ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3863/2014 от 20.03.2014 Ростовского областного суда (Ростовская область)

  Судья Баташёва М.В. Дело № 33 – 3863/2014

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 20 марта 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам

 Ростовского областного суда в составе

 председательствующего судьи Порутчикова И.В.,

 судей Чайка Е.А., Абрамова Д.М.,

 при секретаре Романченко М.Г.,

 с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,

 заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по апелляционной жалобе Куницыной Н.Н. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 декабря 2013 года,

 УСТАНОВИЛА:

 Куницына Н.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону с исками к Территориальному управлению Росимущества в Ростовской области о признании недействительными результатов внеочередной аттестации и о восстановлении на службе, которые определением суда от 13 ноября 2013 года соединены в одно производство.

 В обоснование своих требований истица указала, что с 1 февраля 2005 года по 7 июня 2010 года она занимала должность и.о. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Ростовской области, а с 07 июня 2010 года - должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом.

 Впоследствии в наименовании должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА исключена приставка и.о. с 1 февраля 2005 года, как не соответствующая нормам действующего законодательства.

 Приказом от 3 октября 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН она была уволена со службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы.

 Своё увольнение истица считает незаконным по следующим основаниям.

 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1167 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов», с приказом Росимущества от 17 мая 2013 года № 133 «Об утверждении численности и фонде оплаты труда работников территориальных органов Федерального Агентства по управлению государственным имуществом» приказом Территориального управления Росимущества в Ростовской области от 22 июля 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утверждены его новая структура и штатное расписание.

 В связи с этим 23 июля 2013 года трём ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ТУ Росимущества в Ростовской области (Куницыной Н.Н., Ш.., Ц..) было вручено уведомление о сокращении замещаемых штатных должностей. По мнению истицы, направленное ей уведомление с предложением якобы имеющихся вакантных должностей исключительно низшей категории не соответствовало пункту 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», т.к. в нём отсутствовали имевшиеся на указанную дату вакантные должности в соответствии с новым штатным расписанием: 2 заместителей, 2 начальников отдела и т.д.

 В связи с введением новой структуры и штатного расписания 23 июля 2013 года был издан приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о проведении 26 августа 2013 года внеочередной аттестации ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ТУ Росимущества в Ростовской области.

 При проведении аттестации были допущены многочисленные нарушения установленного порядка проведения аттестации: представленный отзыв от 8 августа 2013 года об исполнении гражданским служащим - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Территориального управления Росимущества в Ростовской области Куницыной Н.Н. должностных обязанностей составлен в нарушение положений закона, носит субъективный характер, содержит недостоверные данные и ошибки.

 По мнению истицы, информация в отзыве об отсутствии профессиональной компетентности, организаторских способностей, ответственности за порученный участок работы, а также о морально-психологическом климате в целом в коллективе ТУ является надуманной, носит субъективный характер. Причиной данных безосновательных положений отзыва Куницына Н.Н. считает умышленное искажение выполнения служебных обязанностей для её дискредитации.

 В связи с этим ею 22 августа 2013 года в аттестационную комиссию было направлено заявление о несогласии с предоставленным отзывом с приложением информации о выполненных ею поручениях, о профессиональной служебной деятельности и подготовленных документах, подтверждающих, что должностные обязанности выполнялись ею качественно, своевременно, нареканий не поступало.

 Кроме того, истица указывает, что аттестация была проведена с нарушениями норм действующего законодательства, в ходе неё были сокрыты должностные злоупотребления, установленные правоохранительными органами нарушения при исполнении должностных обязанностей двумя другими заместителями руководителя - Ш. и Ц.

 Истица считает, что состав аттестационной комиссии не соответствовал закону, а формулировки ответов на вопросы в аттестационном листе не соответствовали ответам, данным на заседании аттестационной комиссии.

 На её служебную записку от 24 июля 2013 года о предоставлении для ознакомления новых структуры, штатного расписания Территориального управления в Ростовской области получен отказ.

 В нарушение закона, в уведомлении о сокращении замещаемых штатных должностей от 3 октября 2013 года содержится информация о возможности участия в конкурсе на замещение вакантной должности, тогда как при назначении гражданского служащего на иную должность при сокращении должностей гражданской службы конкурс не проводится.

 Более того, истица считает, что представителем нанимателя не было учтено её преимущественное право на оставление на службе при сокращении в связи с организационно-штатными мероприятиями.

 Две должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА были вакантны с 2005 года (вторая - с 2008 года). Приём на указанные должности осуществлялся уже после принятия Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1167 об оптимизации численности государственных служащих. Стаж её государственной гражданской службы составляет 23 года, что значительно выше стажа двух других ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА - Ц. и Ш., при этом Ц. имеет дисциплинарное взыскание за нарушения при реализации арестованного и конфискованного имущества в 2012 году, а проверкой Росфиннадзора в Ростовской области установлены грубые нарушения финансовой дисциплины, которую курировала Ш.

 Таким образом, истица имеет больший стаж и опыт работы в должности государственного служащего - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ТУ Росимущества в Ростовской области, к дисциплинарной ответственности за время работы в занимаемой должности с 1 февраля 2005 г. не привлекалась, проверки правоохранительных, надзорных органов по факту ненадлежащего выполнения ею должностных обязанностей не проводились, что даёт ей преимущественное право по отношению к другим государственным служащим на оставление в той должности, которую она занимала.

 Помимо этого, при проведении сокращения штатов был нарушен порядок увольнения с занимаемой должности, т.к. назначение на должность и освобождение от должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Территориального управления должно быть проведено по согласованию с Центральным аппаратом Росимущества; не были предложены вакантные должности гражданской службы, хотя они имелись в наличии в соответствии с новым штатным расписанием.

 По этим основаниям, уточнив в ходе рассмотрения дела свои требования, истица просила суд признать незаконными приказы ТУ Росимущества в Ростовской области о проведении аттестации от 23 июля 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, об увольнении от 3 октября 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, о назначении на должности от 27 августа 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, признать результаты внеочередной аттестации в Территориальном управлении Росимущества в Ростовской области (протокол заседания аттестационной комиссии ТУ Росимущества в Ростовской области от 26 августа 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, аттестационный лист от 26 августа 2013 года, отзыв от 8 августа 2013 года) недействительными, и восстановить её на работе в ранее занимаемой должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ТУ Росимущества в Ростовской области.

 Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения всех заявленных требований.

 Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 декабря 2013 года в иске отказано.

 Принимая решение, суд установил, что ФИО1 с 1 февраля 2005 года замещала должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом.

 Приказом ТУ Росимущества в Ростовской области от 22 июля 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с 24 сентября 2013 года введены новое штатное расписание и структура ТУ Росимущества в Ростовской области, сокращены численность государственных гражданских служащих и должности, в том числе одна должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ТУ Росимущества в Ростовской области.

 На момент издания указанного приказа в ТУ Росимущества в Ростовской области было три должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, которые замещали ФИО1, Ш., Ц.

 23 июля 2013 года в адрес ФИО1 было направлено уведомление о предстоящем сокращении с разъяснением возможности замещения другой должности государственной гражданской службы. С указанным уведомлением ФИО1 ознакомлена в тот же день, о чем имеется её собственноручная подпись.

 21 августа 2013 года в адрес ФИО1 направлено повторное уведомление о предстоящем сокращении штатов с предложением перечня вакантных должностей. С указанным уведомлением ФИО1 также была ознакомлена 21 августа 2013 года, о чём поставила свою подпись, выразив несогласие в письменном виде.

 В связи с введением новой структуры и штатного расписания ТУ Росимущества в Ростовской области и соответствующим сокращением должностей государственной гражданской службы приказом от 23 июля 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на 26 августа 2013 года было назначено проведение внеочередной аттестации ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ТУ Росимущества в Ростовской области., утверждены список государственных гражданских служащих (ФИО1, Ш., Ц.), состав комиссии для проведения аттестации, перечень нормативных правовых актов и локальных актов ТУ Росимущества в Ростовской области для проведения аттестации, а также установлен перечень необходимых документов для проведения аттестации, а именно: отзывы об исполнении должностных обязанностей, документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы, квалификацию.

 По итогам заседания комиссии для проведения внеочередной аттестации приказом от 27 августа 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Ш.. и Ц. переведены с 24 сентября 2013 года на должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ТУ Росимущества в Ростовской области, как имеющие преимущественное право оставления в занимаемой должности.

 ФИО1 была признана не соответствующей занимаемой должности, в связи с чем, при наличии её согласия, подлежала переводу на другую должность согласно списку вакантных должностей ТУ Росимущества.

 Уведомлением от 27 августа 2013 года в адрес ФИО1 с учетом результатов проведённой аттестации и приказа от 27 августа 2013 года № 141-к было направлено соответствующее уведомление с перечнем вакантных должностей для перевода, которое получено ФИО1 29 августа 2013 года.

 3 октября 2013 года в адрес ФИО1 было направлено очередное уведомление о сокращении штатов и перечень вакантных должностей с учетом её квалификации, профессионального образования и стажа работы, которое получено ФИО1 3 октября 2013 года.

 Приказом от 3 октября 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ввиду неполучения согласия ФИО1 на перевод на другую государственную гражданскую должность в ТУ Росимущества в Ростовской области, действие служебного контракта с ней прекращено, ФИО1 освобождена от занимаемой должности согласно пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 Разрешая заявленные требования, суд руководствовался Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и исходил из того, что работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закреплённые трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

 Суд указал, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

 Анализ представленных ответчиком доказательств позволил суду прийти к выводу о соблюдении процедуры расторжения служебного контракта с истицей в связи с сокращением штатов.

 Относительно доводов о несогласии ФИО1 с результатами проведённой аттестации, и как следствие, с увольнением в связи с сокращением штата, суд сослался на протокол заседания комиссии для проведения внеочередной аттестации в ТУ Росимущества в Ростовской области от 26 августа 2013 года. В ходе заседания были исследованы справки-объективки, отзывы об исполнении должностных обязанностей, документы, касающиеся деятельности всех аттестуемых, а также заявление ФИО1 о несогласии с отзывом и дополнительно представленные ею документы на 114 листах.

 Так, согласно отзыву руководителя ТУ Росимущества в Ростовской области Ф., за период с 2009 по 2012 г., когда ФИО1 курировала деятельность отдела реестра и работы с учреждениями и организациями, в отделе росло количество просроченных писем, в базу данных реестра федерального имущества необоснованно не вносились сведения о федеральном имуществе либо вносились с нарушением установленных законодательством сроков.

 Сложившаяся ситуация была связана с отсутствием взаимопонимания между начальником и сотрудниками отдела реестра и работы с учреждениями и организациями, с одной стороны, и заместителем руководителя ФИО1 с другой стороны, её предвзятым отношением к подготавливаемым сотрудниками отдела документам, что свидетельствует о недостаточных организаторских способностях ФИО1

 За период с 5 сентября 2011 года по 13 июля 2012 года, когда ФИО1 курировала деятельность отдела экспертизы и оценки, из 98 выданных ею заключений на отчеты об оценке - 80 отрицательных. На 26 выданных отрицательных заключений оценщиками и правообладателями федерального имущества были направлены жалобы в Территориальное управление и прокуратуру Ростовской области, по которым проводилась служебная проверка. По результатам служебной проверки комиссией установлено, что выдача отрицательных заключений связана с отсутствием специального оценочного образования у заместителя руководителя ФИО1

 При проведении проверки Росимуществом в июле 2013 года комиссией было отмечено, что в действиях ФИО1 усматривается преднамеренный срыв сделок аренды федерального имущества, который приводит к недополучению федеральным бюджетом доходов от аренды. В настоящее время служебная деятельность ФИО1 связана исключительно с подготовкой (еженедельно) информации об изменениях законодательства в сфере деятельности Территориального управления (в виде служебных записок) из СПС «Консультант-плюс».

 За время службы в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Территориального управления ФИО1 не зарекомендовала себя с точки зрения профессиональной компетентности. Курируя различные направления деятельности Территориального управления, она не осознавала ответственности за последствия своих действий (бездействия); не могла организовать работу коллектива и направить деятельность сотрудников на осуществление поставленных перед Территориальным управлением задач, не смогла создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат. В связи с этим ФИО1 признана не соответствующей замещаемой должности.

 Оценивая доводы о наличии у неё преимущественного права на оставление на государственной гражданской службе, суд признал их несостоятельными, поскольку представителем работодателя учитывались квалификация, уровень профессионального образования, стаж работы, результаты профессиональной деятельности, а также результаты внеочередной аттестации, при проведении которой были изучены указанные необходимые условия по всем трём аттестуемых заместителям руководителя ТУ Росимущества, по результатам которой было принято решение о несоответствии ФИО1 занимаемой должности государственной гражданской службы с правом перевода на иную должность государственной гражданской службы.

 Суд также установил, что предусмотренная законом обязанность по предоставлению государственному гражданскому служащему в порядке замещения иной должности государственной гражданской службы ответчиком была исполнена, истица за два месяца до увольнения в письменном виде была уведомлена о предстоящем сокращении должности и увольнении, ей были предложены иные должности и после проведения внеочередной аттестации, что она не отрицала в ходе судебного разбирательства, от замещения предложенных вакантных должностей она отказалась, право на заключение служебного контракта на предложенную вакантную должность истицей использовано не было, в связи с чем работодатель правомерно расторг с ней служебный контракт.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая на то, что решение немотивированно, судом дана ненадлежащая оценка представленным ею доказательствам, ходатайство об истребовании новых доказательств не удовлетворено, суд не применил закон, подлежащий применению, не учтены нарушения порядка проведения аттестации, не рассмотрены доказательства недостоверности сведений о стаже, не дана оценка её профессиональной служебной деятельности, не учтено качественное исполнение ею должностных обязанностей, ненадлежаще применены критерии отбора работников для установления преимущественного права на оставление на работе, не рассмотрены доказательства нарушения порядка увольнения.

 По правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав ФИО1, представителей ТУ Росимущества в Ростовской области ФИО2 и ФИО3, заключение прокурора, полагавшего, что основания для отмены решения отсутствуют, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

 Из статьи 31 указанного Федерального закона следует, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы (часть 1).

 Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4).

 Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).

 В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6).

 Таким образом, из статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что предпосылкой прекращения служебного контракта по указанному основанию являются мероприятия по сокращению должностей государственной гражданской службы, связанные, в том числе, с реорганизацией государственного органа либо изменением его структуры, цель которых - оптимизация численности и состава государственных гражданских служащих и повышение эффективности работы государственного органа.

 При этом указанный Федеральный закон не возлагает на представителя нанимателя обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, наниматель лишь имеет право предложить иную должность. Указанный Закон также не содержит требований к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности.

 Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года N 14-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 472-О-О и от 19 января 2011 года N 48-О-О).

 Как следует из содержания статьи 31 этого же Закона, предоставление для замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе может быть реализовано путем предложения из числа имеющихся на данный момент вакантных должностей при соблюдении обязательного условия соответствия предусмотренных по ним квалификационных требований индивидуальным характеристикам гражданского служащего.

 Это означает, что гражданскому служащему может быть предложена любая должность в диапазоне соответствия квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы по специальности, имеющихся у гражданского служащего, квалификационным требованиям той должности, по которой ему предоставляется возможность её замещения, что не исключает возможности предложения должности более низкого статуса, чем занимаемая им ранее.

 Установление в качестве критериев отбора гражданских служащих для замещения должности гражданской службы более высоких квалификации, уровня профессионального образования, большей продолжительности стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направления подготовки и более высоких результатов профессиональной служебной деятельности имеет целью как предоставление дополнительных мер защиты трудовых прав лицам, имеющим более высокие результаты служебной деятельности и лучшие профессиональные качества, а также поддержание интереса представителя нанимателя в продолжении отношений с наиболее квалифицированными и эффективно работающими гражданскими служащими.

 Из статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

 В целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы проводится аттестация.

 Согласно статье 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (часть 2).

 Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года (часть 4).

 Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе (пункт 1 части 5).

 Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия (часть 9).

 В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии (часть 10).

 Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне (часть 11).

 Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения (часть 12).

 По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

 1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы (часть 15).

 Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 18).

 Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации (часть 19).

 Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.

 Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии (пункт 16).

 Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

 Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

 При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности (пункт 17).

 Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

 Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается (пункт 18).

 Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы (пункт 19).

 По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

 а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

 б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

 в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

 г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы (пункт 20).

 Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

 Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

 Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

 Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего (пункт 21).

 Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 25).

 Таким образом, оценка уровня квалификации гражданского служащего, его деловых качеств осуществляется коллегиально, на основе определённых критериев, при этом дополнительной гарантией его прав является то, что гражданскому служащему предоставляется возможность ознакомиться с отзывом об исполнении им должностных обязанностей. Аттестационная комиссия, решая возложенные на неё задачи, делает вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности. Для того чтобы прийти к определенному решению, аттестационная комиссия оценивает его деловые качества, в первую очередь, его профессиональный уровень, организационные способности, навыки, требуемые для выполнения должностных обязанностей.

 Судом установлено и материалами дела подтверждается, что нарушений процедуры проведения аттестации, в том числе тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, ответчиком не допущено. Аттестация ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Территориального управления проведена комиссией, созданной в установленном законом порядке, в соответствии с нормативной базой, регулирующей данные правоотношения, выводы аттестационной комиссии соответствуют письменным документам, характеризующим исполнение гражданскими служащими должностных обязанностей за аттестационный период, с учётом заявления гражданского служащего ФИО1 о несогласии с отзывом и дополнительно представленных ею документов.

 Доводы истицы о том, что судом не дана оценка её профессиональной служебной деятельности, не учтено качественное исполнение ею должностных обязанностей, ненадлежаще применены критерии отбора работников для установления преимущественного права на оставление на работе, не могут быть приняты во внимание.

 Как установлено вышеприведёнными нормативными актами, обжалованию в судебном порядке подлежат только результаты аттестации, т.е. в данном случае само решение аттестационной комиссии о несоответствии истицы замещаемой должности гражданской службы.

 Из материалов дела следует, что вывод о несоответствии ФИО1 замещаемой должности сделан с учётом оценки её соответствия квалификационным требованиям по должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом, её участия в решении поставленных задач, сложности выполняемой ею работы, её эффективности и конкретных результатов. Районным судом обоснованно учтено, что оценка эффективности и качества выполнения работы конкретным гражданским служащим является прерогативой представителя нанимателя.

 При таком положении оснований сомневаться в правомерности приказов от 23июля 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о проведении аттестации, от 27августа 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о назначении на должности, а также результатов внеочередной аттестации в Территориальном управлении Росимущества в Ростовской области (протокола заседания аттестационной комиссии ТУ Росимущества в Ростовской области от 26 августа 2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, аттестационного листа от 26 августа 2013 года, отзыва от 8 августа 2013 года) у судебной коллегии не имеется.

 Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть с ним служебный контракт. В данном случае гражданский служащий ФИО1 отказалась от предложенных ей для замещения вакантных должностей гражданской службы, в связи с чем действия представителя нанимателя по её увольнению соответствуют требованиям закона.

 Доводы апеллянта о наличии у неё права на занятие вакантной должности главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, судебной защиты и кадров независимо от проведения конкурса не могут быть приняты во внимание.

 В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

 Пунктом 4 части 2 статьи 22 того же Закона установлено, что конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона.

 Как указывалось выше, в части 1 статьи 31 указанного Закона речь идёт о тех гражданских служащих, отношения с которыми продолжаются при сокращении должностей гражданской службы ввиду наличия у них соответствующих уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности. Таким образом, конкурс не должен проводиться для тех служащих, которые имеют преимущественное право на замещение должности гражданской службы.

 В данном случае, как следует из материалов дела, указанная вакансия была образована после 24 сентября 2013 года, ФИО1 преимущественного права на замещение указанной должности гражданской службы не имела, предложением на участие в конкурсе на занятие этой должности не воспользовалась.

 В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2005 года указано, что при сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие.

 Учитывая изложенное, судебная коллегия находит вывод суда в указанной части правомерным.

 Из материалов дела следует, что определённая действующим законодательством процедура увольнения государственного служащего в связи с сокращением штата соблюдена: о предстоящем увольнении истица письменно, под расписку извещена за два месяца; несоответствие ФИО1 занимаемой должности вследствие её недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведённой в порядке, установленном законодательством о государственной гражданской службе; ей были предоставлены возможности замещения иной должности гражданской службы с учетом уровня её квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы; право на заключение служебного контракта по конкурсу реализовано ею не было.

 При таком положении оснований считать, что трудовые права истицы были нарушены в результате неправомерных действий ответчика, не имеется, в связи с чем вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия находит соответствующим закону и обоснованным.

 Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведённым в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения. Нарушений норм материального, гражданского процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.

 Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 декабря 2013 года оставить без изменения апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи