ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3833/2018 от 20.06.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Степанова Е.В.

Дело № 33-3833/2018

(строка № 129г)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Щукина А.Г.

судей Павловой Е.В., Чернышевой И.В.

при секретаре Будкевич О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июня 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 27 марта 2018 года, которыми постановлено:

«Исковые требования ФНП к Администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить земельный участок удовлетворить.

Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решения о предоставлении в собственность ФНП бесплатно земельного участка № <...>, аллея № <...>, филиал № <...>, расположенного в СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский».

Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу ФНП расходы по оплате юридических услуг в размере 3 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей».

Заслушав доклад судьи Павловой Е.В., судебная коллегия

установила:

ФНП обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить земельный участок, указав в обоснование требований, что приказом директора совхоза «Лузинский» № <...> от <...> произведено закрепление приусадебных земельных участков, расположенных в Омской области <...> вблизи села Лузино, за рабочими и служащими ордена Ленина совхоза «Лузинский» для выращивания овощей, плодов, ягод. Решением исполнительного комитета <...> совета народных депутатов № <...> от <...> решено отвести земельный участок для коллективного садоводства рабочим и служащим совхоза «Лузинский» общей площадью 85 га, из них пашни - 20,0 га, приусадебные земли - 65,0 га, в границах землепользования совхоза «Лузинский» <...>. Согласно решению исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов № <...> от <...> приняты предложения райисполкомов об изъятии земельных участков из земель совхозов, колхозов и других хозхозяйств, и представлении предприятиям и организациям для размещения объектов согласно приложению № <...>, из которого следует, что у землепользователя совхоза «Лузинский» изымаются земельные участки, отводятся совхозу «Лузинский» - для коллективного садоводства рабочим и служащим совхоза с размером участков 0,05 га, площадь отводимых участков 85,0 га (пашни 20,0 га). Постановлением совместного заседания Администрации и профсоюзного комитета совхоза «Лузинский» от <...> работникам совхоза под садово-огородные участки предоставлен земельный участок площадью 18 га в районе Н-Хутора (поле № <...>). Решением Исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов № <...> от <...> зарегистрирован устав СТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский». Согласно постановлению <...> самоуправления Администрации Омского муниципального района Омской области № <...>-п от <...>, рассмотрев ходатайство АО «Омский бекон» о передаче земель в ведение Лузинской сельской администрации, постановил изъять земельный массив общей площадью 90 га, находящийся под садами АО «Омский бекон», и передать в ведение Лузинской сельской администрации. Согласно протоколу № <...> общего собрания членов СТ «Черемушки» от <...>, общим собранием членов товарищества принято решение земельные массивы СТ «Черемушки» официально называть «филиалами» с номерами от 1 до 12. В соответствии с п. 1.2 Устава СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», утвержденного решением общего собрания членов СТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», СНТ «Черемушки» является правопреемником СТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» по всем правам и обязательствам в соответствии с передаточным актом и считается созданным с момента его государственной регистрации. Товарищество зарегистрировано решением Исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов № <...> от <...>, свидетельство серия 55 № <...> от <...> Постановлением Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № <...> от <...> утвержден проект организации и застройки СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», подготовленный ООО «Академия Инжиниринга». Таким образом, земельный участок, составляющий территорию СНТ «Черемушки», предоставлен совхозу «Лузинский», при котором до вступления в силу Федерального закона от <...> № 1517-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» было создано данное некоммерческое объединение. ФНП является членом СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», истцу принадлежит земельный участок № <...>, аллея № <...>, филиал № <...>, площадью 473 кв.м, расположенный в границах СНТ. <...>ФНП подано заявление в Администрацию Омского муниципального района Омской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно в порядке п. 2.7 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Письмом № <...> от <...> Администрацией Омского муниципального района Омской области ФНП отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. ФНП считает отказ Администрации Омского муниципального района Омской области, изложенный в письме от <...>, незаконным. Просила обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении в собственность бесплатно ФНП земельного участка № <...>, аллея № <...>, филиал № <...>, площадью 473 кв.м, расположенного в СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский».

Истец ФНП в судебном заседании уточнила заявленные требования, просила взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., в остальной части требования поддержала в полном объеме.

Представитель истца ФНП по устному ходатайству Тумилович И.Э. в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Нефедов Е.А. в судебном заседании заявленные требования не признал.

Представитель третьего лица СНТ «Черемушки» председатель товарищества Маслов А.В., действующий на основании устава, полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация Омского муниципального района Омской области просит решение суда первой инстанции отменить, указывая в обоснование, что при вынесении оспариваемого судебного акта судом неверно применены нормы материального права. Согласно ответа Администрации Омского муниципального района Омской области от <...>, из представленной схемы расположения земельного участка следует, что земельный участок образуется из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а не из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу вводного закона, то есть <...>, для ведения садоводства СНТ «Черемушки», либо иной организации, при которой было создано или организовано товарищество, согласно требованиям п. 2.7 ст. 3 Вводного закона. Кроме того, в приложении к заявлению истца отсутствует предусмотренный законом документ о распределении ФНП земельного участка, расположенного в СНТ «Черемушки», в связи с чем отсутствуют правовые основания для принятия решения о предоставлении земельного участка бесплатно. В судебное заседание истец не представила документы, подтверждающие то, на основании чего последняя пользуется земельным участком. Таким образом, в суд не было представлено достаточно доказательств, подтверждающих правовую позицию по предоставлению земельного участка в собственность.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, не явились (л.д. <...>).

Изучив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра невступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении настоящего дела не допущено.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной собственности), могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от <...> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления.

Как установлено судом, в соответствии с приказом директора специализированной производственной фирмы «Омский бекон» ордена Ленина совхоз «Лузинский» № <...> от <...> «О закреплении приусадебных земельных участков» для выращивания овощей, плодов, ягод, постановлено закрепить за постоянными рабочими и служащими совхоза приусадебные земельные участки.

Решением исполнительного комитета <...> совета народных депутатов № <...> от <...> решено отвести земельный участок для коллективного садоводства рабочим и служащим совхоза «Лузинский» общей площадью 85 га, из них пашни – 20,0 га, приусадебные земли – 65,0 га, в границах землепользования совхоза «Лузинский» <...>.

Согласно архивной выписки БУ «Государственный архив Омской области» от <...> из решения исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов № <...> от <...>, приняты предложения райисполкомов об изъятии земельных участков из земель совхозов, колхозов и других госхозяйств, и представлений их предприятиями и организациям для размещения объектов согласно приложению № <...>, из которого следует, что у совхоза «Лузинский» изымаются земельные участки, отводятся совхозу «Лузинский» - для коллективного садоводства рабочим и служащим совхоза с размером участков 0,05 га, площадь отводимых участков 85,0 га (пашни 20,0 га).

Постановлением совместного заседания Администрации и профсоюзного комитета совхоза «Лузинский» от <...> работникам совхоза под садово-огородные участки предоставлен земельный участок площадью 18 га в районе Н-Хутора.

Решением Исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов № <...> от <...> «О регистрации уставов садоводческих товариществ» решено зарегистрировать устав СТ «Черемушки» - совхоза «Лузинский».

Согласно п. 1 Устава СТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», утвержденного постановлением администрации и профсоюзного комитета ордена Ленина совхоза «Лузинский» <...>, зарегистрированного исполкомом <...> Совета народных депутатов Омской области решением № <...> от <...>, рабочие служащие совхоза «Лузинский» и другие граждане добровольно объединились в садоводческое хозяйство для организации коллективного сада на земельном участке, предоставленном в бессрочное пользование совхозу «Лузинский» решением исполкома <...> Совета народных депутатов от <...>№ <...> общей площадью 85 га по адресу: совхоз «Лузинский», с количеством участников 1744, размером по 500 кв.м.

Согласно постановлению <...> самоуправления Администрации Омского муниципального района Омской области № <...>-п от <...>, последний, рассмотрев ходатайство АО «Омский бекон» о передаче земель в ведение Лузинской сельской администрации, постановил изъять земельный массив общей площадью 90 га, находящийся под садами АО «Омский бекон», и передать в ведение Лузинской сельской Администрации.

Согласно протоколу № <...> общего собрания членов СТ «Черемушки» от <...>, общим собранием членов товарищества принято решение земельные массивы СТ «Черемушки» официально называть «филиалами» с номерами от 1 до 12.

Решением общего собрания членов (уполномоченных) товарищества «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» <...> приняты решения в связи с внесением в Федеральный закон № 66-ФЗ от <...> изменений, реорганизовать СТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» в форме преобразования в СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», об утверждении второй редакции устава товарищества.

Из Устава СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», утвержденного решением общего собрания членов СТ «Черемушки» протоколом № <...> от <...>, следует, что СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» является правопреемником СТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» по всем правам и обязательствам в соответствии с передаточным актом.

Согласно копии передаточного акта от <...>, СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» является правопреемником СТ«Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» по всем правам и обязательствам.

<...> произведена государственная регистрация прекращения деятельности СТ «Черемушки» при реорганизации в форме преобразования, также <...> произведена государственная регистрация СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» при создании путем реорганизации в форме преобразования, что следует из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении СТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», и СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский».

Постановлением Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № <...> от <...> утвержден проект организации и застройки территории СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», подготовленный ООО «Академия инжиниринга». В составе указанного проекта утвержден проект организации и застройки территории филиала № <...> СНТ «Черемушки».

Как установлено судебным разбирательством и подтверждено материалами дела, ФНП принята в члены СНТ «Черемушки» на основании решения Совета уполномоченных СНТ «Черемушки», что подтверждается выпиской из протокола № <...> от <...> Согласно заключению председателя правления от <...>№ <...>ФНП является членом СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», за ней закреплен земельный участок № <...>, по аллее № <...>, филиал № <...>, расположенный в границах СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», в границах Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Согласно членской книжки садовода, выданной <...>, ФНП является членом СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза Лузинский в отношении земельного участка № <...>, филиала № <...>, аллеи № <...>, членские взносы уплачиваются регулярно.

<...>ФНП обратилась к главе Администрации Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка № <...>, аллея № <...>, в границах Лузинского сельского поселения, с кадастровым номером <...>, расположенного в СНТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский» филиал № <...>, из категории земель населенных пунктов для садоводства.

Согласно ответа Администрации Омского муниципального района Омской области от <...>, из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемый земельный участок с кадастровым номером <...> образуется из земель государственная собственность на которые не разграничена, а не из земельного участка товарищества, что не соответствует требованиям п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от <...> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», кроме того, отсутствует предусмотренный законом документ о распределении ФНП земельного участка, расположенного в СНТ «Черемушки», в связи с чем отсутствуют правовые основания для принятия решения о предоставлении бесплатно указанного земельного участка.

Не согласившись с данным отказом, ФНП обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что совхоз «Лузинский» из числа отведенных ему земель предоставил в пользование рабочим и служащим совхоза земельные участки для ведения садоводства, огородничества на земельных массивах 85 га, 90 га и 18 га, в дальнейшем работники и служащие совхоза «Лузинский», а также иные граждане, использующие земельные участки под садоводство на земельном массиве 85 га в установленном законом порядке зарегистрировали СТ «Черемушки» рабочих и служащих ордена Ленина совхоза «Лузинский», данное объединение создано до вступления в силу Федерального закона <...> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ФНП<...> принята в члены СНТ «Черемушки». Судебная коллегия с данными выводами соглашается, оснований для их переоценки не имеется.

В соответствии с п. 2.8 ст. 3 Федерального закона от <...> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в случае, предусмотренном п. 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина. К указанному заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости, а также протокол общего собрания членов садоводческого некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов садоводческого некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом органы самостоятельно запрашивают сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об этом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

Согласно п. 2 ст. 10, ст. 3 Федерального закона от <...> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в п.п. 2.8 или 2.9 статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в п. 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

По смыслу закона единственным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, садоводческим некоммерческим объединениям граждан является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Материалами дела достоверно подтверждается предоставление земель организации, при которой было создано СНТ «Черемушки», постановка на кадастровый учет земельного массива, составляющего территорию товарищества на основании постановления <...> Омской области от <...>№ <...>-п, а также расположение испрашиваемого земельного участка в границах СНТ «Черемушки», указанное обстоятельство достоверно установлено при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что имелись основания для предоставления ФНП спорного земельного участка.

Изложенные в оспариваемом отказе доводы относительно того, что земельный участок образуется из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а не из земель СНТ «Черемушки» (иной организации, при которой было создано или организовано товарищество), подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли.

Судом установлено, что истец обращалась в Администрацию Омского муниципального района Омской области <...>, однако в предоставлении земельного участка отказано по причине непредоставления необходимого пакета документов, а именно, не представлен документ, подтверждающий распределение истцу земельного участка, а так же, что из приложенных документов усматривалось, что испрашиваемый земельный участок сформирован из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Как верно указано в решении суда, перечень документов, установленный действующим законодательством, предоставление которых является необходимым при реализации гражданином, являющимся членом некоммерческого садового объединения, права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, является исчерпывающим и предоставление каких-либо других документов, указанным законом не предусмотрено.

Согласно правовым позициям Верховного Суда РФ, реализация членом товарищества гарантированного законом права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, возникшего до введения в действие Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» и Земельного кодекса РФ, не может быть поставлена в зависимость от бездействия садоводческого товарищества (государственного уполномоченного органа) по исполнению обязанности зарегистрировать свое создание, надлежащего исполнения администрацией муниципального образования обязанности по предоставлению в установленном порядке земельного участка товариществу.

Истец ФНП является членом товарищества с 2011 г., истцу не предложено восполнить недостатки заявления, учитывая, что истец не являлся первым заявителем из числа членов товарищества, ранее органы местного самоуправления принимали многочисленные решения о предоставлении земельных участков, расположенных в рамках данного товарищества, в материалы дела представлен реестр постановлений Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района о предоставлении земельных участков в СНТ «Черемушки». Кроме того, в настоящее время вынесено определенное количество решений суда в отношении данного товарищества по аналогичным спорам с идентичным предметом в пользу истцов.

Установлено, что истцом помимо схемы расположения земельных участков в филиале № <...> СНТ «Черемушки», утвержденной <...> Постановлением Администрации Лузинского сельского поселения, ответчику представлена выписка из протокола собрания уполномоченных № <...> от <...>, из которой следует, что истец принята в члены СНТ «Черемушки».

Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в силу требований закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельного участка, составляющего территорию садоводческого некоммерческого объединения, в необходимых случаях обязан самостоятельно истребовать сведения, в том числе, о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию объединения.

При изложенном, суд пришел к правильному выводу о том, что Администрация Омского муниципального района Омской области незаконно отказала истцу в предоставлении земельного участка. При отказе в предоставлении земельного участка Администрация Омского муниципального района Омской области на наличие каких-либо иных оснований, препятствовавших предоставлению данного участка в собственность, в частности, что на то, что спорный земельный участок изъят из оборота, не ссылалась.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области от 27 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: