судья Костина О.В. № 33-3825/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2014 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего Ахметзяновой Л.Р.,
судей Мироненко М.И., Кульковой С.Н.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения,
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 23 мая 2014 года, которым постановлено:
«исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения, удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей».
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», на том основании, что 05.11.2013 г. на заседании комиссии по присвоению званий «Ветеран труда» ему было отказано в присвоении названного звания по причине отсутствия Почетной грамоты Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, которой он был награжден, в перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Возражая на иск, ответчик указал на отсутствие оснований для присвоения истице звания «Ветеран труда», поскольку Почетная грамота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение указанного звания.
Истец ФИО1, представитель ответчика Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Отказ в присвоении истцу звания «Ветеран труда» связан с тем, что Почетная грамота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа № 103-п от 06.06.2005 г.. Следовательно, отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ..
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 02.02.1998 года ФИО1 работает главным специалистом – государственного инженера-инспектора отдела Гостехнадзора г. Нижневартовска Службы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор Югры) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, северный стаж составляет более 27 лет (л.д. 39, 29-36). 27.02.2002 года ФИО1 награжден Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за высокую результативность при проведении профилактической операции под условным наименованием «Трактор» в 2001 году. Согласно Положению «О почетной грамоте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» указанная грамота является ведомственной наградой.
Письмом Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от № 15-Исх-15250 от 12.11.2013 года ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой, что Почетная грамота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не входит в перечень наград, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (л.д. 11).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 901, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти; министр сельского хозяйства Российской Федерации представляет в установленном порядке особо отличившихся работников агропромышленного комплекса к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и применяет меры материального и морального поощрения.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветеранами труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Постановление Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 № 103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры незаконно сузило перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», который к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» является правильным, а действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда», противоречат требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 23 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Ахметзянова Л.Р.
Судьи Мироненко М.И.
Кулькова С.И.