Судья Дудников А.А. дело № 33-3820/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 14 марта 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Самойловой Н.Г.,
судей Изоткиной И.В. и Ситникова В.С.,
при секретаре Крашенинниковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области», Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности
по апелляционной жалобе ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области»
на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 4 декабря 2017 года, которым постановлено:
обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать системой автотехнической пожарной сигнализации здание общежития отрядов осужденных №2 и №11 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №2, №11 (здание общежития спецконтингента №8, №11), здание общежития отрядов осужденных №3, №9, №12 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №9, №12, №3 (общежитие спецконтингента №9, №12, №13), здание общежития отрядов осужденных №8, №10 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №8, №10 ЗПСУОН (общежитие спецконтингента №2, №3, №10, №14).
Заслушав доклад судьи Изоткиной И.В., судебная коллегия
установила:
Волгоградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц (осужденных) обратился в суд с иском к ФКУ «Исправительная колония № 9 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области», Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности, в обоснование требований указав, что при проверке соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности установлено, что здание общежития отрядов осужденных №2 и №11 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №2, №11 (здание общежития спецконтингента №8, №11), здание общежития отрядов осужденных №3, №9, №12 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №9, №12, №3 (общежитие спецконтингента №9, №12, №13), здание общежития отрядов осужденных №8, №10 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингнта №8, №10 ЗПСУОН (общежитие спецконтингента №2, №3, №10, №14) в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности и п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации. Содержащиеся в ранее вынесенном в адрес ФКУ «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Волгоградской области» представлении требования об устранении выявленных нарушений до настоящего времени не исполнены.
В этой связи, прокурор просил возложить на администрацию ФКУ «Исправительная колония №9 УФСИН России по Волгоградской области» обязанность оборудовать системой автотехнической пожарной сигнализации здание общежития отрядов осужденных №2 и №11 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №2, №11 (здание общежития спецконтингента №8, №11), здание общежития отрядов осужденных №3, №9, №12 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №9, №12, №3 (общежитие спецконтингента №9, №12, №13), здание общежития отрядов осужденных №8, №10 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №8, №10 ЗПСУОН (общежитие спецконтингента №2, №3, №10, №14).
Возложить на Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области обязанность профинансировать оборудование ФКУ «Исправительная колония №9 УФСИН России по Волгоградской области» системой автоматической сигнализации на указанных объектах.
Определением суда от 4 сентября 2017 года производство по делу по иску Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Волгоградской области к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области о возложении обязанности профинансировать оборудование ФКУ «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Волгоградской области» системой автоматической сигнализации на вышеуказанных объектах прекращено в связи с отказом прокурора от иска.
Судом постановлено указанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, ответчик ФКУ «Исправительная колония № 9 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области» в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного постановления и принятии нового решения по делу об отказе в иске, в обоснование жалобы ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав представителя ФКУ «Исправительная колония № 9 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области» ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области - ФИО3, поддержавшую позицию ответчика, старшего помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Волгоградской области – ФИО4, возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значения для дела, представленным доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованным выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в редакции от 28 декабря 2016 года), учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции от 29 июля 2017 года) под требованиями пожарной безопасности понимаются - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу положений статьи 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими способами, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии со статьей 54 указанного Закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ФКУ «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Волгоградской области» (ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, Учреждение) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с пунктами 1.2. и 1.3. Устава ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, в редакции, утв. Приказом ФСИН России от 9 марта 2011 года № 133 собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России, Учреждение находится в ведении ФСИН России.
Учреждение обеспечивает условия содержания осужденных, пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения (пункт 2.5.1 Устава).
На основании Распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-р в оперативном управлении ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области находятся: с ДД.ММ.ГГГГ - здание общежития спецконтингента № <...>, № <...> ЗПСУОН (общежитие спецконтингента № <...>, № <...>, № <...>, № <...>), общей площадью <.......> кв.м. по адресу: <адрес>); с ДД.ММ.ГГГГ - здание общежития спецконтингента № <...>, № <...>, № <...> (общежитие спецконтингента № <...>, № <...>, № <...>), общей площадью <.......> кв.м., по адресу: <адрес>); с ДД.ММ.ГГГГ - здание общежития спецконтингента № <...>, № <...> (здание общежития спецконтингента № <...>, № <...>), общей площадью <.......> кв.м., по адресу: <адрес>.
17 марта 2017 года Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при проверке соблюдения учреждением требований уголовно-исполнительного и иного законодательства о порядке и условиях отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы в ИК-9, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности и пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, здание общежития отрядов осужденных №2 и №11 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №2, №11, (здание общежития спецконтингента №8, №11), здание общежития отрядов осужденных №3, №9, №12 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №9, №12, №3 (общежитие спецконтингента №9, №12, №13), здание общежития отрядов осужденных №8, №10 (согласно техническому паспорту здание общежития спецконтингента №8, №10 ЗПСУОН (общежитие спецконтингента №2, №3, №10, №14) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
29 марта 2017 года по факту выявленных нарушений требований пожарной безопасности Волгоградским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес временно исполняющего начальника УФСИН России по Волгоградской области внесено представление об устранении указанных нарушений в месячный срок.
Неисполнение Учреждением обязанности по оборудованию вышеуказанных объектов автоматической пожарной сигнализацией в установленный прокурором срок послужило поводом для его обращения с настоящим иском в суд.
Руководствуясь статьями 1, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пунктом 2 статьи 52, части 1 статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», частью 2 и 4 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение ответчиком возложенной законом обязанности по соблюдению требований правил пожарной безопасности, приводит к нарушению прав сотрудников ФКУ «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Волгоградской области», осужденных, и иных лиц, посещающих Учреждение, на обеспечение пожарной безопасности и создает угрозу их жизни, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность по оборудованию системой автоматической пожарной сигнализацией зданий общежитий, находящихся в оперативном управлении ответчика, установив срок исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд также принял во внимание отсутствие доказательств принятия Учреждением всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности и отсутствие в рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших учреждению в соблюдении требований пожарной безопасности.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах по делу, оценка которым дана в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 4 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области» – без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно: судья областного суда И.В. Изоткина