Судья Рыбалова С.С. Дело № 33-3823/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 декабря 2015 года гражданское дело по иску Гилевой Д.В., Гилева И.Н. к Главному управлению образования Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести выплату,
по апелляционной жалобе Гилевой Д.В., Гилева И.Н. на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 сентября 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Гилевой Д.В., Гилева И.Н. к Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении регионального материнского капитала, возложении обязанности произвести выплату регионального материнского капитала отказать.».
Заслушав доклад судьи областного суда Коуровой В.Е., пояснения представителя истцов Гилевой Д.В., Гилева И.Н. - Угловой С.В., представителя третьего лица Правительства Курганской области - Семеновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гилева Д.В., Гилев И.Н. обратились в Курганский городской суд Курганской области с иском к Главному управлению образования Курганской области о признании решения Главного управления образования Курганской области об отказе в предоставлении молодой семье Гилевых регионального материнского капитала незаконным, возложении на Главное управление образования Курганской области обязанности по выплате за счет средств областного бюджета регионального материнского капитала семье Гилевых.
В обоснование требований указывали, что их семья имеет двоих детей - Г.Я.И., родившегося <...>, и Г.В.И., родившуюся <...>. После рождения второго ребенка они обратились к ответчику с заявлением о предоставлении материнского капитала (региональной субсидии). Уведомлением Главного управления образования Курганской области от 23.04.2015 № 1753/11 истцы были извещены, что 20.04.2015 принято решение об отказе в предоставлении молодой семье материнского капитала со ссылкой на постановление Правительства Курганской области от 10.03.2015 № 48, которым внесены изменения в постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 504 «О государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы». Согласно указанным изменениям с 01.01.2015 региональный материнский капитал предоставляется только при рождении первого ребенка. Указывали, что поскольку изменения внесены после рождения второго ребенка, то они не могут применяться к их семье.
В судебном заседании представитель истцов Гилевой Д.В., Гилева И.Н. – Углова С.В. заявленные исковые требования поддерживала, дала пояснения по доводам искового заявления.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области – Подстречная Т.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия. В письменном отзыве с исковыми требованиями не соглашалась, указывала, что в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Курганской области от 22.12.2014 № 495 в постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 504, с 01.01.2015 региональный материнский капитал предоставляется только при рождении первого ребенка, поэтому истцам было отказано в его предоставлении при рождении второго ребенка.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области - Столярова Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашалась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы Гилева Д.В., Гилев И.Н. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы вновь указывают на то, что изменения, внесенные постановлением Правительства Курганской области от 10.03.2015 № 48, были приняты и вступили в силу уже после рождения второго ребенка, поэтому отказ в предоставлении материнского капитала (региональной субсидии) необоснован.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Главное управление образования Курганской области и третье лицо Правительство Курганской области полагает решение суд первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Гилевой Д.В., Гилева И.Н. - Углова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области - Семенова М.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Истцы Гилева Д.В., Гилев И.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 504 утверждена государственная Программа Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы, в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» (приложение 2 к государственной Программе). Ответственным исполнителем подпрограммы выступает Главное управление образования Курганской области, срок реализации подпрограммы: 2014 - 2017 годы.
Целью указанной подпрограммы является предоставление государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы.
В перечень задач подпрограммы входят: предоставление молодым семьям материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) на погашение ипотечного жилищного кредита; обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья; предоставление молодым семьям дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета, за счет средств федерального и местного бюджетов (по согласованию). Участие в подпрограмме предполагает заявительный порядок.
Из материалов дела следует, что истцы Гилев И.Н. и Гилева (до регистрации брака - Ф.) Д.В. состоят в зарегистрированном браке с <...> (копия свидетельства о заключении брака - л.д. 6).
<...> у супругов Гилевых родился ребенок – Г.Я.И. (копия свидетельства о рождении - л.д.9).
<...> между ОАО Курганская ипотечно – жилищная корпорация» (займодавец) и Гилевым И.Н., Гилевой Д.В. (заемщики) был заключен договор займа № на сумму <...> руб., сроком по <...>, с процентной ставкой <...> %, цель займа – приобретение в целях постоянного проживания заемщиков в общую совместную собственность в общую совместную собственность Гилева И.Н. и Гилевой Д.В. жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (л.д. 45-58).
Согласно договору купли-продажи квартиры, заключенному <...> между Гилевым И.Н., Гилевой Д.В. и Калашниковой Е.С., Калашниковым И.А., Гилевыми была приобретена в общую совместную собственность трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, за счет собственных, а также заемных средств, предоставленных ОАО «Курганская ипотечно – жилищная корпорация» по договору займа от <...>№ (л.д.42-44). <...> Гилевым выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 41).
<...> у истцов родился второй ребенок – Г.В.И. (копия свидетельства о рождении – л.д. 8).
В соответствии с решением ГУ УПФР в г. Кургане Курганской области от <...>№ удовлетворено заявление Гилевой Д.В. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и направлении средств на улучшение жилищных условий, на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение жилья в <адрес> в сумме <...>. (л.д. 84).
Обратившись <...> в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении ребенка) на основании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы (л.д. 33) и представив необходимые документы, подтверждающие право на получение данной субсидии, решением Главного управления образования Курганской области от <...>№ Гилеву И.Н., Гилевой Д.В. было отказано в предоставлении субсидии в связи с несоответствием молодой семьи условиям, предусмотренным абзацем четвертым пункта 3 Порядка, а именно семья имеет основание на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (л.д. 31-32, 35, 37).
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истцов о признании решения Главного управления образования Курганской области от 20.04.2015 об отказе в предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), возложении обязанности на Главное управление образования Курганской области предоставить материнский капитал (региональную субсидию при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято в рамках положений действующей государственной программы Курганской области, является законным и обоснованным. При этом суд исходил из того, что с 01.01.2015 материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) только первого ребенка, поэтому семья Гилевых не могла быть признана участником подпрограммы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям, и соответствует установленным судом обстоятельствам.
Материалы дела свидетельствуют о том, что на момент обращения Гилевых в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении ребенка) за счет средств областного бюджета подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы действовала в редакции постановления Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 504 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Курганской области от 22.12.2014 № 495, от 10.03.2015 № 48).
Приложением 4 к указанной подпрограмме утвержден Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы Курганской области «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодой семье, в том числе неполной молодой семье, состоящей из одного молодого родителя и одного ребенка и более, соответствующей следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка не превышает 35 лет;
2) на момент рождения (усыновления) ребенка одним или обоими родителями приобретено (построено, строится) жилье в рамках одной из следующих Программ Курганской области: областной целевой Программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2001 - 2005 годы»; областной целевой Программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г.»; целевой Программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 годы»; подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области» государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства" на 2014 - 2018 годы; целевой Программы Курганской области «Социальное развитие села Курганской области до 2010 года»; целевой Программы Курганской области «Социальное развитие села Курганской области до 2012 года»; целевой Программы Курганской области «Социальное развитие села Курганской области до 2013 года»; государственной Программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Для целей Порядка приобретенным (построенным, строящимся) в рамках указанных Программ Курганской области жилье считается с момента заключения договора участия в долевом строительстве (договора подряда со строительной организацией) либо договора купли-продажи жилья и кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией (работодателем), заключенного в рамках указанных целевых и государственных Программ Курганской области;
3) оба родителя (в неполной молодой семье - один родитель) на момент рождения (усыновления) ребенка являются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Курганской области;
4) у одного или обоих родителей имеется непогашенная задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья в рамках целевых и государственных Программ Курганской области, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
5) молодая семья ранее не получала социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, и в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 на территории Курганской области.
Для целей настоящего Порядка оценка молодой семьи на соответствие условиям, изложенным в настоящем пункте, производится на момент рождения (усыновления) ребенка.
Кроме того, согласно абзацам четвертому и пятому пункта 3 Порядка материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по 31 декабря 2014 года. С 1 января 2015 года материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», если на момент рождения (усыновления) ребенка молодая семья соответствовала условиям, изложенным в пункте 2 Порядка. В случае если у молодой семьи, ранее не имеющей детей, единовременно рождаются (либо молодой семьей усыновляются) двое и более детей, то молодая семья вправе претендовать на получение материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) на одного ребенка в соответствии с настоящим Порядком.
Материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) не предоставляется при усыновлении одним из членов молодой семьи ребенка другого члена молодой семьи.
В соответствии с пунктом 9 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) основанием для принятия решения об отказе в предоставлении молодой семье материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) является несоответствие молодой семьи условиям, предусмотренным пунктом 2 Порядка и (или) абзацами четвертым и (или) пятым пункта 3 Порядка.
Таким образом, закрепив право молодых семей на получение за счет средств областного бюджета региональной субсидии и определив условия его возникновения, Правительство Курганской области, учитывая финансовые возможности субъекта Российской Федерации и иные факторы, предусмотрели и специальные условия для получения субсидии, в том числе с 01.01.2015 и такое обстоятельство, как предоставление субсидии молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», если на момент рождения (усыновления) ребенка молодая семья соответствовала условиям, изложенным в пункте 2 Порядка.
Нормы, связанные с предоставлением социальных гарантий, трактуются буквально, не подлежат расширительному толкованию.
Поскольку на момент обращения истцов (02.04.2015) у них имелись основания на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», то они не приобрели право на предоставление меры социальной поддержки в виде материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований Гилевой Д.В., Гилева И.Н. о признании решения Главного управления образования Курганской области от <...> об отказе в предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) незаконным, возложении обязанности на Главное управление образования Курганской области предоставить материнский капитал (региональную субсидию при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» у суда первой инстанции не имелось.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гилевой Д.В., Гилева И.Н. – без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи: