судья . дело № 33-3857/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 28 октября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Костиной Л.И.
судей областного суда: Авериной Е.Г., Радкевича А.Л.,
при секретаре: М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области»
на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ
по иску Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к ФИО1 о возмещении материального ущерба
у с т а н о в и л а :
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» обратилось в суд с иском о взыскании с ФИО1 материального ущерба в виде завышения испрашиваемых лимитов для выплаты дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу войсковой части № во втором квартале 2014 года в размере <данные изъяты> рублей, войсковой части № за второй квартал 2013 года в размере <данные изъяты> рублей, гражданскому персоналу ФКУ Минобороны России «ДЭУ № №» за четвертый квартал 2013 года в размере <данные изъяты> рублей, за второй квартал 2014 года в размере <данные изъяты> рублей, за третий квартал 2013 года в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование иска указало, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на должность <данные изъяты> <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным управлением Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу в Филиале №№ проводились контрольные мероприятия финансово-экономической деятельности и хозяйственной деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам контрольных мероприятий был составлен акт контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Филиала №№ от ДД.ММ.ГГГГ №№ В числе других Филиалу №№ вменено превышение объемов финансирования на общую сумму 1355000 рублей, выразившееся во включении внутренних совместителей в фактическую численность работающих при расчете суммы бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование гражданскому персоналу по приказу МО РФ от 26 июля 2010 года № 1010.
Проведенным административным расследованием составлено Заключение от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что в результате нарушения <данные изъяты> ФИО1 своих должностных обязанностей причинен материальный ущерб в виде завышения испрашиваемых лимитов для выплаты дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу войсковой части № во втором квартале 2014 года в размере <данные изъяты> рублей, войсковой части № за второй квартал 2013 года в размере <данные изъяты> рублей, гражданскому персоналу ФКУ Минобороны России «ДЭУ № №» за четвертый квартал 2013 года в размере <данные изъяты> рублей, за второй квартал 2014 года в размере <данные изъяты> рублей, за третий квартал 2013 года в размере <данные изъяты> рублей. В сведениях о численности и объеме бюджетных средств, направленных на выплату дополнительного материального стимулирования гражданского персонала войсковых частей №, №, ФКУ Минобороны России «ДЭУ № №» выявлены включения внутренних совместителей, выполняющих обязанности по вакантным должностям, в фактическую численность работающих, что привело к превышению объемов финансирования на указанные выплаты.
В результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ФИО1, выразившемся в недобросовестной проверке, представленных из воинских частей и «ДЭУ № №» приказов, произведены незаконные выплаты дополнительного материального стимулирования внутренним совместителям. Действиями ответчика причинен ущерб, выразившийся в производстве неположенных денежных выплат. Возместить в добровольном порядке материальный ущерб ответчик отказался в виду несогласия с привлечением его к материальной ответственности и отсутствием какого-либо ущерба, причиненного его действиями. Просит взыскать с ФИО1 в пользу ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» суммы причиненного ущерба в полном объеме, за исключением ущерба, причиненного в размере <данные изъяты> рублей за 2 квартал 2013 года, данный ущерб просят взыскать в размере среднемесячного заработка ответчика – <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» отказано.
В апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Астраханской области» ставит вопрос об отмене решения, поскольку суд не учел, что в приведенных им актах отсутствуют указания об учете совместителей при исчислении фактической численности работников.
В подданных возражениях ФИО1 считает решение районного суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – несостоятельной.
На заседание коллегии ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил, в связи с чем коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения по доводам жалобы.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между филиалом №№ ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» и ФИО1 заключен трудовой договор, на основании которого в этот же день издан приказ о назначении ФИО1 на должность <данные изъяты>
Из пункта 6.1 трудового договора следует, что работник несет материальную ответственность за ущерб, причиненный работодателю в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также заключенным между работником и работодателем договором о полной материальной ответственности.
Пунктом 2 приказа министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
Данным приказом утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с пунктом 7 которого конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено указание директора Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации № №, которое содержит требования о расчете и выплате дополнительного материального стимулирования гражданского персонала воинских частей (организаций), состоящих на финансовом обеспечении в управлениях (отделах) финансового обеспечения за третий квартал 2012 года в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 из объемов бюджетных средств исходя из фактической численности работающих и установленной расчетной суммы на одного работника. Согласно приложению к указанию, Сведения о численности и объеме бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала воинских частей и организаций складываются из штатной, фактической (сводная таблица).
Из телеграммы заместителя министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ следует, что дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации за первый квартал 2013 года в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010 выплачивается из объема бюджетных средств исходя из фактической численности работающих и установленной расчетной суммы на одного работника за первый квартал 2013 года. К телеграмме имеется приложение, согласно указанной таблице заполняются сведения о численности и объеме бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала по итогам работы за первый квартал 2013 года, в которой отражается численность гражданского персонала как штатная, так и фактическая.
ДД.ММ.ГГГГ указанием заместителя директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации № № установлено, что ежемесячное дополнительное материальное стимулирование в первом и втором квартале 2013 года отдельных категорий гражданского персонала в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 выплачивается из объемов бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование исходя из фактической численности работников (форма сведений прилагается). Сведения предоставляются ежемесячно к 25 числу. В форме сведений (таблица) фактическая численность работников складывается из работающих: на полную ставку; внешних совместителей на 0,5 ставки; внутренних совместителей на 0,5 ставки; на сокращенном рабочем дне по основному месту работы.
ДД.ММ.ГГГГ указанием Директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации №№ установлено, что дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала воинских частей (организаций) Министерства обороны Российской Федерации за третий квартал 2013 года в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010 выплачивается из объема бюджетных средств из фактической численности работающих и установленной расчетной суммы на одного работника за третий квартал 2013 года.
ДД.ММ.ГГГГ указанием Директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации №№ установлено, что дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации на второй квартал 2014 года в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 выплачивается из объема бюджетных на дополнительное материальное стимулирование исходя из фактической численности работающих и установленной расчетной суммы на одного работника во втором квартале 2014 года.
Материалами дела и объяснениями сторон установлено, что за работу во втором, третьем, четвертом кварталах 2013 года, втором квартале 2014 года, в том числе на оплату труда лиц гражданского персонала войсковых частей №, № Ахтубинского военного гарнизона, ФКУ Минобороны России «ДЭУ №№» выплачивалось дополнительное материальное стимулирование в виде премий.
Актом № № контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Филиала №1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» установлено, что в результате превышения испрашиваемых лимитов на выплату премии гражданскому персоналу в соответствии с вышеуказанным приказом Министерства обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 у войсковых частей №, №, №, ФКУ МО РФ «ДЭУ №№» выявлена неположенная выплата на общую сумму 1355000 рублей; неположенная выплата войсковой части № составила <данные изъяты> рублей, войсковой части № составила <данные изъяты> рублей, ФКУ Минобороны России «ДЭУ № №» составили <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей.
Согласно сведениям о численности и объеме бюджетных средств на войсковые части №, №, № и ФКУ МО РФ «ДЭУ №№», направленных на выплату дополнительного материального стимулирования гражданского персонала выявлено включение внутренних совместителей выполняющих должностные обязанности по вакантным должностям в фактическую численность работающих, что привело к превышению объемов финансирования на вышеуказанную выплату (раздел 2 Акта).
Аналогичные сведения содержатся в планах распределения денежных средств и распределения лимитов.
При проверке правильности начисления заработной платы гражданскому персоналу в порядке внутреннего совместительства установлено, что согласно приказов командиров войсковых частей №, №, № и начальника ФКУ МО РФ «ДЭУ № №» работники, выполняющие должностные обязанности по вакантным должностям внутреннего совместительства, были включены в приказы вышеуказанных командиров и начальников на выплату премий (раздел 3 Акта).
По данному факту на основании приказов Врио руководителя филиала № № ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» № №, № №, № № от ДД.ММ.ГГГГ проведено административное расследование, по результатам которого 18 июня 2015 года составлено заключение.
Указанным заключением установлено, что в нарушение должностных обязанностей <данные изъяты> ФИО1 причинен материальный ущерб в виде завышения испрашиваемых лимитов войсковой части № во втором квартале 2013 года на сумму <данные изъяты> рублей; войсковой части № во втором квартале 2014 года на сумму <данные изъяты> рублей; «ДЭУ № №» в третьем, четвертом кварталах 2013 года на сумму <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно, во втором квартале 2014 года на сумму <данные изъяты> рублей.
Обращаясь в суд с иском, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» требует обязать начальника отдела (по расчетам с личным составом) ФИО1 выплатить материальный ущерб, поскольку последним в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, выразившемся в недобросовестной проверке представленных из воинских частей и «ДЭУ №№» приказов, произведены незаконные выплаты дополнительного материального стимулирования внутренним совместителям.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Статьей 232 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальный ущерб, причиненный работодателю, может быть возмещен только при противоправном поведении (действии или бездействии) работника, под которым в законодательстве понимается поведение работника, противоречащее предписаниям правовых актов (норм), а также законным приказам и распоряжениям работодателя.
Действие признается противоправным, если оно запрещено нормой права.
Бездействие признается правонарушением, если допускается лицом, которое могло и должно было совершить определенные действия, но не совершило их, то есть бездействовало.
По трудовому законодательству противоправным является такое поведение работника, когда он не исполняет или неправильно исполняет свои трудовые обязанности, установленные законами, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными и техническими инструкциями и другими обязательными для работника правилами, приказами и распоряжениями работодателя (его представителя).
Оценивая действия (бездействие) работника с правовой точки зрения, необходимо четко определить круг его обязанностей по трудовому договору, поскольку материальная ответственность по нормам трудового права неразрывно связана с исполнением работником своих трудовых обязанностей и противоправность в его поведении имеет место только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения этих обязанностей.
В соответствии со статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему действительный ущерб. Недополученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В силу статьи 241 Трудового кодекса Российской Федерации за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
С учетом данных положений закона судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик ФИО1 при расчете суммы бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование гражданскому персоналу по приказу Министерства обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 исходил из руководящих указаний, поступающих от заместителя директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, Директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, заместителя министра обороны Российской Федерации, в которых рекомендовано производить расчет объема бюджетных средств исходя из фактической численности работающих, которая складывается из штатной и фактической, и установленной расчетной суммы на одного работника.
Вопреки доводам жалобы запрета на включение внутренних совместителей в фактическую численность работающих в названных документах не имеется.
Таким образом, судебная коллегия находит законным и обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных исковых требований. В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, получили свою оценку в решении суда первой инстанции, на существо оспариваемого решения не влияют.
Каких-либо иных убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» – без удовлетворения.