ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3828/20 от 09.09.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-3828/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 9 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе

председательствующего Заплоховой И.Е.,

судей Матвеевой Н.Л., Сирачук Е.С.,

при помощнике судьи Шатане М.С.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на решение по делу № 2-904/2020 Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 января 2020 года, которым частично удовлетворены исковые требования Всеволожской городской прокуратуры к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, МОБУ «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования№1» дер. Кудрово об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Заплоховой И.Е., объяснения прокурора Чигаркиной Е.Н., представителя ответчика администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Захаровой В.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Всеволожский городской прокурор обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, МОБУ «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования № 1» дер. Кудрово об обязании устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности учреждения, а именно провести категорирование учреждения, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, д. Кудрово, ул. Центральная, д.48 (школа корпус № 1), д. Кудрово, ул. Австрийская, д.6 (школа корпус № 2), д. Кудрово, Европейский пр., д.3 (дошкольное отделение № 1),д. Кудрово, Европейский пр., д.5 (дошкольное отделение № 2), д. Кудрово, ул. Венская, д.2 (дошкольное отделение № 3), Кудрово, ул. Венская, д.1 (дошкольное отделение № 4) в качестве объектов первой категории опасности в течении 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В обоснование заявленных требований указали, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ о противодействии терроризму в деятельности образовательных организаций Всеволожского муниципального района Ленинградской области. В 2017-2018 годах образовательными учреждениями Всеволожского района проведены мероприятия по категорированию и утверждению паспортов безопасности объектов образования, МОБУ «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования№1» дер. Кудрово (школа, корпус №1, школа, корпус №2, дошкольное отделение №1, дошкольное отделение №2, дошкольное отделение №3, дошкольное отделение №4) присвоена 3 категория опасности объекта. Вместе с тем категорирование образовательной организации проведено с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 года № 1235. Учреждениям должна быть присвоена первая категория опасности объекта. Последствием выявленных нарушений действующего законодательства может быть создание потенциальной опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 января 2020 года исковые требования удовлетворены частично. МОБУ «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования№1» дер. Кудрово и администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области обязаны судом провести актуализацию категорий в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности учреждений в отношении объектов: школа корпус №1 (Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кудрово, ул. Центральная, д.48); школа корпус №2 (Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кудрово, ул. Австрийская, д.6) в течении 12 месяцев с момента вступления в силу настоящего решения в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области просили решение отменить и отказать в удовлетворении иска, так как оно вынесено с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указали, что категорирование и паспортизация образовательного учреждения выполнено в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 года № 1235 коллегиальным органом с привлечением Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, МЧС РФ, ФСБ РФ. Исполнение решения возможно только с привлечением указанных органов.

Представитель ответчика администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в судебном заседании судебной коллегии поддержала доводы апелляционной жалобы.

Участвующий в судебном заседании прокурор просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

С учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб по правилам статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив дело, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно статье 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1). В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2).

В силу приведенных процессуальных норм судебная коллегия рассматривает настоящее дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, а также проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее ФЗ N 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

На основании части 3.1 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от дата N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение ряда требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее ФЗ N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. п. 2 части 3 статьи 28 ФЗ N 273-Ф к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 ФЗ N 273-Ф образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 ФЗ N 273-Ф охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (действовавшим до 18 ноября 2019 года) утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образований и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов. (территорий).

В 2017-2018 годах образовательными учреждениями Всеволожского района проведены мероприятия по категорированию и утверждению паспортов безопасности объектов образования, МОБУ «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования№1» дер. Кудрово (школа, корпус № 1, школа, корпус № 2, дошкольное отделение № 1, дошкольное отделение № 2, дошкольное отделение № 3, дошкольное отделение № 4) присвоена 3 категория опасности объекта.

В соответствии с п. «а» 12 Постановления объекты первой категории опасности – это, в том числе, объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет свыше 500 человек и объекты, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба окружающей природной среде составляет более 50 млн. руб.

При разрешении спора судом принято во внимание, что Постановление Правительства РФ утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 7 ноября 2019 года N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", где в разделе II пункте 16 следующие категории объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории:

объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек;

объекты (территории), прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 млн. рублей.

Паспортом безопасности МОБУ «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования№1» дер. Кудрово, установлено, что возможные потери составят:

школа корпус № 1 (Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кудрово, ул. Центральная, д.48): людские потери – 1000 человек, возможный экономический ущерб – 522 333 683 руб. 46 коп.;

школа корпус № 2 (Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кудрово, ул. Австрийская, д.6) : людские потери – 500 человек, возможный экономический ущерб – 310 707 000 руб. 00 коп.;

дошкольное отделение № 1 ( Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кудрово, ул. Европейский, д.3): людские потери – 360 человек, экономический ущерб – 77 936 064 руб. 64 коп.;

дошкольное отделение № 2 (Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кудрово, ул. Европейский д.5): людские потери – 360 человек, экономический ущерб – 86 279 886 руб. 99 коп.;

дошкольное отделение № 3 (Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кудрово, ул. Венская, д.2) людские потери – 450 человек, экономический ущерб – 91 936 064 руб. 64 коп.;

дошкольное отделение № 4 (Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кудрово, ул. Венская, д.1): людские потери – 360 человек, экономический ущерб – 71 700 067 руб. 21 коп.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (действующему с 17 августа 2019 года) (п. 13) устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия приведенных критериев категорирования:

а) объекты (территории) первой категории опасности:

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 300 млн. рублей;

Таким образом, на момент рассмотрения искового заявления, к объектам первой категории опасности относятся: школа корпус №1, школа корпус № 2. Дошкольные отделения № 1, 2, 3, 4, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 относятся к третьей категории опасности.

Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, исходил из того, что осуществление деятельности образовательного учреждения без актуализации категорий в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности учреждений способствует снижению уровня безопасности учреждения от возможных террористических проявлений, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия считает указанные выводы суда законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию ответчика с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, несостоятельны, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.

Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Витер Л.В.