Судья Добров Г. Г. Дело № 33-38043/2021 УИД 50RS0033-01-2021-003459-92 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Красногорск Московской области 22 декабря 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Артемьевой Ю.А., судей Аверченко Д.Г., Исаевой Е.В., при ведении протокола по поручению председательствующего помощником судьи Токаревой И.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Имущественных отношений Московской области на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 19 августа 2021 года по гражданскому делу <данные изъяты> по иску Министерства Имущественных отношений Московской области к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, заслушав доклад судьи Аверченко Д.Г., объяснения явившихся лиц, установила: Министерство Имущественных отношений Московской области обратилось с иском к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Требования мотивированы тем, что Минмособлимущество наделено полномочиями представлять и защищать интересы Московской области в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в исполнительном производстве, в органах прокуратуры и иных правоохранительных органах по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в том числе обращаться с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственников ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 09.10.2019 <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности ФИО1 с ВРИ «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» на ВРИ «Для ведения личного подсобного хозяйства». Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 15.11.2019 <данные изъяты> на общую сумму 65 386,20 руб., в адрес ФИО1, указанный в предоставленных Управлением Росреестра по <данные изъяты> документах. Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление вернулось в Минмособлимущество <данные изъяты>. В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона <данные изъяты> собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма. До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет Московской области не поступила. Просило суд взыскать с ФИО1 в пользу Министерства Имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:24:0070110:251 площадью 550 кв.м. в размере 65 386 рублей 20 копеек. Представитель истца в заседание суда первой инстанции не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Исковые требования поддержала. Ответчик ФИО1, представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признали, в возражении на иск пояснили, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 550 кв.м, и расположенный на нем жилой дом на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от <данные изъяты>. Когда она приобретала земельный участок, у него был определен разрешенный вид использования "Приусадебный участок личного подсобного хозяйства". Указанный вид разрешенного использования земельного участка был определен Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 10.08.2015 года №1513 «Об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории площадью 550 кв.м., под жилым домом, местоположением <данные изъяты>, по заявлению бывшего собственника земельного участка - ФИО3 На момент утверждения схемы расположения земельного участка разрешенный вид использования земельного участка «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» был установлен на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков утвержденный Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> N 540 (в действующей на то время редакции) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" <данные изъяты> Приказом <данные изъяты> Минэкономразвития России, были внесены изменения в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков и вид разрешенного использования «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» был изменен на «Для ведения личного подсобного хозяйства». В связи с вышеуказанными изменениями, ФИО1 решила привести в соответствие разрешенный вид использования своего земельного участка в соответствии с действующим классификатором. <данные изъяты> года ФИО1 обратилась в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района Московской области с заявлением об установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору земельных участков. <данные изъяты> Администрацией на ее обращение был дан отказ о приведение в соответствие земельного участка, в связи с тем, что ее земельный участок был образован после дня утверждения вышеуказанного классификатора (<данные изъяты>) и было рекомендовано обратиться с заявлением о подтверждение изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки территории городского поселения Куровское. <данные изъяты> ответчица обратилась с заявлением в Администрацию города Куровское об установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору земельных участков, данное заявление было перенаправлено в администрацию городского округа Ликино-Дулево Московской области, где ей был дан аналогичный отказ и рекомендовано было обратиться в орган регистрации с заявлением об изменении характеристик объекта недвижимости. <данные изъяты> она обратилась с заявлением в Россреестр <данные изъяты> о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, на основании которого в Реестр были внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с "Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» на «Для ведения личного подсобного хозяйства» Полагали, что в соответствии с действующим законодательством плата не взимается как в случае приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии Классификатору, так и в случае изменения ВРИ на любой из видов, предусмотренный градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны. Определением Орехово-Зуевского городского суда от <данные изъяты> к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области, представитель которого в заседание суда первой инстанции не явился, о слушании дела извещен, возражений по иску не представил. Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 19 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Министерства Имущественных отношений Московской области о взыскании с ФИО1 платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <данные изъяты> площадью 550 кв.м в размере 65 386 рублей 20 копеек отказано. Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда. Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от <данные изъяты> л/<данные изъяты>, 52 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 550 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0070110:251 и размещенный на нем жилой дом, расположенные по адресу: <данные изъяты>, размещенный на землях населенных пунктов, разрешенное использование : приусадебный участок личного подсобного хозяйства. Указанный земельный участок ранее принадлежал ФИО3 на основании постановления Главы Орехово-Зуевского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> л/<данные изъяты> «О предоставлении в собственность за плату гр. ФИО3 земельного участка площадью 550 кв.м» Как следует из указанного Постановления вид разрешенного использования земельного участка был определен Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории площадью 550 кв.м, под жилым домом, местоположением МО, <данные изъяты>, по заявлению ФИО3 Постановлением от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО3 предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 550 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> с указанным видом разрешенного использования «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства». Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> л/<данные изъяты> видом разрешенного использования указанного земельного участка является «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства». Кроме того ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от <данные изъяты> л/<данные изъяты>,87 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 550 кв.м с кадастровым номером 50:24:0070110:76, расположенный по адресу: <данные изъяты>, размещенный на землях населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства. Как пояснила ответчица на местности два земельных участка с кадастровым номером 50:24:0070110:251 и 50:24:0070110:76 образуют единый земельный участок огорожены одним забором, но продавались прежним собственником как два участка. Поскольку участки формировались в разное время земельный участок с кадастровым номером 50:24:0070110:251 имел вид разрешенного использования «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства», а участок с кадастровым номером 50:24:0070110:76 «Для ведения личного подсобного хозяйства». С целью объединения указанных земельных участков в один ФИО1 необходимо было чтобы у них совпадал вид разрешенного использования в соответствии с изменениями, внесенными в Классификатор видов разрешенного использования Приказом Минэкономразвития России 3<данные изъяты><данные изъяты>. <данные изъяты> года ФИО1 обратилась в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района Московской области с заявлением об установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору земельных участков л/<данные изъяты>. Из заявления следовало, что ФИО1 просила установить соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <данные изъяты> на «Для ведения личного подсобного хозяйства» с целью приведения к единому классификатору для объединения двух участков. В ответ на её обращение <данные изъяты> Администрацией Орехово-Зуевского муниципального района был дан ответ за <данные изъяты> л/<данные изъяты> из которого следовало, что земельный участок с кадастровым <данные изъяты> был образован после дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков (<данные изъяты>) и было рекомендовано обратиться с заявлением о подтверждение изменения вида разрешенного использования с «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» на «для ведения личного подсобного хозяйства». В ответ на обращение <данные изъяты> с заявлением в Администрацию <данные изъяты> об установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору земельных участков, был дан аналогичный отказ от <данные изъяты><данные изъяты> л/<данные изъяты>, и рекомендовано обратиться в орган регистрации с заявлением об изменении характеристик объекта недвижимости. <данные изъяты>ФИО1 обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по <данные изъяты> л/<данные изъяты> котором просила внести в ЕГРН изменения разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства». На основании поданного ФИО1 заявления вид разрешенного использования земельного участка «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» приведен в соответствие с требованиями Классификатора «для ведения личного подсобного хозяйства», что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на <данные изъяты>. В соответствии с перечнем земельных участков, в отношении которых было осуществлено изменение ВРИ на первое полугодие 2019 года л/<данные изъяты> указан земельный участок ФИО1 с кадастровым номером 50:24:0070110:251. По состоянию на <данные изъяты> и <данные изъяты> кадастровая стоимость земельного участка составляла 653 862 рублей, что подтверждается выписками из ЕГРН л/<данные изъяты>, 13. Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее-Закон № 23/96-03), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается». В соответствии с постановлением Правительства МО от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается» размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. Уведомлением от 15.11.2019 года <данные изъяты> л/д 17 Министерство Имущественных отношений Московской области сообщило ФИО1 о её обязанности внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с представленным расчетом в размере 65 386 рублей 20 копеек. В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, при этом правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В силу пунктов 11, 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется. Пунктом 13 статьи 34 закона N 171-ФЗ предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменении видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно статье 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Допустимые параметры жилого дома - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, разрешенное использование всех земельных участков должно устанавливаться на основании его положений. На момент утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 50:24:0070110:251 разрешенный вид использования земельного участка «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» был установлен на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (в действующей на то время редакции) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Согласно кода 2.2. указанного Классификатора на земельных участках с разрешенным видом использования «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» допускается размещение жилого дома не предназначенного для раздела на квартиры (дома пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей ); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений. 30 сентября 2015 года Приказом № 709 Минэкономразвития России, были внесены изменения в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков и вид разрешенного использования «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» был изменен на «Для ведения личного подсобного хозяйства». Согласно кода 2.2. указанного Классификатора с внесенными изменениями на земельных участках с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства допускается размещение жилого дома не предназначенного для раздела на квартиры (дома пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей ); производство сельскохозяйственной продукции: размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных. Таким образом, функциональное назначение земельного участка, после установления вида разрешенного использования - ведения личного подсобного хозяйства аналогично предшествовавшему. Действующее законодательство устанавливает возможность взыскания платы за изменение вида разрешенного использования участка. Учитывая указанных выше правовые нормы, а также обстоятельства дела в их совокупности суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае имело место приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями Классификатора, а не изменение одного вида разрешенного использования на другой, что не может служить основанием для возложения на гражданина обязанности нести расходы по установлению соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору. Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что при принятии решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору, не изменяется вид разрешенного использования земельного участка, а из классификатора выбирался вид разрешенного использования земельного участка, соответствующий «исходному» виду разрешенного использования. Доводы апелляционной жалобы о том, что, так как ответчик обращался в Росреестр с заявление об изменении вида разрешенного использования, то фактически ею реализована на добровольной основе данная процедура отклоняются судебной коллегией, так как функциональное назначение земельного участка не изменилось, а, как указано выше, произошло приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями Классификатора. В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на несогласие с ними и основаны на неверном толковании правовых норм. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 19 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Имущественных отношений Московской области – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |