Дело № 33-3841/2014 Докладчик Огудина Л.В.
Судья Забродченко Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В. и Емельяновой О.И.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 20 ноября 2014 года дело по апелляционным жалобам ФИО1 и представителя администрации МО г. Гусь-Хрустальный ФИО2 на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 01 сентября 2014 года, которым постановлено:
заявление ФИО1 об оспаривании отказа органа местного самоуправления в принятии гражданина и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.
Признать незаконным пункт 2 Постановления главы муниципального образования г. Гусь-Хрустальный **** от ****, которым ФИО1 и членам его семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать администрацию муниципального образования г. Гусь-Хрустальный рассмотреть по существу заявление ФИО1 от **** в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения заявителя ФИО1, поддержавшего доводы своей жалобы и возражавшего против доводов жалобы заинтересованного лица, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене п. 2 постановления главы МО г. Гусь-Хрустальный от **** **** об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 3 человека и обязании принять его на данный учет в целях участия в правительственной программе «Жилище».
В обоснование заявленных требований указал, что **** обратился в администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный с заявлением о постановке его составом семьи 3 человека (он, супруга и дочь) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в целях последующей реализации прав, которыми наделены молодые семьи Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, утвердившим федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы. К заявлению были приложены предусмотренные законом документы. Он был осведомлен о заседании городской общественной комиссии по жилищным вопросам ****, однако на указанном заседании решение принято не было. **** состоялось повторное заседание комиссии, после которого постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от **** **** ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с непредставлением, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. Считал принятое решение незаконным, так как представил документы, которые в соответствии с перечнем обязан представить в органы местного самоуправления совместно с заявлением. Однако в нарушение ч. 4 ст. 52 ЖК РФ ему не выдана расписка в получении заявления и представленных документов, и не указано какие документы будут запрошены администрацией самостоятельно. Указал, что отметкой о принятии на копии его заявления о признании нуждающимся в жилом помещении с перечнем прилагаемых документов подтверждается какие документы им были представлены. Также указал, что п. 2.8 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного Постановлением главы г. Гусь-Хрустальный от 25.05.2011 № 336, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов: подача документов неуполномоченным лицом; заявителем представлен неполный перечень документов; неправильное оформление документов. В связи с этим считал, что непредставление им необходимых документов могло быть лишь основанием для отказа в приеме документов, но не основанием для отказа в постановке на учет. Также ссылался на нарушение органом местного самоуправления срока рассмотрения его заявления.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснив, что с него не требовали дополнительных документов.
Заинтересованные лица ФИО3 и ФИО4 также полагали заявленные требования обоснованными.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО г. Гусь-Хрустальный – по доверенноси ФИО2 не согласилась с заявленными требованиями. Пояснила, что ФИО1 было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося, поскольку он не предоставил выписку из технического паспорта и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, в котором проживают он и его семья. Указала, что для решения вопроса о постановке на учет необходимо учитывать площадь занимаемого жилого помещения, а в представленной справке с места жительства она отсутствовала. Также ссылалась на отсутствие у администрации города межведомственного взаимодействия с БТИ, в связи с чем данные документы были затребованы у ФИО1
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда как необоснованного в части возложения судом на заинтересованное лицо обязанности рассмотреть по существу заявление ФИО1, поскольку это нарушает его права, а также им было заявлено иное требование – о возложении обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В апелляционной жалобе представителем администрации МО г. Гусь-Хрустальный ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного в связи с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие представителя администрации МО город Гусь-Хрустальный и заинтересованных лиц ФИО5, ФИО4, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и ходатайствовавших о проведении судебного заседания без их участия, что в силу ст.327 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи и объяснения заявителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п. 3, п.4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным,
принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно п./п. «б» п. 6 данных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая определенным в п.6 условиям, в том числе: признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
В соответствии с п.7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В пункте п.9 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 N 49-ОЗ, указаны перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые подлежат предоставлению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, а также процедура и порядок их предоставления:
Исходя из положений данного пункта, на заявителя возложена обязанность по представлению следующих документов: документов, подтверждающих состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.); выписки из домовой книги (поквартирной карточки) или похозяйственной книги; документов, подтверждающих отношение гражданина к иной определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом Владимирской области категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В случае непредставления заявителем следующих документов: решения уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим; документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.); выписки из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; справки органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя, они запрашиваются органом, осуществляющим принятие на учет, или многофункциональным центром по межведомственным запросам в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.
Согласно п.23 Порядка отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, если: не представлены предусмотренные пунктом 9 настоящего Порядка все необходимые для принятия на учет документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; не истек срок, предусмотренный пунктом 5 настоящего Порядка.
Регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным постановлением главы города Гусь-Хрустальный от 25.05.2011 N 336, также утвержден Перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги молодой семье (приложение N 7): документы, подтверждающие состав семьи (паспорта, свидетельства о рождении для несовершеннолетних, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи т.п.); справка с места жительства (выписка из домовой книги для граждан, проживающих в частном секторе) с указанием метража; финансовый лицевой счет на жилое помещение; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (правоустанавливающие документы), оценка рыночной стоимости жилого помещения; выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом и экспликацией (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся на праве собственности); справки БТИ и органа государственной регистрации права собственности о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности (и его оценке).
Согласно п. 2.8 Регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением главы города Гусь-Хрустальный от 25.05.2011 N 336 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений), установлен перечень оснований для отказа в приеме документов: подача документов неуполномоченным лицом; заявителем представлен неполный перечень документов; неправильное
оформление документов.Пунктом 2.9 Регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, **** ФИО1 обратился в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный с заявлением о постановке его составом семьи 3 человека (он, супруга ФИО4, дочь С.) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в целях участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы.
В данном заявлении в качестве приложения указаны следующие документы: копия паспорта ФИО1, копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о перемене имени ФИО1, справка БТИ на ФИО4 от **** **** об отсутствии жилых помещений, справка на ФИО1 от **** **** о прежней регистрации по месту жительства, копия свидетельства о регистрации права серии **** от **** на ФИО1, справка уличкома **** о членах семьи ФИО1, копия договора аренды жилого помещения от ****, копия решения Ковровского городского суда от **** по делу № ****. На копии заявления имеется отметка органа местного самоуправления о принятии **** (имеется печать и подпись сотрудника администрации города).
Согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам МО город Гусь-Хрустальный от **** заседание комиссии по рассмотрению заявления ФИО1 было отложено в связи с недостаточностью представленных документов, а именно: подтверждающих право пользования жилым помещением по адресу: ****, и копий документов, удостоверяющих личность всех зарегистрированных в указанном жилом помещении.
В выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам МО город Гусь-Хрустальный от **** указано, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением и принято решение об отказе заявителю в принятии на учет в качестве нуждающегося со ссылкой на ч.4 ст.52 ЖК РФ..
Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от **** **** (п.2) ФИО1 составом семьи 3 человека отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с непредставлением, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Также материалами дела установлено, что ФИО1 и члены его семьи
супруга ФИО4, брак с которой заключен ****, и дочь С., **** года рождения, зарегистрированы и проживают по адресу: ****. Между ФИО1 и собственником доли в указанном домовладении ФИО3 **** заключен договор аренды жилого помещения. Данный жилой дом общей площадью **** кв.м находится в собственности нескольких лиц, в частности ФИО3 принадлежит **** доля в праве. Из технического паспорта на домовладение по состоянию на **** усматривается, что дом состоит фактически из трех изолированных помещений (Лит. А, А2 общей площадью **** кв.м; Лит.А1, А4,А3 общей площадью **** кв.м; Лит.А1 общей площадью **** кв.м).
В собственности ФИО1 имеется **** доля в праве собственности на жилое помещение общей площадью **** кв.м, расположенное по адресу: ****, приобретенная на основании договора купли-продажи от ****.
В собственности ФИО4 и С. жилых помещений не имеется.
Проанализировав представленные по делу доказательства и нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 представил в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный все документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, для решения вопроса о постановке его составом семь три человека на учет в качестве нуждающегося в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Также является верным вывод суда о том, что требование администрации МО г. Гусь-Хрустальный о предоставлении выписки из технического паспорта и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, в котором заявитель и его семья проживают на условиях договора аренды, не основано на законе, поскольку данные документы в силу п. 9 Закона Владимирской области № 49-ОЗ запрашиваются администрацией самостоятельно, а у гражданина есть только право на их представление.
При этом ФИО1 представил договор аренды данного жилого помещения и органом местного самоуправления самостоятельно истребованы в Управлении Россреестра по Владимирской области сведения о собственниках домовладения **** по **** и его площади.
Довод представителя администрации МО г.Гусь-Хрустальный об отсутствии межведомственного взаимодействия с БТИ и невозможности, в связи с этим, истребования выписки из технического паспорта обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об обязанности ФИО1, не являющегося собственником данного объекта, предоставить указанный документ.
