Дело № |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 07 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей с участием прокурора | ФИО7, ФИО2, ФИО3, |
при секретаре | ФИО4, |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе ГУП «Леноблводоканал» на определение Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о замене стороны правопреемником.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя ГУП «Леноблводоканал» - поддержавшей доводы частной жалобы, возражения представителя администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> – ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
администрация МО «<адрес>» <адрес> обратилась в суд с заявлением о замене стороны правопреемником, указав, что решением Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № администрация МО «<адрес>» <адрес> обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект предельно допустимых сбросов сточных вод в <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №.
Определением Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена администрации МО «<адрес>» <адрес> на администрацию МО «<адрес>» <адрес>.
Определением Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «<адрес>» <адрес> предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с принятием областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти <адрес> и органами местного самоуправления поселений <адрес> и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>» установлено, что к полномочиям <адрес> или уполномоченных им органов исполнительной власти <адрес> (Комитет по жилищно - коммунальному хозяйству <адрес>) относятся полномочия органов местного самоуправления Выборгского муниципального района <адрес> в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений.
ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение <адрес>№-р «О принятии в государственную собственность <адрес> Муниципального унитарного предприятия «Водоканал <адрес>» муниципального образования <адрес>». Пунктом 4, которого установлено, что право собственности <адрес> на имущество предприятия, принимаемого в соответствии с данным распоряжением в государственную собственность <адрес>, возникает с момента утверждения передаточного акта уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования <адрес>, передаточный акт утвержден ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ГУП ЛО «Водоканал <адрес>» была передана проектная и рабочая документация, а также положительное заключение ГАУ «Леноблгосэкспертиза», связанное со строительством централизованной системы водоснабжения и водоотведения микрорайона «Петровский» в <адрес>.
Таким образом, заявитель просил суд произвести замену должника - администрации МО «<адрес>» <адрес> на правопреемника – ГУП «Леноблводоканал» в исполнительном производстве №.
Определением Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена стороны должника администрации МО «<адрес>» <адрес> на правопреемника – ГУП «Леноблводоканал».
В частной жалобе ГУП «Леноблводоканал» просит указанное определение отменить как необоснованное, ссылаясь на отсутствие оснований для замены стороны в исполнительном производстве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № администрация МО «<адрес>» <адрес> обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект предельно допустимых сбросов сточных вод в <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №.
Определением Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена администрации МО «<адрес>» <адрес> на администрацию МО «<адрес>» <адрес>.
Определением Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «<адрес>» <адрес> предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени решение суда не исполнено, исполнительное производство не прекращено.
Удовлетворяя заявление администрации, суд первой инстанции, руководствуясь Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти <адрес> и органами местного самоуправления поселений <адрес> и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>» (далее - Закон №), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ), распоряжением <адрес>№-р «О принятии в государственную собственность <адрес> Муниципального унитарного предприятия «Водоканал <адрес>» муниципального образования <адрес>», распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р о реорганизации ГУП ЛО «Водоканал <адрес>», оценив представленные доказательства, в том числе, накладную № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ГУП «Леноблводоканал» ДД.ММ.ГГГГ получил от МО «<адрес>» <адрес> проектную и рабочую документацию в отношении строительного объекта «Строительство централизованной системы водоснабжения и водоотведения микрорайона «Петровский» в <адрес>», а также положительное заключение ГАУ «Леноблгосэкспертиза» №—0096-16 и №, пришел к выводу о том, что имеются основания для замены стороны в исполнительном производстве.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 153-ОЗ "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти <адрес> и органами местного самоуправления поселений <адрес> и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>" (далее - Закон N 153-ОЗ) установлено, что к полномочиям <адрес> или уполномоченных им органов исполнительной власти <адрес> (Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству <адрес>) относятся полномочия органов местного самоуправления Выборгского муниципального района <адрес> в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 153-ОЗ вышеуказанные полномочия перераспределяются между органами государственной власти <адрес> и органами местного самоуправления Волховского муниципального района <адрес> со дня передачи имущества, находящегося в собственности указанного поселения и используемого для осуществления таких полномочий, в государственную собственность <адрес>.
Порядок перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, момент возникновения права собственности на передаваемое имущество, урегулирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 28 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ субъект Российской Федерации, в собственность которого передано имущество при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Право собственности на имущество, передаваемое из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, возникает с даты, устанавливаемой в решениях уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственников имущества (абз. 20, 21, 31 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ). При этом данные решения принимаются на основании предложения органа местного самоуправления. Вышеуказанные предложения органов местного самоуправления рассматриваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня их поступления (абз. 15, 17, 19 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение <адрес>№-р «О принятии в государственную собственность <адрес> Муниципального унитарного предприятия «Водоканал <адрес>» муниципального образования <адрес>», пунктом 4, которого установлено, что право собственности <адрес> на имущество предприятия, принимаемого в соответствии с данным распоряжением в государственную собственность <адрес>, возникает с момента утверждения передаточного акта уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования <адрес>.
Передаточный акт утвержден ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие и действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В Законе N 153-ОЗ не содержится положений о его распространении на отношения, возникшие до введения его в действие.
Как следует из правила ч. 1 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
На основании части 2 указанной правовой нормы судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства: на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом; на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, процессуальное правопреемство, то есть замена одной из сторон процесса другим лицом, правопреемником, происходит в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения переходят к другому лицу, которое не принимало участия в данном процессе.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих правопреемство ГУП «Леноблводоканал» в отношении обязанности администрации МО «<адрес>» <адрес> по организации водоотведения в <адрес>.
Ссылка заявителя на накладную № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ГУП «Леноблводоканал» ДД.ММ.ГГГГ получил от МО «<адрес>» <адрес> проектную и рабочую документацию в отношении строительного объекта «Строительство централизованной системы водоснабжения и водоотведения микрорайона «Петровский» в <адрес>», а также положительное заключение ГАУ «Леноблгосэкспертиза» №—0096-16 и №, является несостоятельной, поскольку не свидетельствует о передаче полномочий, которые должны быть осуществлены должником в целях исполнения вступившего в законную силу решения суда, иному лицу, соглашение о переводе обязательств по исполнению решения Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ГУП «Леноблводоканал» не заключалось.
Учитывая недоказанность ответчиком факта того, что обязанности, установленные решением Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, перешли к ГУП «Леноблводоканал», оснований для замены стороны должника в исполнительном производстве не имеется.
С учетом изложенного обжалуемое определение подлежит отмене с вынесением по делу нового определения об отказе в замене стороны.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
определение Выборгского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
В удовлетворении заявления администрации муниципального образования <адрес> о замене стороны правопреемником отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Судья ФИО6