Судья Беляева Т.Д.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 августа 2015 года № 33-3813/2015
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Теплова И.П.,
при секретаре Кустовой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Череповца на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 21 мая 2015 года, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены.
На мэрию города Череповца возложена обязанность включить ФИО1 в стаж муниципальной службы периоды работы: с <ДАТА> по <ДАТА> в должности старшего инспектора по кадрам, ведущего специалиста (помощника регистратора), ведущего специалиста отдела регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца; с <ДАТА> по <ДАТА> в должности ведущего специалиста отдела оценки земель и выдачи документов на земельные участки, ведущего специалиста кадастрового отдела комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца.
Возложена обязанность на мэрию города Череповца рассчитать и назначить ФИО1 пенсию с учетом включенных периодов муниципальной службы.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя ответчика мэрии города Череповца по доверенности ФИО3, истца ФИО1, судебная коллегия
установила:
<ДАТА>ФИО1 обратилась в комиссию по назначению ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах городского самоуправления, мэрии <адрес>.
По результатам рассмотрения обращения ФИО1 назначена ежемесячная пенсия за выслугу лет в размере 54% среднемесячного денежного содержания, включен в период муниципальной службы для назначения пенсии с <ДАТА> по <ДАТА>. В стаж муниципальной службы не включены периоды работы истца в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца с <ДАТА> по <ДАТА> в качестве старшего регистратора отдела регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости, ведущего специалиста; с <ДАТА> по <ДАТА> в качестве ведущего специалиста отдела оценки земель и выдачи документов на земельные участки, ведущего специалиста кадастрового отдела комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца.
<ДАТА>ФИО1 обратилась к мэру города Череповца о пересмотре решения комиссии.
Письмом мэрии города Череповца от <ДАТА>№...ФИО1 было отказано в части зачета стажа работы в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца со ссылкой на то, что комитет по земельным ресурсам и землеустройству являлся территориальным органом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Предельная численность федеральных государственных служащих, структура и штатное расписание утверждались приказом Госкомзема России.
<ДАТА>ФИО1 обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца. В исковом заявлении просила суд возложить обязанность на ответчика включить периоды работы в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца с <ДАТА> по <ДАТА> и с <ДАТА> по <ДАТА> в стаж муниципальной службы при назначении ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах городского самоуправления; рассчитать и назначить пенсию за выслугу лет, исходя из сажа муниципальной службы, включая периоды работы в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца.
В обоснование требований указала, что указанные периоды должны быть включены в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца являлся структурным подразделением мэрии, она являлась муниципальным служащим, замещала должность в соответствии со штатным расписанием, которая финансировалась из местного бюджета.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования подержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 исковые требования не признала. Пояснила, что решением комиссии по назначению, выплате и перерасчету ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления от <ДАТА> периоды работы ФИО1 в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца не были включены в стаж муниципальной службы, поскольку согласно архивным документам комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца являлся органом государственного управления и находился в подчинении Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Вологодской области.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе мэрия города Череповца просит об отмене решения по мотиву неправильного применения судом норм материального права и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что должности, которые занимала ФИО1 в комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Череповца не относятся к должностям муниципальной службы, поскольку комитет не входил в систему органов местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованного решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы возражений на нее, полагает решение соответствующим фактическим обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, ФИО1 работала с <ДАТА> по <ДАТА> в должности старшего инспектора по кадрам отдела регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца, с <ДАТА> по <ДАТА> - ведущего специалиста (помощника регистратора), ведущего специалиста отдела регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Череповца; с <ДАТА> по <ДАТА> - ведущего специалиста отдела оценки земель и выдачи документов на земельные участки, с <ДАТА> по <ДАТА> - ведущего специалиста кадастрового отдела комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца.
<ДАТА> Председателем Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и Председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству ФИО2<адрес> в рамках их полномочий утверждено Положение о комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца, в силу раздела 1 которого комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца является территориальным органом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и структурным подразделением мэрии г. Череповца (пункт 1.1), комитет в своей деятельности подчиняется Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Вологодской области и мэру г. Череповца (пункт 1.2), руководство комитетом осуществляется Председателем, назначаемым на должность приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Вологодской области по согласованию с мэром г. Череповца (пункт 1.4). Согласно пункту 5 Положения предельная численность комитета, финансируемая за счет бюджета города и фонд оплаты труда утверждаются мэром г.Череповца. Структура и штатное расписание комитета разрабатываются и утверждаются председателем Горкомзема. Согласно пункту 6 Положения в полномочия председателя комитета входят утверждение и изменение в пределах утвержденной штатной численности и фонда оплаты труда структуры комитета, должностные оклады и должностные инструкции работников комитета. В силу пункта 7 Положения финансирование деятельности комитета осуществляется как за счет средств городского бюджета, так и за счет средств бюджета Российской Федерации, выделяемых через Облкомзем.
Согласно структуры Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Вологодской области (Приложение № 1 к Приказу Облкомзема от 25 мая 2001 года № 41), действующей с 01 августа 2001 года, количество федеральных госслужащих, замещающих государственные должности в комитете по земельным ресурсам и землеустройству по г. Череповцу и Череповецкому району, составляет 7 штатных единиц. Согласно штатному расписанию комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца, утвержденному Постановлением мэра г. Череповца от 30 декабря 1996 года № 3230, количество должностей комитета 35 штатных единиц. В дальнейшем Постановлениями мэра города указанное штатное расписание неоднократно изменялось с установлением мэром города размера должностных окладов работникам комитета. Постановлением мэра города Череповца от 06 декабря 1999 года № 3795 указано внести изменения в Положения об отделах и должностные инструкции муниципальных служащих (пункт 5.2).
В силу статьи 2 Закона Вологодской области № 144-0З от 02 апреля 1997 года «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» к периодам замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, должностей государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти и органах местного самоуправления области относятся:
- время работы на постоянной основе на должностях, в том числе на выборных, в органах местного самоуправления области с 01 января 1992 года до введения в действие законом области от 27 октября 1999 года № 421-03 «О реестре муниципальных должностей» (далее – Закон № 421-ОЗ) реестра муниципальных должностей;
- время работы на постоянной основе в органах местного самоуправления области после введения в действие Законом № 421-0З реестра муниципальных должностей, Законом области от 28 ноября 2005 года № 1366-0З «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы» (далее – Закон № 1366-ОЗ) реестра муниципальных должностей муниципальной службы на должностях, наименование которых является сочетанием наименования должности, предусмотренной соответствующим реестром, с указанием на структурное подразделение органа или выполняемой функции (должностных обязанностей) по замещаемой должности, до введения в действие Законом области от 09 октября 2007 года № 1663-0З «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» Реестра должностей муниципальной службы в Вологодской области.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что должности муниципальной службы на территории Вологодской области, устанавливаемые муниципальными правовыми актами, должны соответствовать реестру должностей муниципальной службы в Вологодской области после его утверждения.
В период работы ФИО1 и до 31 декабря 2005 года действовал Реестр муниципальных должностей, утвержденный Законом № 421-0З.
При этом должности, которые занимала истец в спорные периоды (ведущий специалист), соответствуют реестру муниципальных должностей муниципальной службы и относились к старшей группе должностей (статья 2). Должность старшего инспектора ФИО1 занимала на постоянной основе до введения в действия Реестра муниципальных должностей.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что по своей правовой природе занимаемая истцом должность старшего инспектора, а затем ведущего специалиста в отделах комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Череповца относится к должностям муниципальной службы, предусмотрена в качестве таковой Реестрами должностей муниципальной службы, утвержденными Законом № 421-0З и Законом № 1366-0З, в связи с чем, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа во включении в перечень должностей муниципальной службы спорных периодов работы истца.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно. Оснований для вмешательства в решение суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 21 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Череповца – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: