ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3805/2017Г от 22.06.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Коданева Я.В. Дело № 33-3805/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2017 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Прилузский» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2017 года, по которому

взыскана с МО МР «Призузский» в лице администрации МР «Прилузский» в пользу ФИО1 премия по итогам работы за ноябрь 2016 в размере ... руб., компенсация морального вреда в размере ... руб., а всего ... рублей ... копейка.

Взыскана с МО МР «Призузский» в лице администрации МР «Прилузский» государственная пошлина в доход местного бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере ... рублей ... копейки.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к главе МР – председателю Совета МР «Прилузский», МО МР «Прилузский», администрации МР «Прилузский» о признании незаконным решения о невыплате премии, взыскании премии, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что замещал должность руководителя администрации МР «Прилузский», премия по итогам работы за ноябрь 2016 года выплачена не была, основанием послужила ненадлежащая организация работы по завершению объединения ряда сельских поселений, которая, по утверждению истца, не входит в его должностные обязанности, устных поручений по работе по завершению объединения сельских поселений от председателя Совета МР «Прилузский» ФИО3 (на тот момент) не давалось, в том числе не ставилась эта задача конкретно в ноябре 2016 года.

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация МР «Прилузский».

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствие со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 Трудового кодекса РФ).

Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 9 Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» установлено, что в состав оплаты труда муниципального служащего входят, в том числе премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты и размер которых устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что 28 декабря 2015 года главой МР – председателем Совета МР «Прилузский» ФИО4 по результатам проведения конкурса заключен контракт с ФИО1 на замещение последним должности руководителя администрации муниципального района «Прилузский». К исполнению обязанностей руководителя администрации МР «Прилузский» ФИО1 приступил с 11 января 2016 года.

Разделом IV контракта установлена оплата труда руководителя администрации МР «Прилузский» в виде денежного содержания, которое включает в себя, в том числе, премию за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемую в порядке, установленном решением Совета муниципального района «Прилузский» от 22 октября 2013 года N IV-24/4 «Об установлении должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения депутатам и выборным должностным лицам Совета муниципального района «Прилузский» и размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат, а также порядка их осуществления муниципальным служащим муниципального образования муниципального района «Прилузский».

Показатели премирования устанавливаются распоряжением (приказом) представителя нанимателя (работодателя).Распоряжением главы МР - председателя Совета муниципального района «Прилузский» от 29 сентября 2016 года № 42 утверждены показатели премирования руководителя администрации МР «Прилузский»:

- отсутствие актов прокурорского реагирования на бездействие по выявленным нарушениям сроков рассмотрения обращений граждан, поступивших в администрацию муниципального района;

- своевременное реагирование на запросы органов в системе исполнительной власти Республики Коми, подготовка в их адрес запрашиваемой информации;

- исполнение месячного плана основных мероприятий, проводимых администрацией муниципального района.

В соответствии с п.5.2 Порядка осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу муниципальных служащих МО МР «Прилузский», утвержденного решением от 22 октября 2013 года N IV-24/4, премия начисляется и выплачивается при одновременном соблюдении двух требований - выполнение показателей премирования и соблюдении условий премирования, а именно: соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины; надлежащее исполнение должностных обязанностей; отсутствие обоснованных жалоб, связанных с осуществлением должностных обязанностей; исполнение в установленный срок действующего порядка рассмотрения заявлений и обращений граждан, предоставления муниципальных услуг; своевременная подготовки деловых документов, аналитических материалов, заключений по проектам нормативных правовых актов.

Распоряжением главы МР - председателя Совета МР «Прилузский» от 29 сентября 2016 года № 42 был установлен срок представления в адрес главы МР - председателя совета МР «Прилузский» информации о профессиональной трудовой деятельности руководителем администрации МР «Прилузский» и председателем Контрольно-счетной палаты МР «Прилузский»: ежемесячно до 28-го числа.

В соответствии с данным распоряжением, ФИО1 направлена соответствующая информация 24 ноября 2016 года за ноябрь 2016 года.

В ежемесячной информации за ноябрь были отражены позиции по проведенным рабочим совещаниям, деловым встречам, личному приему граждан, представлена информация об отсутствии актов прокурорского реагирования на бездействие по выявленным нарушениям сроков рассмотрения обращений граждан, поступивших в администрацию муниципального района, о своевременной подготовки информации на запросы органов в системе исполнительной власти Республики Коми, о выполнении месячного плана основных мероприятий, проводимых администрацией муниципального района.

Согласно проекту распоряжения от 28 ноября 2016 года «О премировании руководителя администрации МР «Прилузский», последнего предлагалось премировать по итогам работы за ноябрь 2016 года в размере ... руб.

Вместе с тем, на указанном проекте главой МР – председателем Совета МР «Прилузский» дано указание о подготовке распоряжения о депремировании истца по п.3 показателей премирования, утвержденных распоряжением № 42 от 29 сентября 2016 года: за неисполнение месячного плана основных мероприятий, проводимых администрацией муниципального района.

Поводом для указанного решения послужила ненадлежащая организация по завершению работы по объединению сельских поселений Верхолузье, Ваймес, Ношуль.

Оценив в совокупности материалы дела, пояснения сторон, свидетеля ФИО3, и не установив допустимых доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии устного поручения ФИО1 о необходимости решения вопроса по завершению объединения сельских поседений именно в ноябре 2016 года, а также учитывая, что в план мероприятий администрации МР «Прилузский» решение указанного вопроса не входило, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования истца о взыскании премии по итогам работы за ноябрь 2016 года в сумме ... руб. При этом размер премии ответчиком не оспаривался.

Как верно указал суд первой инстанции, ни заключенный с истцом контракт, ни его должностная инструкция, ни Устав МО МР «Прилузский» не возлагает на руководителя администрации МР обязанности по исполнению отдельных поручений от депутатов МО МР или главы МР - председателя Совета МР «Прилузский».

Поскольку судом установлено нарушение работодателем трудовых прав ФИО1, связанное с депремированием истца за ноябрь 2016 года, вывод суда первой инстанции, с учетом положений статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации о наличии у истца права на взыскание компенсации морального вреда, также соответствует требованиям действующего трудового законодательства. Размер компенсации морального вреда в сумме ... рублей определен судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, отвечает требованиям разумности и справедливости.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и сомнений у судебной коллегии не вызывают.

Довод администрации МР «Прилузский» о том, что невыплата премии не может рассматриваться как нарушение трудовых прав истца, поскольку по своей правовой природе премия отнесена к выплатам стимулирующего характера, судебная коллегия находит несостоятельным.

В соответствии с п.5.4 решения Совета МР «Прилузский» № V-11/8 от 23 сентября 2016 года «О внесении изменений в решение Совета МР «Прилузский» от 22 октября 2013 года № IV-24/4 «Об установлении должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения депутатам и выборным должностным лицам Совета МР «Прилузский» и размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат, а также порядка их осуществления муниципальным служащим МО МР «Прилузский» премия муниципальному служащему устанавливается распоряжением (приказом) представителя ежемесячно.

Иные приведенные в жалобе доводы судебная коллегия не принимает во внимание, так как они являлись предметом судебного разбирательства, судом исследовались и в решении им дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, а также обстоятельств, которые не были исследованы судом первой инстанции и которые могли бы повлиять на принятое решение, в жалобе не приведено.

Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Прилузский» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: