ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-383/2023 от 15.02.2023 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33-383/2023 судья Самсакова Н.С.

2-208/2022

УИД 62RS0011-01-2022-000167-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2023 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Рогозиной Н.И., Масловой О.В.,

при секретаре судебного заседания Ждановой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 об установлении фактов, имеющих юридическое значение, с апелляционной жалобой заинтересованного лица Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Рязанской области на решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 25 октября 2022 года,

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Масловой О.В., объяснения представителя заинтересованного лица УФСБ РФ по Рязанской области Казанцевой М.П., заявителя ФИО1, его представителя ФИО8,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в Клепиковский районный суд Рязанской области с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 проходил срочную военную службу в пограничных войсках РФ в должности <скрыто> и наводчика автоматических противотанковых гранатометов. С 17 мая 1994 года по 14 июля 1994 года проходил службу в Группе пограничных войск РФ в <адрес> в зоне чрезвычайного положения, где принимал участие в боевых действиях. В период с 13 января 1995 года по 16 апреля 1995 года находился в служебной командировке в респ. <адрес>, где выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы с <адрес>, относящиеся к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Считает, что имеет право на зачет выслуги лет на пенсию на льготных условиях: один месяц службы за три месяца и получение денежного содержания в двойном размере, поскольку в период прохождения военной службы выполнял задачи в зоне вооруженных конфликтов. При обращении с заявлением в УФСБ России по <адрес> о выдаче удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 было отказано в связи с тем, что представлено недостаточно документальных доказательств, подтверждающих выполнение задач в указанные периоды в условиях вооруженного конфликта. Считает, что представленные документы подтверждают обстоятельства выполнения заявителем задач в период прохождения службы в зонах вооруженного конфликта. Просил суд установить факты выполнения ФИО6 задач в условиях вооруженного конфликта при прохождении службы в Группе Пограничных войск Российской Федерации в <адрес> в период с 17 мая 1994 года по 14 июля 1994 года и в <адрес> в период с 13 января 1995 года по 16 апреля 1995 года.

Решением Клепиковского районного суда Рязанской области от 25 октября 2022 года постановлено:

«Установить юридический факт того, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> в период с 17 мая 1994года по 14 июля 1994 года проходил службу в Группе пограничных войск Российской Федеративной <адрес>, то есть выполнял задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне <адрес> границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории <адрес> в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

Установить юридический факт того, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> в период с 13 января 1995 года по 16 апреля 1995 года как военнослужащий войсковой части находился в служебной командировке в <адрес>, то есть выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта в <адрес> и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года».

Заинтересованное лицо УФСБ РФ по Рязанской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать заявителю в требованиях. Считает решение суда необоснованным, для установления юридических фактов правовых оснований не имеется. Полагает неверным вывод суда о том, что ФИО1 выполнял боевые задачи, поскольку нахождение в зоне вооруженного конфликта не подтверждает непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей, должны быть представлены приказы соответствующих командиров воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами. Считает письмо заявителя своей матери и служебную характеристику документами, не отвечающими требованиям относимости и допустимости доказательств.

От заявителя ФИО1 поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в объеме доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив возражения на апелляционную жалобу, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица УФСБ РФ по <адрес>ФИО9, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заявителя ФИО1 и его представителя ФИО8, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пп. 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям решение суда от 25 октября 2022 года не отвечает.

Судом первой инстанции установлено, что заявитель ФИО1 проходил срочную военную службу в Пограничных войсках Российской Федерации в должности <скрыто> в в\ с 11 января 1994 года по 19 мая 1995 года.

Согласно справке из в/ч от 14 июля 1994 года заявитель в период с 17 мая 1994 года по 14 июля 1994 года проходил службу в Группе пограничных войск Российской Федеративной <адрес> в зоне чрезвычайного положения.

Согласно выдержкам из ксерокопий приказов командира войсковой части от 07 июня 1994 года полагать убывшим с иными лицами <скрыто>ФИО1, основание р. ГК ПС РФ от от 20.04.1994 года, приказа от 20 июля 1994 года полагать возвратившимся радиотелеграфиста мотоманевренной группы рядового ФИО1 ( откуда не указано).

Суд, оценивая данные архивные документы, указал, что они не представлены в полном объеме, а именно в них скрыты сведения об основаниях для отправления в командировку заявителя, однако, в указанных документах, а также представленной справке из в/ч от 14 июля 1994 года, совпадают периоды прохождения военной службы заявителя в респ. Таджикистан в период ведения там боевых действий.

Согласно записи во вкладыше (учетно-послужной карточке) военного билета ФИО1 изъявил добровольное желание служить в <адрес>.

По мнению суда первой инстанции, данная справка, а также характеристика командира в/ч 2200 от 27 апреля 1995 года подтверждает факт прохождения заявителем боевой стажировки в <адрес> в период срочной службы, то есть факт участия заявителя в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, установлению мира, поддержанию правопорядка, обороне <адрес> границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории <адрес> в период с 17 мая 1994года по 14 июля 1994 года, то есть указанный законодателем период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

Согласно справке от 10 апреля 1995 года, выданной командиром войсковой части на основании приказа командира войсковой части от 10 апреля 1995 года заявитель в период с 13 января 1995 года по 16 апреля 1995 года находился в служебной командировке в <адрес>, и выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы с <адрес>, относящиеся, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.12.1994 года и приказом от 17.12.1994 года, к выполнению задачи при вооруженных конфликтах. Имеет право на зачет выслуги лет на пенсию на льготных условиях один месяц службы за три месяца и получение денежного содержания в двойном размере.

Согласно ответу и архивным выпискам, представленным ФГКУ «Центральный пограничный архив ФСБ РФ», имеются приказ командира в\ч пограничному отряду Северзападного пограничного округа от 12 января 1995 года об убытии <скрыто>ФИО1 с 13 января 1995 года в командировку в <адрес>, для действий на участке <скрыто> с 12.04.95 года от 22 апреля 2021г. .

Из приказа командира в/ч от 24.01.1995г. <адрес>, на основании распоряжения округа, в числе личного состава мото-маневренной группы (<скрыто>) в/ч на 2 пограничную заставу был поставлен на довольствие прикомандированный <скрыто>ФИО1 - <скрыто>, а приказом того же командира от 08.04.1995 года был откомандирован и снят со всех видов довольствия на основании распоряжения округа от 03.04.1995 года.

Приказом от 14 апреля 1995 года командир в\ч по пограничному отряду Северзападного пограничного округа полагал считать прибывшим радиотелеграфиста мотоманевренной группы ефрейтора ФИО1 из <адрес> в/ч после выполнения действий на участке <скрыто> с 13.04.1995 года.

Суд первой инстанции указал, что данный период нахождения ФИО1 в период несения срочной службы на территории <адрес> по приказам совпадает с периодом, указанным в справке , что также подтверждается письмом заявителя в адрес своей матери, при этом на конверте указано расположение его места службы <адрес>, в/ч как по выписке из приказа, а в самом письме излагаются обстоятельства его службы и выполнения задач по усилению режима охраны административной границы с Чеченской республикой.

Также районным судом учтено, что заявитель был мобилизован со срочной службы с учетом льготы на три месяца раньше положенного срока служб, что также дает основание полагать, что при увольнении со службы были применены имеющиеся на тот момент льготы участника боевых действий как сокращение срока службы.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 3, ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5 - ФЗ "О ветеранах" и разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к указанному федеральному закону, п. 1, 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763, приказа Министра обороны РФ от 11.08.2012 г. № 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу, что требования ФИО1 об установлении юридических фактов подлежат удовлетворению, период прохождения срочной службы в регионах Таджикистана и Дагестана ФИО1 совпадает с перечнем мест и периодами ведения в них боевых действий войсковыми частями РФ, указанными в приложении к названному федеральному закону "О ветеранах".

Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, без учета особенностей рассмотрения дел данной категории.

В соответствии со ст. 264 ч.2 п.10 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, и других имеющих юридическое значение фактов.

Заявитель, обращаясь с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, указывает цель установления данных факт – получение удостоверения ветерана боевых действий.

Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О Ветеранах" (далее - ФЗ "О Ветеранах") установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 ФЗ "О Ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абз. 2 п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 24-П, для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий.

Пунктом 3 статьи 3 ФЗ "О Ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

В разделе III этого перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены, в частности, выполнение задач по охране конституционных прав граждан, «установлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года, а также выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в органах федеральной службы безопасности определен Инструкцией об организации в органах федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992, утвержденной Приказом ФСБ России от 04.12.2008 N 588 (далее - Инструкция N 588).

Согласно пункту 4 Инструкции N 588, удостоверения оформляются и выдаются на основании заявлений лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, и при наличии подтверждающих документов, в том числе, лицам, проходившим военную службу в пограничных войсках, пограничных органах и не состоящим на пенсионном обеспечении в органах безопасности, - пограничными органами по месту жительства, а при их отсутствии - территориальными органами безопасности.

В соответствии с пунктом 4, подпунктом "в" пункта 5 Инструкции N 588, удостоверения оформляются и выдаются на основании заявлений лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, и при наличии подтверждающих документов. В данном случае к подтверждающим документам относятся для остальных лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, - документы, определенные Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 N 69.

В силу пункта 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11.10.2000 N 69 свидетельство выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом пункта 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III).

Основанием для выдачи свидетельства также могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, справки архивных учреждений об участии в выполнении боевых заданий по разминированию территорий и объектов в период с 10.05.1945 по 31.12.1951 и о службе на минных тральщиках в период траления боевых мин с 10.05.1945 по 31.12.1957, летные книжки и другие документы.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ (п. 4 Постановление от 15.11.2011 года N 24-П), определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя; закрепленный им в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись.

Из разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" следует, что периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

При этом необходимо учитывать, что законодатель разграничивает понятия "участие в боевых действиях" и "выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих и других лиц, названных в ФЗ "О Ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений. Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных категорий граждан в боевых действиях при рассмотрении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (ст. 60 ГПК РФ).

Из материалов дела следует, что ФИО1 проходил срочную военную службу в Пограничных войсках Российской Федерации в должности <скрыто> в в\ с 11 января 1994 года по 19 мая 1995 года.

Из записи во вкладыше (учетно-послужной карточке) военного билета следует, что ФИО1 изъявил добровольное желание служить в <адрес>.

Согласно выдержкам из ксерокопий приказов командира войсковой части от 07 июня 1994 года полагать убывшим с иными лицами <скрыто>ФИО1, основание р. ГК ПС РФ от от 20.04.1994 года, приказа от 20 июля 1994 года полагать возвратившимся радиотелеграфиста мотоманевренной группы рядового ФИО1( откуда не указано).

Согласно справке из в/ч от 14 июля 1994 года заявитель в период с 17 мая 1994 года по 14 июля 1994 года проходил службу в Группе пограничных войск Российской Федеративной <адрес> в зоне чрезвычайного положения.

Согласно справке от 10 апреля 1995 года, выданной командиром войсковой части на основании приказа командира войсковой части от 10 апреля 1995 года заявитель в период с 13 января 1995 года по 16 апреля 1995 года находился в служебной командировке в <адрес>, и выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы с <адрес>, относящиеся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.12.1994 года №1369 и приказом ГК ПВ от 17.12.1994 года к выполнению задачи при вооруженных конфликтах. Имеет право на зачет выслуги лет на пенсию на льготных условиях один месяц службы за три месяца и получение денежного содержания в двойном размере.

Согласно ответу и архивным выпискам, представленным ФГКУ «Центральный пограничный архив ФСБ РФ», имеются приказ командира в\ч пограничному отряду <адрес> пограничного округа от 12 января 1995 года об убытии <скрыто>ФИО1 с 13 января 1995 года в командировку в <адрес>, для действий на участке <скрыто> с 12.04.95 года от 22 апреля 2021г. .

Из приказа командира в/ч от 24.01.1995г. <адрес>, на основании распоряжения округа, в числе личного состава мото-маневренной группы (<скрыто>) в/ч на 2 пограничную заставу был поставлен на довольствие прикомандированный ефрейтор ФИО1-<скрыто>, а приказом того же командира от 08.04.1995 года был откомандирован и снят со всех видов довольствия на основании распоряжения округа от 03.04.1995 года.

Приказом от 14 апреля 1995 года командир в\ч по пограничному отряду <адрес> пограничного округа полагал считать прибывшим <скрыто>ФИО1 из <адрес> в/ч после выполнения действий на участке <скрыто> с 13.04.1995 года.

Из приведённых выше доказательств следует, что приказов о непосредственном участии Евстратов А.Д. в боевых действиях в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории <адрес> в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года и в условиях вооруженного конфликта в <адрес> и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года в материалах дела не имеется.

Как следует из заявления ФИО1, установление юридического факта ему необходимо для получения удостоверения ветерана боевых действий. Однако, заявителем не представлено суду допустимых доказательств, определенных законодателем, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях.

Сам факт нахождения и выполнения в <адрес> и <адрес> и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте без подтверждения определёнными средствами доказывания факта участия в боевых действиях не влечет правовых последствий в виде возникновения права на получение удостоверения ветерана боевых действий.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 25 октября 2022 года – отменить.

Принять по делу новое решение:

В удовлетворении заявления Евстратова Алексея Дмитриевича об установлении факта выполнения задач в условиях вооруженного конфликта при прохождении службы в Группе Пограничных войск Российской Федерации в <адрес> в период с 17 мая 1994 года по 14 июля 1994 года и в <адрес> в период с 13 января 1995 года по 16 апреля 1995 года - отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 февраля 2023 года.