ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3826/17 от 08.08.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-3826/2017

судья Комкова С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Жилинского А.Г.

судей Щаповой И.А., Кузнецовой О.А.

при секретаре Устьянцевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 8 августа 2017 года гражданское дело по иску прокурора Сретенского района в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «МРСК Сибири» о понуждении провести противопожарные мероприятия

по частной жалобе представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» Шаманских А.А. на определение Сретенского районного суда Забайкальского края от 11 января 2017 года, которым отказано в удовлетворении ходатайства о передаче искового заявления для рассмотрения по подсудности в Ингодинский районный суд г. Читы

по апелляционной жалобе представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» ФИО1

на решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 11 января 2017 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Сретенского района удовлетворить. Иск прокурора Сретенского района в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «МРСК Сибири» о возложении обязанности провести противопожарные мероприятия, удовлетворить.

Обязать ПАО «МРСК Сибири» провести противопожарные мероприятия: прокосы пожароопасных участков вокруг линий электропередач ВЛ 10№2 (Чикичей - Усть-Наринзор), ВЛ 10 № 9(3) (Шапка - Болотово), ВЛ 35(233) (Кокуй -Чикичей). Установить срок для исполнения решения до 15.04.2017.

Взыскать с ПАО «МРСК Сибири» государственную пошлину, подлежащую зачислению в местный бюджет, в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия

установила:

прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района с привлечением специалиста - старшего инспектора ТОНД по Сретенскому, Чернышевскому районам и г. Сретенск УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в ходе проведения проверки установлено, что земельные участки, на которых расположены линии электропередач ВЛ 10 № 2 (Чикичей -Усть-Наринзор), ВЛ 10 № 9(3) (Шапка-Болотово), ВЛ 35(233) (Кокуй-Чикичей) не очищены от сухой травы и кустарников, что не соответствует требованиям пожарной безопасности. Проверкой установлено, что на 17.10.2016 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (прокосы пожароопасных участков) в отношении указанных выше линий электропередач не начаты и не планируются. Указанные линии электропередач проходят в непосредственной близости от лесного фонда и населенных пунктов - пгт. Кокуй, с. Болотово, с. Усть-Наринзор, с. Верхняя Куэнга, с. Нижняя Куэнга. В результате невыполнения ПАО «МРСК Сибири» заблаговременно мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в отношении линий электропередач создаются условия для возникновения пожаров, нарушаются права жителей на защиту от пожаров, создается опасность гибели людей и уничтожения имущества. С учетом уточнений просил обязать ПАО «МРСК Сибири» провести противопожарные мероприятия: прокосы пожароопасных участков вокруг линий электропередач ВЛ 10№ 2 (Чикичей - Усть-Наринзор), ВЛ 10№ 9(3) (Шапка - ФИО2), ВЛ 35(233) (Кокуй -Чикичей), установить срок для исполнения решения суда до 15.04.2017; Сретенский РЭС ПО ВЭС филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» исключить из числа ответчиков (л.д. 2-6).

Судом постановлены приведенные выше определение и решение (л.д. 75-76, 96-100).

В частной жалобе представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» Шаманских А.А. просит определение суда отменить, ходатайство о передаче искового заявления для рассмотрения по подсудности в Ингодинский районный суд г. Читы удовлетворить. В соответствии с законодательством иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации, иск к организации, вытекающей из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен по месту нахождения филиала или представительства. Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», из деятельности которого вытекают исковые требования находится по адресу: 672000, Забайкальский край, г. Чита, <адрес>Ингодинский административный округ г. Читы). В определении суд неверно указал тот факт, что наличие в Сретенском районе Сретенского РЭС, как подразделения филиала, является достаточным основанием правильного определения подсудности рассмотрения данного спора. К тому же, принимая решение по делу № 2-31/2017 от 11.07.2017, суд исключил из числа ответчиков Сретенский РЭС по ВЭС филиала ПАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго», филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» как не являющиеся юридическими лицами и в нарушение требований ст. 28 ГПК РФ обязал организацию ПАО «МРСК Сибири», расположенную по адресу: г. Красноярск, <адрес>, провести противопожарные мероприятия (л.д. 174).

