Судья Низамова Ж.М. дело № 33-3830/2013 учет № 57
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 04 апреля 2013 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Сазоновой В.Г. и Хабировой Ф.В.,
при секретаре судебного заседания Мельникове А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи СазоновойВ.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Пекменова А.В. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 28 января 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Пекменова <данные изъяты> к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении его и членов его семьи в составе трех человек жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации от <дата> ...., как ветерана боевых действий, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Пекменов А.В. обратился с иском к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее ИК Тукаевского МР РТ) об обеспечении его и членов его семьи в составе трех человек жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации от <дата> ...., как ветерана боевых действий.
Требования мотивированы тем, что постановлением руководителя ИК Тукаевского МР РТ от <дата> .... он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
<дата> им был направлен запрос о предоставлении информации относительно очередности предоставления жилого помещения и сроков его предоставления. Вместо ответа по существу ответчик в письме от <дата> .... указал, что истец поставлен на учет по улучшению жилищных условий с приложением к письму копии постановления о постановке Пекменова А.В. на учет. Номер очереди не был указан. Учитывая, что руководитель ИК Тукаевского МР РТ указал только на факт постановки на учет без указания номера очереди, он считает, что не включен в очередь и неизвестно в течении какого времени он будет обеспечен жилплощадью как ветеран боевых действий, и независимо от поступления субсидий из федерального бюджета истец обеспечен жильем.
Пикменов А.В. просил обязать ИК Тукаевского МР Республики Татарстан обеспечить его жильем на состав семьи три человека, как ветерана боевых действий.
Представитель Пекменова А.В. – Афонасьев Р.Е. в суде иск поддержал.
Представитель ИК Тукаевского МР РТ - Гиниятуллина А.Г. иск не признала.
Представитель третьего лица управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Тукаевском районе – Шафикова Г.А. с иском не согласилась.
Суд решением отказал в удовлетворении иска Пекменова А.В.
В апелляционной жалобе представителя Пекменова А.В. – Афонасьева Р.Е. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что такое основание, как отсутствие финансирования, не является основанием для нарушения прав и законных интересов Пекменова А.В. Ввиду неправомерных действий ИК Тукаевского МР РТ по непредставлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в органы государственной власти отсутствует финансирование. Не представлены доказательства отсутствия финансирования. В протоколе судебного заседания неверно изложены его объяснения. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Судом не проверен сводный список граждан-получателей субсидий. Также им был заявлен отвод судье, рассматривающему данное дело, который был необоснованно отклонен. Считает, что дело рассмотрено в незаконном составе.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены, сведений о причинах неявки не сообщили.
Поскольку данных о наличии существенных препятствий для их участия в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решения суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие права и льготы: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела Пекменов А.В. постановлением руководителя ИК Тукаевского МР РТ от <дата> .... признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий под номером .... с датой постановки на учет <дата>. Он также включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, под номером .....
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку Пекменов А.В., являясь участником боевых действий, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, он имеет право на обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (п. 10 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 72 (пункты "ж" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации Республика Татарстан вправе осуществить правовое регулирование социальной и жилищной сферы в соответствии с федеральными законами и при условии, что республиканские законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам.
В Республике Татарстан не принят закон, который регулировал бы порядок передачи органам местного самоуправления полномочий и обязанностей на выполнение государственных функций по предоставлению жилых помещений из муниципального жилищного фонда вышеуказанной категории граждан, имеющей право в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
С учетом изложенного на органы местного самоуправления не могут возлагаться обязанности по предоставлению жилых помещений из муниципального жилищного фонда данной категории граждан.
При таких обстоятельствах выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат закону.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что такое основание, как отсутствие финансирования, не является основанием для нарушения прав и законных интересов Пекменова А.В., ввиду неправомерных действий ИК Тукаевского МР РТ по непредставлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в органы государственной власти отсутствует финансирование, не представлены доказательства отсутствия финансирования, несостоятельны, поскольку, не имеют правового значения для разрешения данного гражданского дела. Пекменов А.В. подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в порядке очереди, права на внеочередное либо первоочередное предоставление жилья в соответствии с положениями части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации или иного Федерального закона он не имеет.
Доводы апелляционной жалобы, что в протоколе судебного заседания неверно изложены объяснения представителя истца, им был заявлен отвод судье, рассматривающему дело, который был необоснованно отклонен, дело рассмотрено в незаконном составе, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку нарушений норма процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено. Замечания на протокол судебного заседания в установленном законом порядке представителем не были принесены, ходатайство об отводе разрешено в соответствии с требованиями процессуального законодательства, отвод судье отклонен, судебное заседание продолжено в том же составе.
При таких данных судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение. Поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 28 января 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Пекменова А.В. – Афонасьева Р.Е. – без удовлетворения.Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан. Председательствующий:
Судьи: