Дело № 33-383/2018
Апелляционное определение
г.Тюмень 31 января 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кучинской Е.Н.,
судей Забоевой Е.Л., Николаевой И.Н.,
при секретаре Квиникадзе И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика закрытого акционерного общества «ЮТэйр» на решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 11 октября 2017 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Тюменского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «ЮТэйр» об обязании создания альтернативной версии веб.сайта в сети Интернет удовлетворить.
Обязать ЗАО «ЮТэйр» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать альтернативную версию веб-сайта utair-cargo.ru в сети Интернет для инвалидов по зрению».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Забоевой Е.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика закрытого акционерного общества «ЮТэйр» ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Тюменский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «ЮТэйр» (далее ЗАО «ЮТэйр») о возложении обязанности по созданию альтернативной версии веб-сайта в сети Интернет для инвалидов по зрению.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал на следующие обстоятельства.
В ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения путем мониторинга официальных сайтов поднадзорных объектов выявлены нарушение требования действующего законодательства, поскольку во исполнение требований Федерального закона приказом Госстандарта от 29 ноября 2012 года № 1789-ст утвержден ГОСТ 52872-2012 «Интернет-ресурсы «Требования доступности для инвалидов по зрению», который распространяется на русскоязычные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации. Прокуратурой установлено, что веб-сайт utair-cargo.ru не имеет альтернативной версии в сети Интернет для инвалидов по зрению, так как отсутствует возможность масштабирования разделов, данное нарушение свидетельствует о ненадлежащем исполнении ЗАО «ЮТэйр» требований законодательства о защите прав маломобильных групп населения.
В судебном заседании представитель ответчика ЗАО «ЮТэйр» ФИО1 иск не признал, представил письменные возражения (л.д.45-48).
Дело рассмотрено на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие прокурора, извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Судом принято указанное выше решение, с которым не согласился ответчик ЗАО «ЮТэйр», в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что решение суда основано на несоответствии официального сайта ответчика ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования допустимости для инвалидов по зрению", однако, данный ГОСТ утвержден для добровольного применения, не является обязательным для исполнения. Законом на ЗАО «ЮТэйр не возложена обязанность по созданию альтернативной версии веб-сайта в сети Интернет для инвалидов по зрению.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель ответчика ЗАО «ЮТэйр» ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Транспортный прокурор при надлежащем извещении в суд апелляционной инстанции не явился.
Судебная коллегия на основании ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как того требуют положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого ЗАО «ЮТэйр» решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Тюменской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере защиты маломобильных групп населения путем мониторинга официальных сайтов поднадзорных объектов выявлены нарушения требований действующего законодательства, на веб-сайте ЗАО «ЮТэйр», находящемся по адресу: utair-cargo.ru, отсутствует альтернативная версия веб-сайта для инвалидов по зрению.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющей право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации, пришел к правильному выводу о нарушении прав инвалидов по зрению на свободный доступ к информации на официальном сайте ЗАО «ЮТэйр».
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованным, поскольку суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам по правилам ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч.1 ст.2).
Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.
Кроме того, в целях реализации положений Конвенции Постановлением Правительства РФ 01 декабря 2015 года № 1297 была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы.
Задачами Программы являются, в том числе: обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Требования к версии для слабовидящих прописаны в ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», основные положения ГОСТа направлены на то, чтобы обеспечить воспринимаемость, понятность, надежность, управляемость интернет-ресурсов, посещаемых людьми с ограниченными возможностями по зрению.
Пунктами 4.5., 4.6. ГОСТ Р 52872-2012 установлено, что для полноценного доступа инвалидов по зрению к интернет-ресурсам информация должна быть представлена в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.
В ходе изучения электронных страниц данного сайта установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», сайт ответчика ЗАО «ЮТэйр» - utair-cargo.ru не учитывает особых потребностей инвалидов по зрению, тогда как Национальный стандарт Российской Федерации «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012» предусматривает необходимые требования, но утвержден для добровольного применения.
Между тем, указанное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту ответчика является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», судебная коллегия приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение ЗАО «ЮТэйр» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, но и иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.
В связи с чем, доводы ответчика о том, что ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования допустимости для инвалидов по зрению», утвержден для добровольного применения и не является обязательным для исполнения, судебная коллегия признает несостоятельными.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда по существу требований не опровергают, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, не содержит ссылку на обстоятельства, которые не были проверены судом первой инстанции, сводятся к иной оценке исследованных судом доказательств, что в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены или изменения решения.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 11 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «ЮТэйр» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии: