ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3854/14 от 15.05.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Судья Касьянова Н.И.

 Судья-докладчик Давыдова О.Ф. по делу № 33-3854/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 15 мая 2014 года г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 председательствующего Давыдовой О.Ф.,

 судей Быковой Н.А., Сальниковой Н.А.,

 при секретаре Ободоевой О.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить спорные периоды в стаж на соответствующих видах работ в гражданской авиации, обязании назначить досрочную трудовую пенсию, с апелляционной жалобой представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Иркутска Ш. на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 23 января 2014 года,

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что решением пенсионного органа <дата изъята> ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в аэродромных условиях, а также ввиду того, что документально не была доказана работа в гражданской авиации не менее 25 лет. При этом указано, что в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы: с <дата изъята> - в должности инженера по спецоборудованию в Иркутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА; с <дата изъята>- в должности инженера-радиста, инженера по средствам спасения, начальника участка в цехе № 16 ОАО «Корпорация «Иркут»; с <дата изъята> - в должности начальника смены, начальника участка по испытанию цеха № 16 ИАЗ-филиала ОАО «Корпорация «Иркут». Всего - 26 лет 2 мес. 28 дн., поскольку документально не доказана работа в гражданской авиации и в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в аэродромных условиях. После даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования стаж подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета как общие условия труда. Кроме того с <дата изъята> не подтверждена уплата дополнительного тарифа. Также указано, что в стаж работы в гражданской авиации не включены следующие периоды работ: - с <дата изъята> - в должности начальника смены, начальника участка цеха №16 ИАЗ-филиала ОАО «Корпорация «Иркут». Всего 16 лет, поскольку документально не доказана работа в гражданской авиации. Кроме того с <дата изъята> не подтверждена уплата дополнительного тарифа.

 С решением УПФ России в Ленинском районе г.Иркутска не согласен, поскольку работа в спорные периоды в качестве инженера по спецоборудованию, механика, инженера-радиста радиолокаторщика, инженера по средствам спасения, начальника участка, начальника смены, подтверждается трудовой книжкой и соответствует работам, предусмотренным Списком. В периоды работы в Иркутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА и ИАЗ - филиале ОАО «Корпорация «Иркут», он в течение полного рабочего дня был занят на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, то есть работал по специальностям и в условиях, которые отнесены законом к числу работ, дающих право на льготную пенсию.

 С учетом уточненных требований просил признать право на досрочное назначение трудовой пенсии ранее установленного возраста; признать незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Иркутска <дата изъята>; обязать УПФР в Ленинском районе г.Иркутска включить в трудовой стаж на соответствующих видах работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в инженерно-техническом составе периоды трудовой деятельности с <дата изъята> - в должности инженера по спецоборудованию в Иркутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА, с <дата изъята> в должности - инженера-радиста, инженера по средствам спасения, начальника участка в цеха №16 ОАО «Корпорация «Иркут», с <дата изъята> по <дата изъята> - в должности начальника смены, начальника участка по испытанию цеха №16 ИАЗ-филиала ОАО «Корпорация «Иркут»; обязать УПФР в Ленинском районе г. Иркутска назначить пенсию с <дата изъята>

 Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 23 января 2014 года исковые требования удовлетворены частично. Суд постановил признать право ФИО1 на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №178-ФЗ. Признать не соответствующим закону решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Иркутска <дата изъята>. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска включить периоды работы ФИО1 с <дата изъята> в должности инженера-радиста, инженера по средствам спасения, начальника участка в цехе №16 ОАО «Корпорация «Иркут», с <дата изъята> в должности начальника смены, начальника участка по испытанию цеха №16 ОАО «Корпорация «Иркут» в стаж на соответствующих видах работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в инженерно-техническом составе и в страховой стаж в гражданской авиации. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с <дата изъята>. Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика включить период работы с <дата изъята> в должности инженера по спецоборудованию в Иркутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА в стаж на соответствующих видах работ.

 В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Иркутска Ш. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что в стаж на соответствующих видах работ не включены период работы с <дата изъята> в качестве инженера по спецоборудованию в Иркутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА; период работы с <дата изъята> в качестве радиста радиолокаторщика, инженера по средствам спасения, начальника участка в ИАПО т.к. документально не доказана работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в аэродромных условиях. Периоды работы с <дата изъята> в качестве начальника смены, начальника участка по испытанию в ИАЗ-филиала ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» т.к. документально не доказана работа в гражданской авиации и в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в аэродромных условиях. После даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования стаж подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета как общие условия труда. Кроме того с <дата изъята> не подтверждена уплата дополнительного тарифа.

 В стаж работы в гражданской авиации не включены периоды работы с <дата изъята> в качестве начальника смены, начальника участка в АООТ «ПАЛО», в ОАО «ИАПО», в ИАЗ-филиале ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» т.к. документально не доказана работа в гражданской авиации. Кроме того с <дата изъята> не подтверждена уплата дополнительного тарифа.

 В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 С. просит решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу- без удовлетворения.

 Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 При рассмотрении дела установлено, что согласно трудовой книжке ФИО1 <дата изъята> принят в Иркутский авиационный завод оператором ст. с ПУ б/р; <дата изъята> переведен оператором на станках с ПУ 2 сх.; <дата изъята> уволен по окончании практики; <дата изъята> прибывший после окончания Киевского института инженеров ГА принят в Иркутский объединенный авиаотряд ВСУГА в службу спец.транспорта инженером по спец.оборудованию; <дата изъята> переведен механиком службы спец.транспорта в связи с изменением штатного расписания; <дата изъята> уволен по ст. 29 п.5 КЗоТ РСФСР с переводом на Иркутский авиационный завод; <дата изъята> принят в Иркутский авиационный завод в цех 7 мастером 1 гр.; <дата изъята> переведен в цех 7 мастером 3 группы; <дата изъята> переведен в цех 16 инженером радистом радиолокаторщиком ЛИС занятый на установках УКВ УВЧ и работах с применением УКВ УВЧ; <дата изъята> переведен в цех 16 инженером по средствам спасения 2 кат.; <дата изъята> переведен инженером по средствам спасения 1 категории; <дата изъята> переведен начальником участка 1 группы; <дата изъята> переведен начальником смены; <дата изъята> переведен начальником участка 1 гр. по испытанию ВС; <дата изъята> переведен начальником участка; <дата изъята> переведен начальником смены 1 гр.

 Согласно справке от <дата изъята>, ФИО1 работал на Иркутском авиационном заводе – филиале ОАО «НПК «Иркут», в должностях мастера, инженера-радиста-радиолокаторщика ЛИС, занятого на установках УКВ, УВЧ и работах с применением УКВ, УВЧ, инженера по средствам спасения, начальника участка, начальника смены с <дата изъята> по настоящее время.

 Из справки ИАЗ – филиала ОАО «НПК «Иркут» следует, что ФИО1 работал в ИАЗ – филиал ОАО «Корпорация «Иркут»: с <дата изъята> инженер-радист постоянно занятый на работах с УКВ, УВЧ, с <дата изъята> – инженер по средствам спасения, с <дата изъята> – начальник участка по испытаниям ВС, с <дата изъята> – начальник смены, с <дата изъята> – начальник участка по испытаниям ВС, с <дата изъята> по настоящее время – начальник смены.

 В соответствии со справкой ИАЗ – филиала ОАО «НПК «Иркут» от <дата изъята> ОАО «НПК «Иркут» (ОАО «Корпорация «Иркут») в период работы истца имело следующие наименования: Иркутский авиационный завод им. 60-летия Союза ССР (Постановление Президиума Верховного Совета СССР от <дата изъята>), Иркутское авиационное производственное объединение ИАПО (Приказ МАП <дата изъята>), АООТ «Иркутское авиационное производственное объединение» (Распоряжение Иркутского агентства госимущества № <дата изъята>), ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» (Решение регистрационный палаты администрации г. Иркутска от <дата изъята> №1177-ИРП «О регистрации изменений учредительных документов АО открытого типа «ИАПО»), ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» (Решение внеочередного общего собрания акционеров ОАО «ИАПО» от <дата изъята> протокол №15 «О переименовании ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» в ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»).

 Из Устава ОАО «Корпорация «Иркут», сертификата соответствия № 2021120223 следует, что среди видов деятельности Общества имеются: перевозка воздушным транспортом грузов и пассажиров, ремонт авиационной техники, деятельность по обеспечению полетов (техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, обработка и анализ полетной информации, обеспечение стоянки воздушных судов, обеспечение посадки и взлета воздушных судов, аэропортовая деятельность, которые относятся и к гражданской авиации.

 В соответствии со справкой ИАЗ – филиала ОАО «НПК «Иркут» ФИО1 в период работы с <дата изъята> по настоящее время был непосредственно занят полный рабочий день на работе по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

 Согласно Положению о летно-испытательной станции Иркутского авиационного завода, Положению о летно-испытательном подразделении Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», задачами подразделений, в которых работал истец /ЛИС, ЛИП/, является подготовка и проведение надземных и летных испытаний.

 В соответствии с должностной инструкцией инженера по КСАП ЛИП ОАО «ИАПО» инженер по эксплуатации КСАП организует и проводит подготовку к полетам ВС и техническое обслуживание АТ по правилам, предусмотренным нормативными документами, эксплуатационно-техническими требованиями и заданиями, сдачу готовой АТ БТК и заказчику, а также хранение ее в ЛИП.

 Согласно должностной инструкции начальника участка по испытаниям воздушных судов летно-испытательного подразделения, утвержденной Генеральным директором ИАЗ-филиала ОАО «Корпорация «Иркут<дата изъята>, начальник участка обязан, в том числе, обеспечивать правильную организацию труда технического персонала участка по испытаниям ВС.

 В соответствии с должностной инструкцией начальника смены инженерно-авиационной службы летно-испытательного подразделения, утвержденной Генеральным директором ИАЗ-филиала ОАО «Корпорация «Иркут» <дата изъята>, начальник смены обязан, в том числе, руководить работой инженерно-авиационной службы по подготовке авиационной техники к испытательным полетам.

 Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что характер выполняемой работы и условия труда истца не менялись как на протяжении периода включенного в льготный стаж, так и на протяжении периода, требование о включении которого заявлено истцом, т.е. истец работал по специальности и в условиях, которые отнесены законом к числу работ, дающих право на льготную пенсию. При этом, отсутствие в исследованных судом документах прямого указания на то, что истец работал именно в гражданской авиации, при подтверждении его работы в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии, не может умалять его прав на получение досрочной пенсии, поскольку иное применение законодательства являлось бы нарушением правовой определённости и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимой для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

 Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

 Доводы апелляционной жалобы отражают позицию ответчика при рассмотрении дела, являлись предметом судебного разбирательства, о чем в судебном решении имеются подробные суждения суда, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.

 В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

 Гражданская авиация определена как самостоятельный вид авиации (наряду с государственной и экспериментальной) Воздушным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ, который вступил в законную силу с 01 апреля 1997 года.

 В связи с принятием Воздушного кодекса РФ Иркутский авиационный завод- филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» отнесен к предприятиям экспериментальной авиации.

 Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден постановлением СМ РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459.

 Федеральный закон от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действующего законодательства.

 Согласно пп. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

 В соответствии с п. 2 ст. 27 данного Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Подпунктом «и» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459.

 Названным Списком предусмотрено право на досрочную трудовую пенсию авиационных техников (механики, мотористы) всех наименований, которые непосредственно заняты полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

 При этом занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

 Учитывая представленные письменные доказательства, судом обоснованно установлено, что работая с <дата изъята> в должности инженера-радиста, инженера по средствам спасения, начальника участка в цехе №16 ОАО «Корпорация «Иркут», с <дата изъята> в должности начальника смены, начальника участка по испытанию цеха №16 ОАО «Корпорация «Иркут» истец непосредственно выполнял работы по оперативному и периодическому аэродромному и техническому обслуживанию воздушных судов, то есть работу, предусмотренную Списком должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 459 от 04.09.1991, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при этом указанным Списком вид авиации не предусматривался.

 Истолкование действующих норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на изложенных пенсионным органом основаниях не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

 Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 23 января 2014 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

 Председательствующий О.Ф. Давыдова

 Судьи Н.А. Быкова

 Н.А. Сальникова