ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-380/2016(5983/2015) от 02.02.2016 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С УД

Судья Дементьев Н.Н.                                              Дело № 33-380/2016 (5983/2015)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                         02 февраля 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г. ,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Яновой Г*** А*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области  от 10 ноября 2015 года,   по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора  Старомайнского района Ульяновской области действующего в  защиту прав  Яновой Г*** А***  о признании незаконным решения  Департамента  Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Старомайнскому району от 19.06.2015  № *** об  отказе в предоставлении Яновой Г*** А*** субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  и возложение обязанностей в назначении и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 19 июня 2015 г.  отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Яновой Г.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Старомайнского района Ульяновской области, действуя в защиту  интересов  Яновой Г.А., обратился в суд с иском к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Старомайнскому району (далее – Департамент по Старомайнскому району) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; возложении обязанности назначить и выплатить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование иска указал, что Янова Г.А. 16.06.2015 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По результатам рассмотрения данного заявления 19.06.2015 принято решение об отказе в предоставлении данной меры социальной поддержки, со ссылкой  на п. 6 раздела 1, пп. «а, д» п. 8 раздела 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Правила). В частности, указаны следующие причины отказа: заявителем представлен договор найма частного жилого помещения, однако документы о ее регистрации в данном жилом помещении отсутствуют; на момент обращения к ответчику по лицевому счету квартиры, где проживает Янова Г.А., имелась задолженность в сумме *** руб. по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома; заявителем не представлены подлинники документов о размере получаемых алиментов и невозможности их проверки ввиду отсутствия согласия должника на обработку персональных данных. Полагал отказ в предоставлении субсидий незаконным, противоречащим положениям статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предусматривающим, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Что касается задолженности по платежам, то капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в силу ч.2 ст. 676, 678 ГК РФ, проводится за счет собственника имущества, каковым Янова Г.А. не является. Оригиналы документов о размере получаемых алиментов Яновой Г.А. были ответчику представлены позднее обращения с заявлением о назначении субсидии.  Указывая, что  незаконный отказ в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг влечёт нарушение социальных прав Яновой Г.А., приводят к понижению уровня жизни семьи, просил признать незаконным решение ответчика об отказе в предоставлении Яновой Г.А. субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  и обязать назначить и выплачивать Яновой Г.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 19.06.2015.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Янова Г.А. не соглашается с решением суда, просит  его отменить. Указывает, что факт её проживания в съемном жилье с детьми никем не оспаривался, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет, оплату платежей по капитальному ремонту должен производить собственник жилья согласно заключенному договора найма жилого помещения. Возможности зарегистрироваться в съемной квартире не имеет в связи с отсутствием согласия собственника на регистрацию. Пользоваться жилым помещением по месту регистрации она не может, так как была выселена из него решением суда, исполнение которого было отсрочено.  Суд не дал суждения о законности отказа в предоставлении субсидии по причине отсутствия оригиналов документов по выплате алиментов ее бывшим супругом. Полагает, что отказ суда в удовлетворении требований о предоставлении субсидии ставит её семью в затруднительное положение, так как  на оплату коммунальных услуг уходит большая часть её дохода.

Апелляционное представление прокурора отозвано до начала судебного разбирательства по делу.

Дело рассмотрено в отсутствие Департамента по Старомайнскому району, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании Янова Г.А. доводы апелляционной жалобы   поддержала.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 16.06.2015 Янова Г.А. обратилась в Департамент по Старомайнскому району с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Согласно представленным документам Янова Г.А.  зарегистрирована по адресу: р/п С***, ул. К***, д.***, однако  по данному адресу  не проживает.

С ***2012  снимает жилье у К*** Г. Н. по адресу: р/п С***, ул. *** д.*** кв.*** в котором проживает с сыном Я*** И.А., 2002 года рождения, и дочерью Я*** Е., 2013 года рождения, по данному адресу истица и члены ее семьи регистрации не имеют.

По результатам рассмотрения заявления от 16.06.2015 ответчиком принято решение об отказе в предоставлении данной меры социальной поддержки со ссылкой на п. 6 раздела 1, пп. «а, д» п. 8 раздела 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее – Правила). В частности, в решении об отказе в предоставлении выплаты указано, что Яновой Г.А. не представлены сведения о ее регистрации и регистрации членов семьи  по адресу  постоянного проживания (ф.8), а также имеется задолженность по оплате жилья за предшествующий обращению месяц.

Полагая отказ в предоставлении субсидий незаконным, прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту прав Яновой Г.А.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  прокурора в интересах Яновой Г.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 2  статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют наниматели, в том числе, по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.

В силу подпункта «а» пункта 8 указанных Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает ( пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (часть 4 статьи 1).

Регулируя административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3). Согласно данному Закону местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2).

Исходя из указанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что без регистрации по месту жительства именно в том жилом помещении, на оплату которого предоставляется субсидия, невозможно разрешить вопрос о предоставлении указанной социальной льготы.

Поскольку Янова Г.А. не представила документ, подтверждающий факт ее регистрации по адресу квартиры, которую она снимает по договору коммерческого найма, Департамент по Старомайнскому району обоснованно отказал ей в предоставлении субсидии по подпункту «а» пункта 8 вышеуказанных Правил.

В силу указанного доводы апелляционной жалобы о неправомерном отказе в назначении субсидии по данному основанию являются несостоятельными, так как не основаны на нормах действующего законодательства.

Кроме того, в подпункте «б» пункта 8 Правил указано, что для получения субсидии гражданин должен предоставить документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно пункту 6 Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Судом установлено, что на момент обращения с заявлением по жилому помещению, в котором проживала Янова Г.А., имелась задолженность в размере *** руб. по взносам на капитальный ремонт, что также являлось основанием для отказа в назначении субсидии по подпункту 6 пункта 8 Правил.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оплата за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возлагается на собственника жилого помещения, каковым Янова Г.А. не является, не могут служить основанием к отмене состоявшегося решения суда, поскольку, как правильно отметил суд первой инстанции, необходимость предоставления сведений об отсутствии задолженности законодательно закреплена за лицом, обратившимся за предоставлением социальной льготы.

С учетом указанных обстоятельств доводы жалобы о том, что ответчик необоснованно истребовал  у истицы подлинники документов, подтверждающие размер получаемых ею алиментов, правильность выводов суда не опровергает, так как основанием к отказу в назначении субсидии на оплату жилья явились иные основания.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Яновой Г*** А***  – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: