ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3863/17 от 22.08.2017 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33-3863/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 22 августа 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Безуха А.Н.

судей Богониной В.Н., Литвиновой А.М.

при секретаре Гулевской О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области об обязании исключить в едином платежном документе строку сбора на капитальный ремонт

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 24 мая 2017 года

Заслушав доклад судьи Литвиновой А.М., выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшей приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с требованием к Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области об обязании исключить в едином платежном документе строку сбора на капитальный ремонт. В обоснование требования сослалась на то, что в единый платежный документ с января 2014 года и по настоящее время включается позиция (строка), связанная с оплатой взноса на капитальный ремонт. Действия по включению оплаты на капитальный ремонт, выставленной в ЕДП, предприняты Фондом содействия реформированию ЖКХ Белгородской области, что противоречит закону по следующим основаниям. Между ней и ответчиком договор не заключался, до настоящего времени собственникам помещения не поступало предложение по заключению таких договоров, следовательно, такого договора нет, и, предусмотренные законом основания для начисления и требования с истицы оплаты взносов в фонд капитального ремонта, не возникли. В связи с изложенным, включение в единый платежный документ строки «взнос на капитальный ремонт» не имеет законных оснований. Решение мирового судьи о взыскании с нее задолженности по оплате за капитальный ремонт вынесено с нарушением закона, потому как плата за капитальный ремонт для собственников жилья не является обязательной. Ответчик является фондом, а фонд учреждается на добровольные пожертвования. Конституция РФ не предусматривает плату за не несущие услуги, а значит долга у истицы нет. Истица является пенсионером, ветераном труда, пенсия – ее единственный доход, оплачивать авансом за неоказанные услуги не может.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое решение, которым ее исковые требования удовлетворить. Ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В суд апелляционной инстанции, будучи уведомлен надлежащим образом, не явился ответчик – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (извещен почтой, извещение получено 2.08.2017).

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав истицу, судебная коллегия приходит к следующему.

Пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентированы разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

В соответствии с частью 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются по истечении девяноста дней после дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации. До указанного срока порядок проведения и условия конкурса, указанного в части 3 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации, регламентирующее порядок проведения и условия данного конкурса, до настоящего времени не принято, поэтому данный порядок определяется субъектом Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч.3, 7 ст.170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Судом первой инстанции верно установлено, что собственниками помещений жилого дома <адрес> не принималось решение на общем собрании о перечислении взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, в связи с чем в силу ст.170 ЖК РФ, перечисление взносов на капитальный ремонт должно осуществляться на счет регионального оператора.

При этом, как следует из положений части 1 статьи 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно статье 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Постановлением Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 года №345-пп «Об утверждении адресной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014-2043 годы» в редакции от 19 августа 2013 года, опубликованной 27 августа 2013 года, утверждена адресная программа проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2016-2045 годы.

Из приложения №2 к указанному постановлению следует, что жилой дом № <адрес>, собственником квартиры в котором является истица, включен в адресный перечень домов, расположенных на территории Белгородской области, в соответствии с перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с учетом планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно п.3 Постановления Правительства Белгородской области от 19.08.2013 года №345-пп региональный оператор обязан обеспечить возможность внесения взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах начиная с 1 января 2014 года посредством включения указанного платежа в единый платежный документ путем заключения соответствующих договоров с организациями, осуществляющими выпуск единых платежных документов.

Жилой дом по <адрес> не признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, решение об изъятии земельного участка, расположенного под указанным жилым домом, и помещений жилого дома для государственных и муниципальных нужд не принималось.

Таким образом, оснований для освобождения собственников спорного жилого дома от уплаты взносов на капитальный ремонт не имеется.

Доводу о том, что взносы на капитальный ремонт носят добровольный характер и не являются обязательным платежом, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые заявлялись истцом в суде первой инстанции, они были проверены при разбирательстве дела и правильно признаны не основанными на законе и не подтвержденными материалами дела, по мотивам, подробно изложенным в решении суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 24 мая 2017 года по делу по иску ФИО1 к Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области об обязании исключить в едином платежном документе строку сбора на капитальный ремонт оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи