ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-383/2016 от 11.02.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Пелецкая Т.П. Дело №33-383/2016

Докладчик Доманов В.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 февраля 2016 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Доманова В.Ю.,

судей Капкаун Т.И. и Минькиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Бодряга Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации ГО «Александровск-Сахалинский», управлению Федерального казначейства по Сахалинской области, Министерству энергетики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строения) жилья и её финансировании, по апелляционным жалобам представителя Министерства финансов Российской Федерации ФИО13, представителя Минэнерго России ФИО12 на решение Александровск-Сахалинского городского суда от 26 августа 2015 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район», Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области о возложении обязанности заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строения) жилья и её финансировании.

В обоснование требования указал, что решением Александровск-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ он включен в список работников ликвидированной шахты «Мгачи» на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счёт субвенций, выделяемых из средств развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и поселков. До настоящего времени социальная выплата для приобретения жилья не предоставлена, он состоит в списке под . На его обращение в администрацию городского округа «<адрес>» был дан ответ, что финансирование на осуществление указанной социальной выплаты в бюджет не поступало, в связи с чем и не был заключен договор о предоставлении социальной выплаты. Считает данный ответ не законным.

На основании изложенного просил суд: возложить обязанность на администрацию городского округа «<адрес>» заключить с ФИО1 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтёрских городов и поселков; возложить обязанность на управление Федерального казначейства по <адрес> произвести финансирование заключенного с ним договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков.

Определением судьи Александровск-Сахалинского городского суда от 6 августа 2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации.

Решением Александровск-Сахалинского городского суда от 26 августа 2015 года исковые требования удовлетворены. Возложена обязанность на Министерство финансов Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации финансировать социальную выплату для приобретения (строения) жилья для ФИО1 Возложена обязанность на администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» заключить с ФИО1 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строения) жилья после финансирования.

Данное решение обжалуют представители Министерства финансов Российской Федерации ФИО14, Министерства энергетики Российской Федерации ФИО2 А.Г.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации Казнова И.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объёме. Указывает на то, что истцом требования к Министерству финансов Российской Федерации изначально не заявлялись, в судебном заседании не уточнялись, ходатайств о замене ненадлежащего ответчика надлежащим не поступало, в связи с чем суд первой инстанции в нарушение норм процессуального права разрешил дело в отношении ответчика, который истцом заявлен не был. Кроме того, в резолютивной части обжалуемого решения суд не делает выводов об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований к Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области. Так же, согласно пункту 2 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и поселков, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428, предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утверждённых в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. После выделения Министерством энергетики Российской Федерации межбюджетных трансфертов в соответствии с пунктом 12 Правил, орган местного самоуправления шахтёрского города или посёлка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. То есть из вышеприведённых норм права следует, что гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, не является участником межбюджетных отношений, возможность выплаты непосредственно гражданам субсидии из казны Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации не предусмотрена.

В апелляционной жалобе представитель Министерства энергетики Российской Федерации ФИО15 просит отменить решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Министерство энергетики Российской Федерации профинансировать социальную выплату для приобретения жилья для ФИО1 Считает, что Министерство энергетики Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно законодательству Министерство финансов Российской Федерации наделено полномочиями главного распорядителя бюджетных средств и может действовать только в отношении запланированных и выделенных бюджетных средств.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1, представители администрации городского округа «Александровск-Сахалинской район», Министерства финансов Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

С учётом требований части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в части по основанию, предусмотренному пунктом 4 части первой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

Согласно статье 5 Федерального закона от 20 июня 1996 года №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом е) пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования»в качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.

Пунктом 3 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» установлено, что межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий по содействию в приобретению (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности (далее - выезжающие граждане).

Пунктом 8 Правил определено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Как следует из Распределения субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в 2005 году, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428, администрация муниципального образования «Александровск-Сахалинской район» оказывает содействие гражданам, переселяемым из ветхого жилья в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства путём предоставления социальных выплат.

