Дело №33-3858/2016
Апелляционное определение
г. Тюмень |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Лаврентьева А.А. |
судей | ФИО1 и ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Ишима на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 7 апреля 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО8, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО4, ФИО5, и ФИО6 - удовлетворить.
Признать распоряжение заместителя Главы города Ишима № 39-р от 20 января 2016 года «Об отказе в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным.
Признать право семьи ФИО8 в составе 4 человек: ФИО8, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма по категории «малоимущие».
Обязать Администрацию города Ишима включить семью ФИО8 в составе 4 человек: ФИО8, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, с момента подачи заявления для принятия на учёт.
Возвратить ФИО8 из бюджета муниципального образования - городской округ город Ишим государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления в суд, в размере <.......> рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., представителя Администрации г. Ишима ФИО7, просившую об удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО8, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5 и ФИО6, обратились в суд с иском о признании незаконным распоряжения Администрации г. Ишима и восстановлении в списке граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Требования мотивировала тем, что в декабре <.......> года обратилась в жилищный отдел МКУ «Управление имуществом и земельными ресурсами г. Ишима» с заявлением и пакетом документов для постановки их семьи по категории «малоимущие» на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. <.......> она получила уведомление <.......> от <.......> об отказе в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на то, что с учётом стоимости принадлежащего ей имущества, размер дохода превышает тысячекратный размер минимальной заработной платы. Считает данный отказ в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма незаконным, поскольку рассмотрение вопроса о признании их семьи нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по категории «малоимущие» Администрацией г. Ишима было осуществлено с нарушением действующего жилищного законодательства. Так, при исчислении порога «малоимущности» Администрация г. Ишима исходила из размера минимального размера оплаты труда, равному 100 рублям, тогда как Постановление Главы г. Ишима от <.......><.......> «Об установлении размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» не относится к федеральному законодательству, является муниципальным актом и не содержит информации о том, что устанавливает размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению в зависимости от размера минимальной заработной платы. В данном постановлении к размеру минимальной заработной платы привязаны не исчисление выплат и платежей, а размер стоимости находящегося в собственности имущества, что не подпадает под действие п.2 ст.5 Закона «О минимальном размере оплаты труда».
В судебном заседании истица ФИО8, действующая за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5 и ФИО6, на иске настаивала в полном объеме, указывая на то, что фактический размер доходов её семьи менее установленного для признания семьи малоимущей. Представитель ФИО8 ФИО9 в судебном заседании исковые требования также полностью поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации города Ишима ФИО10 в судебном заседании исковые требования Т-ных не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просила суд в иске отказать в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация г. Ишима.
В апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на незаконность и необоснованность принятого решения. Полагает, что согласно представленным документам, по состоянию на дату обращения с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, стоимость имущества принадлежащего ФИО8 и членам ее семьи превышает тысячекратный размер минимальной заработной платы, что не дает оснований для постановки на учет как малоимущие. Также судом не обоснованно указано, что расчет данного размера необходимо производить на каждого члена семьи.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ (п.3 и п.7 ст.13 Жилищного кодекса РФ).
В ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключённым ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, <.......> ФИО8 обратилась к директору департамента имущественных отношений и земельных ресурсов г. Ишима с заявлением о принятии её с составом семьи 4 человека, в том числе, детей ФИО6, ФИО4 и ФИО5 на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда города Ишима по категории малоимущие (л.д.16-21).
При подаче указанного заявления ФИО8 были представлены справки о доходах семьи (л.д.105,106,114,115,116,117), из которых следует, что среднедушевой доход её семьи составляет <.......>, что менее величины среднедушевого дохода, дающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных в Тюменской области, установленного в размере <.......> рублей (статья 2 Положения о пособии на ребёнка, утверждённого Постановлением Администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 года №159-пк).
Также ФИО8 были представлены документы о том, что ей принадлежит <.......> доли в праве долевой собственности на квартиру по адресу: <.......> (л.д.67,68,118), кадастровая стоимость данного имущества составляет <.......> (л.д.79), поэтому стоимость принадлежащих ей <.......> долей составляет <.......>, которая сторонами не оспаривалась.
Кроме того, согласно карточке учёта транспортного средства от <.......> ФИО8 является владельцем автомобиля <.......>, с государственным регистрационными знаком <.......> (л.д.70), стоимость данного автомобиля составляет <.......> (л.д.75), что никем из сторон по делу не оспаривалось.
Из сообщений налогового органа, инспекции гостехнадзора, Управления Росреестра следует, что в собственности её детей ФИО6, <.......> года рождения, ФИО4, <.......> года рождения, и ФИО5, <.......> года рождения имущества не значится (л.д.52-54,68,69,119,120,121).
Распоряжением заместителя Главы города Ишима по имуществу <.......> от <.......> в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ФИО8 отказано в связи с тем, что представленные ею документы не подтверждают право указанных граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.91).
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявление ФИО8 о признании незаконным данного распоряжения, возлагая на Администрацию г. Ишима обязанность включить истицу и членов её семьи в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, с момента подачи заявления для принятия на учёт, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что представленные истицей документы свидетельствуют о том, что размер дохода каждого члена семьи и стоимость принадлежащего им имущества менее тех пределов, которые установлены действующими нормативными актами.
Указанный вывод суда первой инстанции является обоснованным в части по следующим основаниям.
Согласно статье 8.1 Закона Тюменской области от 7 октября 1999 года №137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом.
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливается органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом.
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества определяется на момент подачи заявления о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, применяется порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи. При расчёте размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях настоящего Закона учитываются все виды доходов, установленные Правительством Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи.
Органы местного самоуправления признают гражданина малоимущим, если его доходы по независящим от него причинам (указанным в Законе Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» или признанным таковыми по решению органов местного самоуправления) ниже размера дохода и стоимости имущества, установленного органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по Тюменской области.
Согласно Постановлению Главы города Ишима от 23 января 2006 года №64 «Об установлении размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» следует, что в соответствии со статьями 14, 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8.1 Закона Тюменской области «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» от 7 октября 1999 года №137 (в редакции от 3 июня 2005 года), в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в размере величины прожиточного минимума на душу населения, установленного по Тюменской области на момент подачи заявления о принятии на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению, установлен в тысячекратном размере минимальной заработной платы, установленной на день подачи заявления о включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Положениями статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 2-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Вывод суда о том, что доход на одного члена семьи ФИО8 ниже величины прожиточного минимума является правильным, поскольку соответствует требованиям указанных выше нормативных актов и представленным по делу доказательствам. При этом данный вывод суда стороной истца в жалобе не оспаривается.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о том, что размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, приходящегося на каждого члена семьи, – <.......>, не превышает величины денежных средств и установленные нормы для признания семьи малоимущей (100.000 рублей на каждого члена семьи и 400.000 рублей в совокупности на всю семью), в связи с чем у Администрации г. Ишима не имелось законных оснований для отказа в признании истцов нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, судебная коллегия находит ошибочным вследствии неверного применения норм материального права.
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Тюменской области регулируется Законом Тюменской области от 7 октября 1999 года №137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».
Согласно ч.1 ст.8.4 Закона в целях признания граждан малоимущими, с учётом социально-экономического развития муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда и других факторов, орган местного самоуправления устанавливает максимальный размер дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Виды доходов, учитываемые при определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма определены в ст. 8.1 Закона.
В силу ч.3,4 ст.8.1 Закона отказ в признании гражданина малоимущим допускается в случае, если превышено одно из пороговых значений, указанных в статье 8.4 настоящего Закона.
Максимальный размер дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливается органами местного самоуправления.
Максимальный размер дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не может быть ниже размера, устанавливаемого в соответствии со статьей 8.1 настоящего Закона, и не может превышать устанавливаемого органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, определённом Правительством Тюменской области, размер, позволяющий таким гражданам и таким членам их семей приобрести жилое помещение в собственность за счёт собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования Тюменской области.
Постановлением Главы города Ишима от <.......><.......> «Об установлении размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи в размере величины прожиточного минимуму, размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению установлен в тысячекратном размере минимальной заработной платы (пороговое значение стоимости имущества с учётом применяемой базовой суммы исчисления минимального размера заработной платы, в соответствии со ст.5 ФЗ от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») – 100.000 рублей.
Указанными выше нормативными актами установлен предельный размер стоимости имущества, принадлежащего семье в целом, а не отдельно для каждого члена семьи (в отличии от размера доходов членов семьи), в связи с чем пороговое значение стоимости имущества в размере 100.000 рублей определяется для всей семьи, подающей заявление для принятия на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, поскольку установленное в нормативном акте пороговое значение стоимости имущества, исходя из существующих в данном районе сложившихся цен на жилые помещения, свидетельствует о возможности или невозможности семьи либо самостоятельно приобрести жильё от продажи принадлежащего семье имущества, либо приобрести его на заёмные денежные средства.
Как видно по делу, стоимость имущества, приходящегося на семью заявителя, составляет <.......>, что выше порогового значения 100.000 рублей, в связи с этим вывод суда об отсутствии оснований для отказа заявителю в признании малоимущими является неверным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у ответчика имелось законное основание для отказа истице и членам её семьи в принятии на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма по категории «малоимущие».
С учётом изложенного, апелляционная жалоба ответчика является обоснованной и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 7 апреля 2016 года отменить и принять по делу новое решение:
В удовлетворении иска ФИО8, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, и ФИО6 к Администрации г. Ишима о признании незаконным распоряжения <.......> от <.......>, принятии на учёт граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии: