Председательствующий по делу Дело № 33-3823-2015
Судья Епифанцева М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ходусовой И.В.,
и судей краевого суда Кожиной Е.А., Кузнецовой О.А.,
при секретаре Башуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 23 сентября 2015 года гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Черновского административного района городского округа «<адрес>», Правительству <адрес>, Управлению Федеральной миграционной службы России по <адрес> о признании постоянно проживающими на территории, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности по включению в Список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и получении единовременной материальной помощи,
по апелляционной жалобе истцов ФИО4
на решение <адрес> районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено в иске ФИО1, ФИО2 к Администрации <адрес> административного района городского округа «<адрес>», Правительству <адрес>, Управлению Федеральной миграционной службы России по <адрес> о признании постоянно проживавшими на территории, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности по включению в Список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в связи с утратой имущества и получении единовременной материальной помощи отказать.
Заслушав доклад судьи Ходусовой И.В., судебная коллегия
установила:
ФИО4<Дата> обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В собственности ФИО1 находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> административный район, СНТ «<данные изъяты>», участок №а. На данном участке истцы в период с <Дата> года вели строительство жилого дома общей площадью 90 кв.м. В <Дата> года они заехали в дом для постоянного проживания, перевезли необходимую мебель, посуду, одежду. Оформить дом в собственность истцы не успели, в связи с чем не были зарегистрированы по данному адресу, имеют постоянную регистрацию у сына по адресу: <адрес>, <адрес>., <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром <Дата> огнем полностью уничтожен дом и надворные постройки на общей площади восемьдесят квадратных метров, что, по мнению истцов, влечет у них возникновение прав на получение мер государственной поддержки в виде включения в Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. Факт повреждений и утраты имущества подтверждается справкой № от <Дата>ФИО4 просили признать их постоянно проживающими по адресу: <адрес>, Черновский административный район, СНТ <данные изъяты>, <адрес>; пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров, произошедших <Дата>г. на территории <адрес> административного района; возложить на администрацию <адрес> административного района городского округа «<адрес>» обязанность включить их в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) (л.д.2-4).
Судом постановлено указанное выше решение (л.д.100-102).
В апелляционной жалобе ФИО4 просят решение отменить, принять по делу новое решение. В жалобе указывают, что факт постоянного их проживания в жилом доме подтвердили допрошенные в суде свидетели, указав, что в доме была необходимая мебель, посуда, личные вещи истцов. Представлены справки СНТ «<данные изъяты>», содержащие информацию о постоянном проживании истцов. По мнению заявителей, суд не учел доказанность факта проживания истцов в жилом доме, расположенном на земельном участке №а в СНТ «<данные изъяты>», сославшись лишь на отсутствие у истцов права на внесение в Списки на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества. Полагают, что судом в ходе разбирательства установлен факт проживания истцов в спорном жилом доме, с <Дата> г. (л.д.108-109).
Представители Правительства <адрес>, управления ФМС России по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истцов ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации городского округа «<адрес>» ФИО3, полагавшей решение суда законным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 265, 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Таким образом, для установления факта, имеющего юридическое значение, необходимо установить цель установления такого факта, а также невозможность его установления в ином порядке, кроме судебного.
Обращаясь с вышеуказанным заявлением, ФИО4 просили установить факт постоянного проживания в жилом помещении с целью получения финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от <Дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от <Дата>№ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий <Дата> утверждены Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от <Дата> N 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»
Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Постановлением Губернатора <адрес> от <Дата>№ «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» на территории Забайкальского края с <Дата> введен режим чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела усматривается, что <Дата> в результате пожара дом, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «<данные изъяты>», участок №а, а также надворные постройки уничтожены огнем, что подтверждается справкой ГУ МЧС России по <адрес> (л.д. 10).
Собственником земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен сгоревший дом, является ФИО1 (л.д. 7).
Обращаясь с вышеуказанным заявлением, истцы указывали на то, что сгоревший дом принадлежит им на праве собственности и является единственным местом для проживания.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что право собственности на сгоревший дом истцами оформлено не было, этот дом не является единственным местом для их проживания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Юридически значимыми обстоятельствами в данном деле являются установление факта утраты в результате чрезвычайной ситуации имущества первой необходимости, а также факта постоянного проживания граждан в жилом помещении, поврежденном в результате пожара.
Истцами не представлены доказательства, бесспорно подтверждающие факт их постоянного проживания в жилом помещении, пригодном для постоянного круглогодичного использования, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Установление факта постоянного проживания граждан требует установления того, что помещение является жилым, то есть имеющим способность служить для лица постоянным местом жительства.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих право собственности на сгоревший дом. Не представлено заявителями и документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
Следует учесть, что ФИО4 на праве собственности принадлежит пригодное для проживания помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>., <адрес> (л.д. 75). В указанной квартире истцы зарегистрированы по месту жительства (л.д.22, 24).
По смыслу действующего законодательства оказание финансовой помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации носит компенсационный характер и связано именно с утратой имущества первой необходимости.
В соответствии с главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе : холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Поскольку ФИО4 имеют в собственности иное жилое помещение, в котором они зарегистрированы, нет оснований считать, что имущество, находящееся на момент пожара в дачном доме, являлось для них единственным и может быть отнесено к имуществу первой необходимости.
Учитывая, что от пожара пострадал дачный дом, собственник утраченного имущества с учетом супруга и несовершеннолетних детей на основании Постановления Правительства <адрес> от <Дата>№ «Об утверждении Порядка предоставления единовременной материальной помощи гражданам, утратившим имущество в результате чрезвычайной ситуации 2015 года в <адрес>» вправе получить единовременную материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей.
Указанное право истцами реализовано, выплачена материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается пояснениями истцов в суде первой инстанции.
С учетом изложенного, не имеется оснований для установления факта постоянного проживания истцов с целью получения ими финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что в основу решения об отказе в установлении факта постоянного проживания в сгоревшем доме положены лишь выводы об отсутствии права на получение финансовой помощи, не могут повлечь отмену решения суда.
В силу ст. 265, 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливаемый факт должен иметь юридическое значение, то есть порождать права и обязанности лица, требующего его установления. Обязательным условием установления факта, имеющего юридическое значение, является цель его установления. Сам по себе факт, не имеющий юридического значения и цели, судом не устанавливается.
Следует иметь ввиду, что даже установленный факт постоянного проживания в дачном доме не порождает у истцов права на меры социальной поддержки в виде финансовой помощи в размере <данные изъяты> рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам.
Иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение <адрес> районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна: судья И.В. Ходусова