Согласно решению Александровск-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право на включение в списки работников ликвидированной шахты «Мгачи» на получение социальной выплаты за счёт субвенций, выделяемых из средств федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтёрских городов и посёлков и на администрацию городского округа «Александровск-Сахалинской район» возложена обязанность включить его в этот список.

Таким образом, истец вправе получить социальную выплату по указанному выше основанию, поскольку включён в соответствующий список, однако указанное право до настоящего времени истцом не реализовано по причине отсутствия финансирования указанной выше программы, что следует из ответов администрации муниципального образования городской округ «Александровск-Сахалинский район», федерального государственного бюджетного учреждения «Соцуголь», Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.

Федеральным законом от 2 декабря 2013 №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» не предусмотрено распределение межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и поселков бюджетам субъектов Российской Федерации на 2014 год для Сахалинской области полностью. Как это не предусмотрено и Федеральным законом от 1 декабря 2015 года №329-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В то же время отсутствие финансирования программы, участником которой является ФИО1, влечёт к невозможности предоставления ему соответствующей социальной выплаты, при том, что данное право за ним закреплено вступившим в законную силу решением суда.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчёта, индексации).

Следовательно, государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Таким образом, учитывая, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство Финансов Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на него обязанность произвести финансирование социальной выплаты, предусмотренной программой местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и поселков.

В то же время судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда в части указания на предоставление социальной выплаты для «строительства» жилья, вместо указанного судом первой инстанции «строения», поскольку социальная выплата имеет целевое назначение, которое указано в программе. Как следует из пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования», эта социальная выплата направлена только либо для приобретения жилья, либо для его строительства, приобретение строения (как указано в резолютивной части решения) этим нормативным актом не предусмотрено.

Кроме этого, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Министерство энергетики Российской Федерации финансировать социальную выплату для ФИО1 и возложении обязанности на администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» заключить с ФИО1 договор о предоставлении социальной выплаты, поскольку Министерство энергетики Российской Федерации наделено полномочиями главного распорядителя бюджетных средств и может действовать только в отношении запланированных и выделенных бюджетных средств, которые, как видно из дела, ему не выделялись на указанные цели, а администрация городского округа «Александровск-Сахалинский район» правомочна её предоставлять только после получения соответствующих бюджетных средств. Таким образом, указанными ответчиками не допущено нарушение прав истца, подлежащих судебной защите.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом Министерство финансов Российской Федерации не привлекалось к участию в деле и не извещалось о времени и месте рассмотрения дела, являются необоснованными, так как определением Александровск-Сахалинского городского суда от 6 августа 2015 года в качестве соответчика по настоящему делу привлечено Министерство финансов Российской Федерации, данное определение вместе с исковым материалом было ему направлено. Также в адрес Министерства финансов Российской Федерации было направлено определение о дополнительной подготовке к судебному разбирательству, в котором указано о слушании дела 26 августа 2015 года в 10-00 часов. Как следует из отзыва представителя Министерства финансов Российской Федерации, ему известно о судебном разбирательстве с его участием по иску ФИО1 и он просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с возложенной на Министерство финансов России обязанности по предоставлению финансирования направлены на иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, что не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применён закон, подлежащий применению по спорным правоотношениям, в связи с чем оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Александровск-Сахалинского городского суда от 26 августа 2015 года в части возложения обязанности на Министерство энергетики Российской Федерации финансировать социальную выплату для приобретения (строения) жилья для ФИО1, возложении обязанности на администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» заключить с ФИО1 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строения) жилья после финансирования - отменить.

В удовлетворении иска ФИО1 в части возложения обязанности на Министерство энергетики Российской Федерации финансировать социальную выплату для приобретения (строения) жилья для ФИО1, возложении обязанности на администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» заключить с ФИО1 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строения) жилья после финансирования – отказать.

Внести в резолютивную часть решения Александровск-Сахалинского городского суда от 26 августа 2015 года изменение. Вместо слова «строение» указать «строительство».

В остальной части решение Александровск-Сахалинского городского суда от 26 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации Казновой И.В. – без удовлетворения.

Председательствующий В.Ю. Доманов

Судьи И.В. Минькина

Т.И. Капкаун