ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3833/15 от 19.10.2015 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Шевелева Н.Р. Дело № 33-3833/15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Громацкой В.В.,

и судей Никодимова А.В., Федоровой Г.А.

при секретаре Ноговицыной Е.И..

рассмотрела в открытом судебном заседании «19» октября 2015 года

дело по апелляционной жалобе представителя истца

на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2015 года, которым по иску ФИО1 к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я) об обязании включить квартиру в сведения о многоквартирных домах, признанными аварийными и подлежащими сносу

ПОСТАНОВЛЕНО:

В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я) об обязании включить квартиру в сведения о многоквартирных домах, признанными аварийными и подлежащими сносу - отказать.

Заслушав доклад судьи Громацкой В.В., пояснения представителя истца ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я) с иском об обязании включить квартиру в сведения о многоквартирных домах, признанными аварийными и подлежащими сносу, обосновывая тем, что является собственником квартиры по адресу: ........... На основании акта обследования от 14.01.2009 дом по указанному адресу признан аварийным и непригодным для проживания. Просил обязать ответчика включить указанную квартиру в сведения о многоквартирных домах, признанными аварийными и подлежащими сносу.

Ответчик иск не признал.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель истца обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с незаконностью и необоснованностью.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...........

Согласно акту Межведомственной комиссии от 14.01.2009 дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и непригодным для проживания.

Из письма Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) от 18.06.2015 следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: .......... включен в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, однако кв. № ... в указанную программу не включена.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истцом не предоставлено доказательств того, что его права нарушены действиями (бездействием) Министерства архитектуры и строительного комплекса PC (Я). Суд пришел к выводу о том, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

С указанным выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В силу п.49 указанного положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как видно из материалов дела, Межведомственная комиссия для обследования дома была назначена Распоряжением главы Администрации МР «Томпонский район» от 12.01.2009. Указанной комиссией проведено обследование дома и многоквартирный жилой дом отнесен к категории аварийного и непригодного для проживания.

Аварийным и непригодным для проживания признан весь многоквартирный дом, в связи с чем не требуется признания непригодной для проживания каждой из квартир.

Таким образом, все действия, относящиеся к компетенции органа местного самоуправления, исполнены.

Согласно письму МИиЗО РС(Я) от 22.05.2015 ответственным исполнителем Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2017 годы» является Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я).

Таким образом, ответственность за не включение квартиры истца в Государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2017 годы» возлагается на ответчика.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что действиями (бездействием) Министерства архитектуры и строительного комплекса PC (Я) не нарушены права истца, опровергается материалами дела.

На основании изложенного, решение суда не может быть законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2015 года – отменить и вынести новое решение.

Иск ФИО1 к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я) –удовлетворить.

Обязать Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я) включить квартиру № ..., расположенную по адресу: .......... в сведения о многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, включенных в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Председательствующий: В.В. Громацкая

Судьи: Г.А. Федорова

А.В. Никодимов