Поскольку основанием отказа ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях участия в подпрограмме «Жилище» явилось непредставление документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии указанного основания для отказа требованиям Регламента, действовавшего на момент рассмотрения заявления ФИО1
Кроме того, данное основание не соответствует и положениям Закона Владимирской области от 06.05.2005 N 49-ОЗ «О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», поскольку заявление ФИО1 содержало все необходимые сведения предусмотренные законодательством, а представление указанных документов не являлось его обязанностью.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ФИО1 о признании незаконным п. 2 постановления главы МО г. Гусь-Хрустальный **** об отказе в принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Доводы жалобы представителя администрации МО г.Гусь-Хрустальный со ссылкой на то, что в решении суда ошибочно изложены пояснения допрошенного в качестве свидетеля Л. (уличком) о том, что он не помнит выдавал ли ФИО1 справку с места жительства о членах семьи, не являются основанием для отмены принятого решения. Кроме того, из протокола судебного заседания по делу следует, что Л. не оспаривал подлинность своей подписи и печати в представленной заявителем в комиссию справке, однако указал, что не помнит обстоятельств выдачи этой справки (л.д. 129). О том, что он вообще не выдавал данную справку, протокол судебного заседания пояснений не содержит. В соответствии со ст.231 ГПК РФ замечания на протокол судебного заседания представителем заинтересованного лица не приносились.
Доводы жалобы о том, что с учетом показаний свидетеля выписка из домовой книги, представленная заявителем, оформлена ненадлежащим образом и может быть включена в основание для отказа в принятии на учет, необоснованны, поскольку в протоколах общественной комиссии по жилищным вопросам данное обстоятельство в качестве основания для принятия на учет не указано.
Иные доводы жалобы заинтересованного лица были предметом оценки суда и не являются основаниями для отмены решения суда и отказе в удовлетворении заявления ФИО1
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что площадь занимаемого ФИО1 по договору возмездного пользования жилого помещения не может учитываться при определении уровня обеспеченности его семьи жилым помещением в соответствии со ст.51 ЖК РФ, поскольку в соответствии со ст.249 ГПК РФ доказательств того, что заявитель и члены его
семьи являются членами семьи кого-либо из собственников дома № **** по ул.****, представителем заинтересованного лица не представлено. В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ ФИО1 и его дочь С. не относятся к членам семьи собственника жилого помещения ФИО3, пока не доказано обратное. Супруга заявителя – ФИО4 по смыслу ст.31 ЖК РФ является бывшим членом семьи ФИО3 (матери), поскольку создала свою молодую семью, имеющую самостоятельный бюджет и ведущую отдельное хозяйство.
Как указывал Конституционный Суд РФ, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
С учетом изложенного и положений Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, регистрация семьи А-вых по указанному выше адресу не определяет их право на данное жилое помещение, а является административным актом и лишь одним из доказательств, отражающих факт нахождения граждан по месту пребывания.
В связи с этим, в силу ч.2 ст.51 ЖК РФ при расчете уровня обеспеченности жилым помещением заявителя и членов его семьи подлежало учету жилое помещение, имеющееся в собственности этой семьи. Жилых помещений, занимаемых на основании договора социального найма, у семьи А-вых не имеется. Учитывая наличие в собственности ФИО1 **** доли в праве на жилое помещение, что соответствует **** кв.м (**** : 2), обеспеченность семьи заявителя составляет менее учетной нормы (10 кв.м), установленной решением Совета народных депутатов Гусь-Хрустального района Владимирской области от 08 сентября 2005 года № 356, и заявитель составом семьи три человека, как молодая семья, имели право быть признанными нуждающимся в целях участия в федеральной целевой программе «Жилище».
Однако, удовлетворяя требования заявителя в полном объеме, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что заявление ФИО1 не было рассмотрено по существу и обязал администрацию МО г.Гусь-Хрустальный повторно рассмотреть заявление ФИО1, что не восстанавливает права заявителя.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам заявление ФИО1 рассматривалось, по результатам принято постановление об отказе ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о чем он уведомлен письмом администрации МО г. Гусь-Хрустальный от ****.
Учитывая установленные выше обстоятельства, признание незаконным
решения органа местного самоуправления, наличие у семьи заявителя условий быть признанными нуждающимися на основании ст.51 ЖК РФ для участия в федеральной целевой программе «Жилище», принимая во внимание длительность не разрешения возникшего вопроса, в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений к осуществлению заявителем своих прав и свобод, руководствуясь ч. 1 ст. 258 ГПК РФ и п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым решение в данной части изменить, возложив на заинтересованное лицо обязанность по принятию решения о признании ФИО1 составом семьи 3 человека на основании его заявления от **** в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы представителя администрации МО г.Гусь-Хрустальный судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от **** в части обязания администрации МО г. Гусь-Хрустальный рассмотреть по существу заявление ФИО1 от **** в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу изменить, изложив абзац третий резолютивной части в следующей редакции:
Обязать администрацию муниципального образования город Гусь – Хрустальный принять решение о признании ФИО1 составом семьи 3 человека в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина
О.И. Емельянова