В возражениях на частную жалобу старший помощник прокурора Сретенского района Шмакова С.В. ссылается на то, что Сретенский РЭС ПО ВЭС филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» находится на территории Сретенского района и непосредственно обслуживает указанные линии электропередач, в связи с чем, исковое заявление подано в Сретенский районный суд. Кроме того, направление искового заявления в другой суд повлекло бы необоснованное затягивание сроков рассмотрения гражданского дела, что недопустимо (л.д. 133).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» ФИО1 просит решение суда отменить, полагает, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, имеет место применение закона, не подлежащего применению, решение не является исполнимым. Требования прокурора об обязании проведения противопожарных прокосов основаны на п. 4 Распоряжения Правительства Забайкальского края от 22.09.2016 № 417-р «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах и лесном фонде Забайкальского края в осенний период 2016 года», п. 3 Постановления Главы муниципального района «Сретенский район» от 27.09.2016 № 162. Постановление № 162 от 27.09.2016 принято во исполнение и на основании распоряжения от 22.09.2016 № 417-р. Сведений об опубликовании в установленном порядке распоряжения Правительства Забайкальского края от 22.09.2016 № 417-р не имеется. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Норм обязательных к исполнению неопределенным кругом лиц Постановление № 162 и распоряжение № 417-р не содержат. Также положения распоряжения Правительства Забайкальского края от 22.09.2016 № 417-р и Постановления Главы МР «Сретенский район» от 27.09.2016 № 162 о проведении дополнительных противопожарных мероприятий, в том числе, прокосов в пределах зон линий электропередач носят рекомендательный характер, не являются нормой права, подлежащей обязательном применению, и не могут быть положены в основу судебного решения. Истец, требуя провести прокосы пожароопасных участков, не устанавливает где и на каких участках это нужно сделать, в решении суда также не конкретизированы участки. Полагает, что решение районного суда невыполнимо. Также ссылается на то, что система требований пожарной безопасности в отношении предприятий электроэнергетики установлена специальными нормативными документами, а именно: Правилами устройства электроустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204, Постановлением Правительства РФ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от 24.02.2009 №160, Правилами пожарной безопасности для энергетических предприятий РД 153-34,0-03,301-00 (ВППБ 01-02-95), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах». Ни один из перечисленных документов не содержит обязанности по проведению прокосов в пределах зон линий электропередач (л.д. 121-122).

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Сретенского района Шмакова С.В., повторяя доводы, изложенные в исковом заявлении, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ссылается на п. 77 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, в соответствии с которым руководитель организации обеспечивает своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы. Таким образом, требования о проведении заблаговременно мероприятий по предупреждению пожаров содержатся не только в распоряжении Правительства Забайкальского края от 22.09.2016 № 417-р и Постановлении Главы МР «Сретенский район» от 27.09.2016 № 162, но и в федеральных законах. Кроме того, решением суда установлены конкретные объекты, в отношении которых необходимо выполнить противопожарные мероприятия – прокосы пожароопасных участков вокруг линий электропередач ВЛ 10№2 (Чикичей – Усть-Наринзор), ВЛ 10 №9 (3) (Шапка-Болотово), ВЛ 35 (233) (Кокуй-Чикичей) (л.д. 133-137).

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав пояснения представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» ФИО1, поддержавшей доводы частной и апелляционной жалоб, представителя истца – прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубову С.А., полагавшей определение и решение суда законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы частной и апелляционной жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, и следует из материалов дела, что Актом проверки соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов от 17.10.2016 прокуратурой Сретенского района с привлечением специалиста ст. инспектора ТОНД по Сретенскому, Чернышевскому районам и г. Сретенск УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в присутствии начальника Сретенского РЭС ПО ВЭС ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» ФИО3, установлено, что территория вокруг опор линий электропередач ВЛ 10 № 2 (Чикичей - Усть-Наринзор), ВЛ 10 № 9(3) (Шапка - Болотово), ВЛ 35(233) (Кокуй - Чикичей) не очищена от сухой травы и кустарников, что не соответствует требованиям пожарной безопасности (л.д. 7).

Проверкой, проведенной районной прокуратурой установлено, что на 17.10.2016 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (прокосы пожароопасных участков) в отношении линий электропередач ВЛ 10 № 2 (Чикичей - Усть-Наринзор), ВЛ 10 № 9(3) (Шапка-Болотово), ВЛ 35(233) (Кокуй-Чикичей) не начаты и не планируются.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что в результате невыполнения ПАО «МРСК Сибири» заблаговременно мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в отношении линий электропередач создаются условия для возникновения пожаров, нарушаются права жителей на защиту от пожаров, создается опасность гибели людей и уничтожения имущества.

Данный вывод суда мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность ответчика по проведению прокосов в пределах зон линий электропередач, подлежит отклонению как несостоятельный.

Из пояснений представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» ФИО1 судебной коллегии следует, что линии электропередач расположены в лесах.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2016 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной зашиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с п. 77 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы.

В соответствии с п.п. «а» п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

В соответствии с пунктом 4 Распоряжения Правительства Забайкальского края от 22.09.2016 № 417-р «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах и лесном фонде Забайкальского края в осенний период 2016 года», руководителям организаций, имеющим в обслуживании линии электропередач, линии связи, автомобильные и железные дороги на территории Забайкальского края рекомендовано в период с 25 сентября до 25 октября 2016 года провести противопожарные мероприятия, в том числе прокосы пожароопасных участков в пределах полос отвода и зон линий электропередач, связи, автомобильных дорог и железнодорожных путей.

Пунктом 3 Постановления Главы муниципального района «Сретенский район» от 27.09.2016 № 162 рекомендовано руководителям организаций, в том числе Сретенскому РЭС, в период с 29 сентября по 29 октября 2016 года провести противопожарные мероприятия, в том числе прокосы пожароопасных участков, в пределах отвода и зон линий электропередач, связи, автомобильных дорог и железнодорожных путей, представить в Комитет экономики и безопасности администрации муниципального района «Сретенский район» информацию о выполнении мероприятий, указанных в пункте 3 постановления.

Сухая трава является горючим материалом, за выжигание которой с нарушением требований правил пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ), если это не повлекло последствий, приведших к уничтожению или повреждению лесных насаждений и иных насаждений (ч. 3 ст. 261 УК РФ).

Решением суда установлены конкретные объекты, в отношении которых необходимо выполнить противопожарные мероприятия – прокосы пожароопасных участков на линиях электропередач ВЛ 10 № 2 (Чикичей – Усть-Наринзор), ВЛ 10 № 9(3) (Шапка-Болотово), ВЛ 35(233) (Кокуй-Чикичей).

Довод частной жалобы о том, что гражданское дело должно быть рассмотрено по подсудности Ингодинским районным судом г. Читы, судебная коллегия отклоняет, поскольку Сретенский РЭС ПО ВЭС филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» находится на территории Сретенского района и непосредственно обслуживает находящиеся в данном районе линии электропередач - ВЛ 10 № 2 (Чикичей - Усть-Наринзор), ВЛ 10 № 9(3) (Шапка - Болотово), ВЛ 35(233) (Кокуй -Чикичей).

Иск прокурора Сретенского района подан в суд в интересах неопределенного круга лиц, права которых могут быть нарушены возникшими пожарами, создающими опасность гибели людей и уничтожения имущества. В связи с чем, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ).

Доводы частной и апелляционной жалоб основанием к отмене определения и решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения определения и решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.

Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену определения и решения, по настоящему делу не установлено. Решение суда отвечает требованиям ст. 194-198 ГПК РФ и положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении».

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения и решения суда по доводам жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Сретенского районного суда Забайкальского края от 11 января 2017 года и решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 11 января 2017 года оставить без изменения, частную и апелляционные жалобы представителей ПАО «МРСК Сибири» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Жилинский А.Г.