ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3852 от 18.06.2019 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-3852

Строка № 068г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 июня 2019 года г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кожевникова А.Б.,

судей Глазовой Н.В., Квасовой О.А.,

при секретаре Макушевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Глазовой Н.В.,

гражданское дело по иску Мкртчян ФИО11 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Россошанском районе Воронежской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, возобновлении выплаты страховой пенсии, взыскании недополученной суммы страховой пенсии, назначении и выплате страховой пенсии, взыскании судебных расходов,

по апелляционной жалобе Мкртчян ФИО12 на решение Центрального районного суда г.Воронежа от 20 марта 2019 года

(судья Васина В.Е.)

У С Т А Н О В И Л А:

истец обратилась в суд с иском Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Россошанском районе Воронежской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, возобновлении выплаты страховой пенсии, взыскании недополученной суммы страховой пенсии, назначении и выплате страховой пенсии, взыскании судебных расходов.

2

В обоснование иска указано, что в период с 29.09.2016 г. по 31.03.2017 г. истица получала страховую пенсию по старости и ФСД к пенсии. Однако с 01.04.2017 г. ГУ Управление ПФР по Кантемировскому району Воронежской области приостановило выплату пенсии и ФСД. До настоящего времени выплата пенсии не возобновлена. В марте 2018 г. истец обратилась в УПФР по г. Воронежу с заявлением о назначении пенсии, решением от 20.06.2018 г. в назначении страховой пенсии было отказано.

Считая свои права нарушенными, истец просила (с учетом уточнений) установить факт принадлежности трудовой книжки серии ПТ-1 № 0582661 Мкртчян ФИО13ФИО14, 20 <данные изъяты> рождения;

обязать ГУ-УПФР в Россошанском районе ВО возобновить выплату страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 01.04.2017 года;

и выплатить Мкртчян Л.М. недополученную сумму страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» за период с 01.04.2017 года по 19.03.2018 года;

обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже назначить выплату страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» Мкртчян Л.М. и выплатить недополученную сумму страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» за период с 20 марта 2018 года по 30 ноября 2018 года;

взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воронеже и ГУ-УПФР в Россошанском районе ВО в пользу Мкртчян Лауры Мхитаровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей;

взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воронеже и ГУ-УПФР в Россошанском районе ВО в пользу Мкртчян Л.М. судебных расходов на услуги представителя в размере 36 000 рублей (л.д. 3-14, 148-153,220-225).

Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 20 марта 2019г. установлен факт принадлежности Мкртчян Л.М., 20 апреля 1957 года рождения, трудовой книжки серии ПТ-1 № 0582661. В остальной части исковых требований отказано (л.д. 17, 18-25).

Не согласившись с указанным решением в части отказа в удовлетворении требований, истец обратилась в суд с апелляционной жалобой. Истец полагает, что судебный акт в части отказа в назначении, возобновлении пенсии и выплате

3

недополученной суммы страховой пенсии по старости, принят с нарушением норм материального и процессуального права, является незаконным, необоснованным и подлежит изменению, поскольку неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что вывод суда о том, что условиями приобретения права на назначение пенсии является не только постоянное проживание на территории РФ, но и подтверждение регистрации по месту жительства в России, а также снятие с регистрационного учета в Армении, является незаконным. Кроме того считает, что требования истца о возобновлении и назначении страховой пенсии по старости никоим образом не пересекаются с правом на назначение государственной пенсии (т.2, л.д. 34-40).

Ответчиком УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже поданы письменные возражения с просьбой решение суда оставить без изменения (т. 2, л.д. 45-47).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО2 и ее представитель по устному ходатайству ФИО3 поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель Управления пенсионного фонда по доверенности ФИО4 подержала письменные возражения, просила жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на страховую пенсию регулируется Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших с территории Республики Армения, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., в соответствии с которым назначение пенсии

4

гражданам государств-участников Соглашения от 13.03.1992г. осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение.

В соответствии с п.1 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992г., назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производятся по месту жительства.

Нормами ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает и в котором он зарегистрирован по месту жительства.

В тех случаях, когда гражданин, переселившийся на территорию Российской Федерации из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г. является гражданином Российской Федерации, не имеет постоянного места жительства, подтвержденного соответствующей регистрацией, вопрос о назначении пенсии решается в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации на основании заявления по месту пребывания или месту фактического проживания при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Вышеуказанные требования следуют из анализа п.3,4 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР».

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что условиями приобретения права на назначение пенсии граждан Российской Федерации, переселившихся на новое место жительства в Россию из Республики Армения, являются:

постоянное проживание на территории Российской Федерации, подтвержденное соответствующей регистрацией при назначении пенсии с учетом Соглашения от 13.03.1992г.;

снятие с регистрационного учета в Республике Армения при назначении пенсии по законодательству Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО2 с 22.01.2015 г. является участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на срок до 30.03.2018 г. ей разрешено временное проживание в РФ.

27.05.2016 г. истцу был выдан паспорт гражданина РФ.

5

ФИО2 29 сентября 2016 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по Кантемировскому району в Воронежской области (в настоящее время в связи с реорганизацией с 29.06.2018 г. – Управление пенсионного фонда РФ в Россошанском районе Воронежской области) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. ГУ-УПФР по Кантемировскому району по ВО было принято решение о назначении и выплате истцу страховой пенсии по старости и выплате федеральной социальной доплаты.

В целях назначения пенсии в Управление Пенсионного фонда истица предоставила паспорт гражданки Российской Федерации серия <...>, выданный 27.05.2016 года Отделением УФМС России по Воронежской области в Кантемировском районе, в котором сведения о регистрации по месту жительства отсутствовали. Одновременно было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <...>, на срок с 31.05.2016 года по 31.05.2017 года. По информации паспортно-визового Управления полиции Республики Армения от 25.08.2017 года № 22-6485 ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по паспорту гражданина Республики Армения с 05.02.1988 года зарегистрирована по адресу: Республика Армения, <...>.

С 1 апреля 2017 года ГУ-УПФР по Кантемировскому району по ВО прекратило выплату пенсии и ФСД истцу на основании решения от 29.03.2017 г. о прекращении выплаты страховой пенсии по старости на основании ст. 8 закона №400-ФЗ, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона № 400-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 12 закона №424-ФЗ, п. 29 правил (пр. № 339) по основаниям, изложенным в приложении к решению.

22.11.2017 года истец (через представителя) обратилась в ГУ-УПФР по Кантемировскому району в ВО с заявлением о восстановлении выплаты пенсии. На данное заявление был направлен ответ от 27.12.2017 г. о рассмотрении вопроса о возобновлении выплаты после установления обстоятельств, влияющих на обоснованность назначения пенсии.30.01.2018 г. ГУ-УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области было вынесено решение № 82 о возврате пенсионером излишне уплаченной пенсии 44 293,63 руб. и ФСД 13 210,62 руб.

20 марта 2018 года истица обратилась в УПФР ГУ в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии.

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже от 20.06.2018 г. № 219853/18 было принято решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости ввиду

6

отсутствия постоянной регистрации по месту жительства, отсутствия документального подтверждения страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В период с 31.05.2016 г. по 31.05.2017 г. истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, р-н <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно адресной справке начальника ОВМ ОМВД России по <адрес> ВО, ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, снята с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с фиктивной регистрацией. Факт фиктивной регистрации подтверждается заключением от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с регистрационного учета, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в ответ на запрос суда. Указанные действия истцом обжалованы не были.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.01.2018 г. истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 02.02.2017 г.

В период с 08.02.2018 г. по 05.02.2019 г. истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 08.02.2018.

Согласно отметке в паспорте истца, постоянная регистрация у нее появилась с 25.10.2018 г. по адресу: <адрес>.

18.12.2018 года истец обратилась УПФР ГУ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии. Согласно имеющимся в деле данным, истцу с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно назначена государственная пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 11 закона № 166-ФЗ, размер которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5180 рублей, также выплачивается социальная доплата к пенсии на основании федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ в размере 1972,69 руб.

Также судом установлено, что истцом был представлен документ о том, что она не состоит на пенсионном учете в Республики Армения и пенсию не получает - справка из Министерства Труда и социальных вопросов Республики Армения Государственной службы Социального обеспечения от 23.05.2016 года.

Истцом не отрицался факт того, что она до настоящего времени не снята с регистрационного учета из Республики Армения.

7

Таким образом, судом установлено, что на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, ФИО10 JI.M. на территории России не имела регистрации по месту жительства, была зарегистрирована только по месту пребывания (впоследствии была установлена фиктивная регистрация), при этом в <адрес> с регистрационного учета она не снималась.

Кроме того, суд первой инстанции правильно исходил из того, что право на страховую пенсию по старости предоставляется в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. - ФЗ «О страховых пенсиях», при соблюдении следующих условий:

достижение общеустановленного возраста выхода на страховую пенсию по старости женщинам - 55 лет, мужчинам - 60 лет;

наличие не менее 15 лет страхового стажа;

величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с переходными положениями ст.35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, предусматривающими постепенное увеличение необходимого для назначения страховой пенсии страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, закреплено, что для застрахованных лиц (женщин), достигших возраста 55 лет в 2015 году и ранее, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 6 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 6,6 независимо от года обращения за пенсией.

В соответствии с п.6, п.п.б п.7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. №1015, для назначения страховой пенсии по старости необходимы следующие документы, - подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые в страховой стаж; об индивидуальном пенсионном коэффициенте; об обстоятельствах, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014г.

В соответствии с ч.2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст. 4 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г., за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае

8

уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Таким образом, при назначении пенсии в Российской Федерации, периоды работы после 01.01.1991г. на территории Республики Армения подлежат зачету в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов за данные периоды в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частью 9 ст. 21 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а так же достоверность содержащихся в них сведений.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента ФИО2 на 20.03.2018 г. для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 9 ст.15 Федерального Закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет - 0.

При этом, суд верно исходил из того, что факт принадлежности трудовой книжки установлен только в судебном заседании, в связи с чем отсутствуют основания для выплаты пенсии за предыдущий период.

Таким образом, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как документально не подтвержден факт снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства, либо факт

9

регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации на дату назначения пенсии, а также, поскольку не выполнены условия, необходимые для назначения страховой пенсии по старости, а именно наличие продолжительности страхового стажа не менее 6 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента - 6,6, - у истца отсутствует право на страховую пенсию.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно указано, что не было заявлено требований о признании права на страховую пенсию с 01.04.2017г., а было заявлено требование о восстановлении права на страховую пенсию, не могут служить основанием для отказа в возобновлении выплаты пенсии, - судебной коллегией признаются несостоятельными, так как основаны на субъективном толковании норм права. Заявитель не учитывает, что решение о прекращении выплаты пенсии от 29.03.2017г. ГУ-У ПФР по Кантемировскому району Воронежской области вынесено в связи с утратой права на пенсию из-за отсутствия наличия продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, а также отсутствия постоянной регистрации на территории Российской Федерации, не снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Таким образом, право на назначение страховой пенсии по старости у истца отсутствует.

Нельзя признать обоснованной также ссылку истца на то, что назначение истцу государственной пенсии по старости является самостоятельным основанием для отказа в назначении и выплате страховой пенсии по старости, поскольку ссылка на данное обстоятельство в решении суда указана в контексте приобретения истцом постоянного места жительства на территории Российской Федерации в октябре 2018г.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда в части отказа в удовлетворении требований, так как были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении, фактически сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления.

Поскольку решение суда в части установления факта принадлежности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки серии сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в этой части в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии.

10

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции признается судебной коллегией законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст.327.1, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г.Воронежа от 20 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО2 по доверенности ФИО6, - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: