мая 2001 года Госавтоинспекцией <...> выдано удостоверение серии (свидетельство серия ). С 15 ноября 2004 года по 31 января 2005 года прошел обучение по программам переподготовки водителей с категории с «С» на «Е» и с «С» на «D» (свидетельства серия и серия ).

Из свидетельства серия и экзаменационного протокола от 31 января 2005 года о переподготовке водителей транспортных средств с категории «С» на «Е», свидетельства серия и экзаменационного протокола от 31 января 2005 года о переподготовке водителей транспортных средств с категории «С» на «D» не усматривается, что Д.В.МВ. сдавал практический экзамен на право управления составами транспортных средств на тягаче, относящемся к транспортному средству категории «B», и на тягаче, относящемся к транспортному средству категории «D».

12 марта 2005 года заявителю выдано водительское удостоверение сроком действия до 12 марта 2015 года на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «С», «D», «Е».

10 марта 2015 года Д.В.МВ. обратился в <ОГИБДД> для замены водительского удостоверения в связи с истечением срока действия.

10 марта 2015 года Д.В.МД. выдано водительское удостоверение сроком действия до 10 марта 2025 года, на право управления транспортными средствами категорий А, А1, В, В1, С, C1, D, D1, СЕ, С1E, M, не проставлены отметки о праве управления транспортными средствами категорий ВЕ, DE, D1E, Tm, Tb.

В соответствии с п.1 ст.25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами): категория «A» - мотоциклы; категория «B» - автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов; категория «C» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория «D» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория «BE» - автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; категория «CE» - автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; категория «DE» - автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы; категория «Tm» - трамваи; категория «Tb» - троллейбусы; категория «M» - мопеды и легкие квадрициклы; подкатегория «A1» - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт; подкатегория «B1» - трициклы и квадрициклы; подкатегория «C1» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория «D1» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория «C1E» - автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов; подкатегория «D1E» - автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов.

В силу п.2 ст.25 приведенного Федерального закона право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года №1396 (действующими в период с 1 января 2000 года до 4 ноября 2014 года), предусмотрено, что водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах «А», «В», «С», «D» и «Е» подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий: 1) категория «А» - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами; 2) категория «В» - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8; 3) категория «С» - автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; 4) категория «D» - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; 5) категория «Е» - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории (пункт 4); для управления сочлененным автобусом требуются разрешающие отметки в графах «D» и «Е» водительского удостоверения (пункт 6); водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории «В», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов (пункт 7); если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В», а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов, при управлении им достаточно водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «В» (пункт 8); водителям транспортных средств категорий «А» или «В» предоставляется право на управление мотоколясками (пункт 9); практический экзамен проводится на транспортном средстве той категории, на право управления которой сдается экзамен: 1) «А» - на мотоциклах; 2) «В»- на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость по крайней мере 100 километров в час; 3) «С» - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 килограммов; 4) «D» - на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7 метров; 5) «Е» - на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории: «В» - с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 килограммов, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; «С» - с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра; «D» - на сочлененном автобусе (пункт 25).

В пункте 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года №1097 (действующих с 5 ноября 2014 года) предусмотрено, что российские национальные и международные водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах подтверждают наличие права на управление транспортными средствами следующих категорий и входящих в них подкатегорий: а) категория «A» - мотоциклы; б) категория «B» - автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов, автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов; в) категория «C» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; г) категория «D» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; д) категория «BE» - автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки, автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; е) категория «CE» - автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; ж) категория «DE» - автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, сочлененные автобусы; з) категория «Tm» - трамваи; и) категория «Tb» - троллейбусы; к) категория «M» - мопеды и легкие квадрициклы; л) подкатегория «A1» - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт; м) подкатегория «B1» - трициклы и квадрициклы; н) подкатегория «C1» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов, автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; о) подкатегория «D1» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя, автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; п) подкатегория «C1E» - автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов; р) подкатегория «D1E» - автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов.

Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 года №782 (действующей со 2 сентября 2000 года по настоящее время), предусмотрено, что в графе водительского удостоверения «Особые отметки» проставляются разрешающие отметки, подтверждающие право на управление трамваем, троллейбусом, а также заносятся другие необходимые записи (стаж, группа крови, ручное управление и прочее) (пункт 33); после сдачи практического экзамена на право управления составами транспортных средств разрешающая отметка проставляется в графе «Е» водительского удостоверения и, если тягачом является транспортное средство категории «В», в графе «Особые отметки» производится запись «Е» к «В», если «С», то «Е» к «С», если «D» - «Е» к «D». Если водителю предоставлено право на управление составом транспортных средств с тягачами категорий «В», «С» и сочлененным автобусом, производится запись «Е» к «В, С, D» (пункт 34).

Таким образом, учитывая, что Д.В.МГ. не представлены доказательства того, что при прохождении обучения по программе переподготовки водителей им сдавался практический экзамен на право управления составами транспортных средств на тягаче, являющимся транспортным средством категории «B», а также на тягаче, относящимся к транспортным средствам категории «D», в водительском удостоверении, выданном 12 марта 2005 года, в графе «Особые отметки» отсутствовали соответствующие разрешающие записи, объективно такое право у него ранее в установленном законом порядке не возникало, действиями сотрудников <ОГИБДД>, связанными с заменой водительского удостоверения, права Д.В.МБ. нарушены не были, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований об оспаривании этих действий у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы Д.В.МБ. о том, что водительское удостоверение, выданное ему 12 марта 2005 года, подтверждало право управления транспортными средствами категорий А, В, С, D, Е без ограничений, и в графе «Особые отметки» ограничений не было, судебная коллегия отклоняет, поскольку наличие разрешающей отметки по категории «Е», проставленной в водительском удостоверении, выданном 12 марта 2005 года, само по себе не означало наличие у заявителя права управления легковыми автомобилями разрешенной максимальной массой до 3500 кг (категория «B») с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, и сочлененными автобусами, поскольку практический экзамен на указанных составах транспортных средств заявителем не сдавался (что им не отрицалось), сведений об этом не имеется. Кроме того, само по себе отсутствие в графе «Особые отметки» водительского удостоверения ограничений не свидетельствует о наличии разрешения на управление составами транспортных средств, практический экзамен на которых истцом не сдавался, и отметки о наличии такого права отсутствуют. Утверждения заявителя о наличии у него до замены водительского удостоверения возможности управления составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям в том числе «В» и «D» не влечет за собой возникновения у него права на управление транспортными средствами категории «ВЕ», «DE», «D1E», поскольку такое право возникает в силу других, предусмотренных законом условий, а именно прохождения обучения и сдачи экзамена.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на прохождение им обучения с 15 ноября 2004 года по 31 января 2005 года по программе переподготовки водителя транспортного средства с категории «С» на категорию «D» и с категории «С» на категорию «Е» на автомобиле «КАМАЗ» с прицепом, отсутствие в автошколе легковых автомобилей и сочлененных автобусов, не подтверждает прохождении им обучения по переподготовке водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «Е», и с категории «D» на категорию «Е».

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и оснований для отмены обжалуемого им решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 июня 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Агеев О.В.

Судьи: Нестерова Л.В.

Орлова И.Н.