ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3866 от 06.11.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

№33-3866 Судья Петрова О.О. 2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 ноября 2015 г. г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Комаровой Ю.В. и Цветкова В.В.

при секретаре судебного заседания Соколовской А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Цветкова В.В.

дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Андреапольского районного суда Тверской области от 8 июля 2015 г., которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Федеральному казённому учреждению «Лечебное исправительное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области, Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) об обязании восстановить истицу в должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны и компенсации понесенных убытков по денежному довольствию за период с ДД.ММ.ГГГГ по момент восстановления в должности, о признании работы комиссии по сокращению от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ЛИУ УФСИН России по Тверской области незаконной и отмене ее решения, о признании незаконным и отмене приказа ФКУ ЛИУ УФСИН России по Тверской области -лс от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в распоряжение сотрудников уголовно-исполнительной системы, оставить без удовлетворения».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному казённому учреждению «Лечебное исправительное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (далее - ФКУ ЛИУ-8, работодатель) о восстановлении в должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны и компенсации понесённых убытков по денежному довольствию за период с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления в должности, о признании работы комиссии по сокращению от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ЛИУ-8 незаконной и отмене её решения, о признании незаконным и отмене приказа ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ-лс о зачислении в распоряжение сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в период учебного отпуска истец была выведена в распоряжение с занимаемой должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ Лиу-8 в связи с организационно-штатными мероприятиями по сокращению. По выходу из учебного отпуска ДД.ММ.ГГГГ ей были предложены должности младшего инспектора отдела охраны и младшего инспектора отдела безопасности со ссылкой на то, что иных вакантных должностей нет. Поскольку ей сообщили о сокращении всех младших инспекторов 2 категории отдела охраны, она согласилась занять должность младшего инспектора отдела охраны. ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что не все должности младших инспекторов 2 категории были сокращены, 10 таких единиц остались в штате и были вакантны на ДД.ММ.ГГГГ. Ей не было предоставлено преимущественное право на оставление в ранее занимаемой должности, в то время как она является <данные изъяты>, является единственным кормильцем. На заседании комиссии по сокращению ФКУ ЛИУ-8 она не присутствовала, комиссия не учла её образование, деловые качества и семейное положение. Её обращение от ДД.ММ.ГГГГ к ответчику о восстановлении в должности рассмотрено не было. Работодатель нарушил запрет на увольнение работника в период его отсутствия по уважительным причинам и скрыл то обстоятельство, что сокращаются не все должности младших инспекторов 2 категории отдела охраны. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ей не были предложены вакантные должности младшего инспектора 2 категории, инструктора-кинолога, ветеринарного фельдшера, начальника кинологического отделения и другие должности, включая замещение должностей сотрудников, находящихся в отпусках по уходу за ребёнком. ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что в связи с увольнением сотрудника стала вакантна должность младшего инспектора 2 категории. Она вновь обратилась к ответчику с рапортом о назначении её на освободившуюся должность, который рассмотрен не был.

Определением суда от 11 июня 2015 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> (далее - УФСИН по <адрес>) и Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России).

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала.

Ответчики УФСИН России по Тверской области и ФСИН России, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, а также указали на соблюдение закона при проведении организационно-штатных мероприятий в ФКУ ЛИУ-8.

Представители ответчика ФКУ ЛИУ-8 ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебном заседании иск не признали, ссылаясь на то, что к спорным правоотношениям подлежат применению Закон РФ от 25 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утверждённая приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76. На основании поступившего 27 марта 2015 г. в УФСИН по Тверской области приказа ФСИН России от 26 марта 2015 г. № 197 «О внесении изменений в штатные расписания учреждений, непосредственно подчинённых УФСИН по Тверской области» ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ЛИУ-8 состоялось заседание комиссии по сокращению штатов. По предложению непосредственного руководителя истца - заместителя начальника учреждения - начальника отдела охраны ФИО13 было принято решение зачислить ФИО1 в распоряжение. Данное предложение было доведено до истца, которой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен учебный отпуск. ФИО1 не присутствовала на заседании комиссии, но была на общем собрании работников, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, на котором ей начальником ОК и РЛС ФКУ ЛИУ-8 ФИО12 лично было вручено уведомление об увольнении. ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по сокращению было принято решение о переводе работников с должностей младших инспекторов 1 категории на должности младших инспекторов 2 категории и с должностей младшего инспектора 2 категории на должности младших инспекторов без категории. Младший сержант внутренней службы ФИО14 являлась нетрудоспособной, и поэтому предполагалось, что по выходу на работу ей будет предложена должность младшего инспектора 2 категории отдела охраны. Ещё два сотрудника переходили с младшего инспектора 1 категории в распоряжение. ДД.ММ.ГГГГФИО1 ознакомлена с приказом ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ-лс о зачислении в распоряжение. ДД.ММ.ГГГГ с ней проведена беседа, предложены вакантные должности, составлен лист собеседования, и она согласилась с предложенной должностью младшего инспектора отдела охраны ФКУ ЛИУ-8, о чём имеется её письменное согласие в листе собеседования и рапорт о назначении на должность с ходатайством заместителя начальника ФКУ ЛИУ-8 - начальника отдела охраны ФИО13. ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена на должность младшего инспектора отдела охраны, ознакомлена с приказом ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ-лс о назначении на должность, возражений не заявляла. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была нетрудоспособна. Справку от ДД.ММ.ГГГГ о беременности истец впервые представила работодателю ДД.ММ.ГГГГ и повторно - ДД.ММ.ГГГГ

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе истца ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, а также на то, что работодатель нарушил запрет на увольнение работника в период беременности и нахождения в отпуске; не рассмотрел вопрос о наличии у неё преимущественного права на оставление на службе; сократил больше сотрудников, чем предписывалось приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ; ввёл её в заблуждение относительно действительного количества сокращаемых должностей младших инспекторов 2 категории отдела охраны; не предложил все имеющиеся на ДД.ММ.ГГГГ вакантные должности, отвечающие её квалификации.

Относительно апелляционной жалобы ответчиком ФКУ ЛИУ-8 поданы возражения, в которых он просит оставить жалобу без удовлетворения, полагая её доводы несостоятельными, а решение суда - без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения истца ФИО1 и её представителя ФИО15, поддержавших доводы жалобы, представителей ответчиков ФКУ ЛИУ-8 ФИО12, ФИО10, ФИО11, УФСИН России по Тверской области и ФСИН России ФИО66., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора ФИО16 об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В соответствии с частью 1 стати 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда первой инстанции не в полной мере отвечает указанным требованиям.

Прохождение службы в органах уголовно-исполнительной системы регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I (далее - Положение о службе в ОВД), Инструкцией о порядке применения Положения о службе в ОВД в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утверждённой приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76 (далее - Инструкция), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия прохождения службы в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС), и контрактом о службе в УИС.

В соответствии с пунктом «е» статьи 58 Положения о службе в ОВД увольнение сотрудников ОВД по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел допускается в случае невозможности использования сотрудника по службе.

Согласно пункту «в» части 1 статьи 16 Положения о службе в ОВД перемещение сотрудника ОВД на нижестоящую должность по службе производится при сокращении штатов в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия сотрудника ОВД.

В пункте 17.5 Инструкции указано, что увольнение по сокращению штатов (пункт «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в ОВД) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников при их отказе от перемещения по службе.

Согласно пункту «е» части 1 статьи 16 Положения о службе в ОВД перемещение сотрудника ОВД дел по службе производится в том числе при зачислении в распоряжение.

В силу пункта «а» части 1, пункта «а» части 2, части 3 статьи 16.1 Положения о службе в ОВД, пункта 8.6 Инструкции сотрудник УИС может находиться в распоряжении в случае нахождения за штатом (в случае сокращения численности или штата) не более 2 месяцев или срока действия контракта, заключенного с сотрудником по сокращённой должности, в который не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.

Перемещение по службе сотрудника во всех случаях оформляется приказомначальника соответствующего ОВД с указанием основания перемещения. Приказ объявляется сотруднику под расписку. Служебные отношения с сотрудником по прежнему месту службы сохраняются до назначения его на должность приказом по новому месту службы (часть 3 статьи 16 Положения о службе в ОВД).

Перемещение по службе сотрудника производится на основании указа Президента Российской Федерации, приказа за подписью Министра юстиции Российской Федерации, директора ФСИН России, его заместителя, руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о назначении или освобождении от должности в соответствии с номенклатурой должностей. Приказы о перемещении по службе сотрудников издаются с указанием основания перемещения. Если перемещение производится по инициативе начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, то составляется представление к перемещению и аттестация, а по инициативе сотрудника - рапорт, который составляется в произвольной форме (пункт 8.1 Инструкции).

При зачислении сотрудника в распоряжение учреждений и органов УИС при проведении организационно-штатных мероприятий он освобождается от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями для решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы в учреждениях и органах УИС или увольнении. Сотрудник может быть зачислен в распоряжение при проведении одного из следующих видов организационно-штатных мероприятий: ликвидации учреждения или органа УИС; сокращении численности или штата его сотрудников. Основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение является постановление Правительства Российской Федерации, приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний или территориального органа ФСИН России о ликвидации конкретного учреждения или органа УИС либо о проведении организационно-штатного мероприятия в конкретном учреждении или органе УИС. При сокращении штата учреждения или органа УИС высвобождающиеся сотрудники могут зачисляться в распоряжение этого или иного учреждения или органа УИС по согласованию с его начальником при наличии вакантных должностей (пункт 8.6 Инструкции).

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 являлась стажёром по должности ветеринарного фельдшера кинологической группы отдела охраны ФКУ ЛИУ-8, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в должности ветеринарного фельдшера кинологической группы отдела охраны ФКУ ЛИУ-8, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-8 (л.д. 42 т. 1).

Приказом УФСИН по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО1 присвоена квалификационная категория специалист 3 класса (л.д. 38 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен контракт сроком на 5 лет на прохождение службы в ФКУ ЛИУ-8 в должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны (л.д. 43-44 т. 1).

Приказом УФСИН по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ-лс ФИО1 присвоено квалификационное звание специалист 2 класса с выплатой ежемесячной надбавки в размере 10% от должностного оклада с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36 т. 1).

Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание ФКУ ЛИУ-8, предусматривающее в отделе охраны 12 должностей младших инспекторов 1 категории с должностным окладом <данные изъяты>. в месяц, 25 должностей младших инспекторов 2 категории с должностным окладом <данные изъяты> руб. (л.д. 87-93 т. 1).

Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание ФКУ ЛИУ-8, утверждённое приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения, согласно которым подлежала сокращению должность ветеринарного фельдшера в кинологическом отделении отдела охраны и вводилась должность главного ветеринарного врача во вновь созданной ветеринарной службе (л.д. 94-97 т. 1).

Приказом ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по сокращению штата и численности работников ФКУ ЛИУ-8 в составе заместителя начальника ФКУ ЛИУ-8 ФИО10, начальника отдела кадров и работы с личным составом ФИО12, заместителя начальника ФКУ ЛИУ-8 ФИО13, главного бухгалтера ФИО17, заместителя начальника ФКУ ЛИУ-8 ФИО18, юрисконсульта ФИО11, временно исполняющего обязанности заместителя начальника ФКУ ЛИУ-8 ФИО19, начальника отдела организации труда о заработной платы осужденных ФИО20, заместителя начальника ФКУ ЛИУ-8 ФИО57, а также предусмотрена возможность в отсутствие постоянно действующих членов комиссии допускать привлечение к работе комиссии лиц, их замещающих (л.д. 189-190 т. 1).

Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание ФКУ ЛИУ-8, утверждённое приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения, согласно которым подлежали сокращению в группе надзора отдела безопасности: 3 должности младшего инспектора 1 категории с должностным окладом <данные изъяты> руб. в месяц, 5 должностей младшего инспектора 2 категории с должностным окладом <данные изъяты> руб. в месяц, с одновременным введением в ту же группу 10 должностей младших инспекторов с должностным окладом <данные изъяты> руб. в месяц; подлежали сокращению в отделе охраны: 7 должностей младшего инспектора 1 категории с должностным окладом <данные изъяты> руб. в месяц, 15 младших инспекторов 2 категории с должностным окладом <данные изъяты> руб. в месяц, с одновременным введением в тот же отдел 22 должностей младшего инспектора с должностным окладом <данные изъяты> руб. в месяц (л.д. 98-103 т. 1).

Таким образом, представленными в деле доказательствами нашёл своё подтверждение факт сокращения штата сотрудников ФКУ ЛИУ-8 на основании приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ о проведении организационно-штатного мероприятия в конкретном учреждении УИС - ФКУ ЛИУ-8.

Как следует из протокола заседания комиссии по сокращению штата и численности работников ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ на этом заседании при рассмотрении вопроса о сокращении должностей на основании приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ по предложению начальника отдела охраны ФИО21 принято решение по отделу охраны оставить на должности младшего инспектора 1 категории ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, на должности младшего инспектора 2 категории ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31; назначить на должность младшего инспектора 2 категории ФИО32, ФИО33, на должность младшего инспектора ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47; зачислить в распоряжение ФИО48 (находится в отпуске, в дальнейшем будет предложена должность младшего инспектора 2 категории отдела охраны), ФИО49 (находится в отпуске, в дальнейшем будет предложена должность младшего инспектора 2 категории отдела охраны), ФИО50 (от предложенных вакантных должностей отказался), ФИО51 (находится в отпуске, в дальнейшем будет предложена должность младшего инспектора отдела охраны), ФИО52 (находится в отпуске, в дальнейшем будет предложена должность младшего инспектора отдела охраны), ФИО14 (находится в отпуске, в дальнейшем будет предложена должность младшего инспектора 2 категории отдела охраны), ФИО53 (находится на больничном, в дальнейшем будет предложена должность младшего инспектора 2 категории отдела охраны), ФИО54 (находится в отпуске, в дальнейшем будет предложена должность младшего инспектора отдела охраны), ФИО1 (находится в отпуске, в дальнейшем будет предложена должность младшего инспектора отдела охраны) (л.д. 69-71 т. 2).

ДД.ММ.ГГГГ начальник <данные изъяты> отдела кадров и работы с личным составом ФКУ ЛИУ-8 ФИО12 обратилась к начальнику ФКУ ЛИУ-8 с рапортом о зачислении в распоряжение ФКУ ЛИУ-8 с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО14, ФИО53, ФИО54, ФИО1 (л.д. 62 т. 2).

В связи с этим у работодателя имелись основания для издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ-лс о зачислении в распоряжение перечисленных сотрудников ФКУ ЛИУ-8, в том числе ФИО1, занимавшей сокращаемую должность младшего инспектора 2 категории отдела охраны, с ДД.ММ.ГГГГ с освобождением от должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-8. С данным приказом ФИО1 ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56-58 т. 1).

Одновременно с ознакомлением сотрудника с приказом о зачислении в распоряжение он в установленном порядке уведомляется о возможном увольнении со службы под роспись. Начальником учреждения или органа УИС или по его поручению одним из заместителей начальника учреждения или органа УИС в присутствии представителей кадрового и правового подразделений, а также начальника соответствующего структурного подразделения проводится собеседование с сотрудниками, находящимися в распоряжении учреждения, органа УИС. В ходе собеседования сотрудникам разъясняются: порядок проведения организационно-штатных мероприятий; основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в учреждениях и органах УИС; порядок возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями; права и гарантии социальной защиты сотрудника, зачисленного в распоряжение или увольняемого со службы в учреждениях и органах УИС. Сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данном или ином учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, по согласованию с его начальником, обязанности по которым он может выполнять с учётом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от неё должны быть зафиксированы в письменной форме. Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования (пункт 8.6 Инструкции).

Приказом ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 на основании справки-вызова от ДД.ММ.ГГГГ, рапорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен дополнительный отпуск для прохождения промежуточной аттестации как студенту заочного отделения Московского гуманитарно-экономического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47, 48, 37 т. 1).

Согласно справке автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Московский гуманитарно-экономический институт» ФИО1 находилась на обучении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46 т. 1).

Согласно справке ФКУ ЛИУ-8 на ДД.ММ.ГГГГ вакантными являлись должности аттестованного состава: заместитель начальника ФКУ ЛИУ-8, начальник отдела безопасности, старший инженер группы ИТО, связи и вооружения отдела охраны, начальник кинологического отделения отдела охраны, начальник участка колонии-поселения, 3 младших инспектора группы надзора отдела безопасности, младший инспектор 2 категории отдела охраны, 4 младших инспектора отдела охраны, инструктор-кинолог кинологического отделения отдела охраны (л.д. 191 т. 1).

В соответствии с приведёнными выше правилами пункта 8.6 Инструкции ДД.ММ.ГГГГ младшему инспектору 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-8 ФИО1 под расписку объявлено уведомление об увольнении из УИС по основанию, предусмотренному пунктом «е» (сокращение штатов) статьи 58 Положения о службе в ОВД (л.д. 55 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ по окончании дополнительного отпуска и выходу на службу с ФИО1 заместителем начальника ФКУ ЛИУ-8 ФИО10 в присутствии начальника отдела кадров и работы с личным составом ФКУ ЛИУ-8 ФИО12 проведена беседа с составлением листа собеседования, согласно которому истцу разъяснён порядок организационно-штатных мероприятий (издание УФСИН России приказа от ДД.ММ.ГГГГ о сокращении должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-8 и введении должности младшего инспектора того же отдела; издание приказа ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ-лс о зачислении ФИО1 в распоряжение ФКУ ЛИУ-8 с ДД.ММ.ГГГГ); основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в ФКУ ЛИУ-8 (с учётом имеющегося образования, опыта работы предложены вакантные должности младшего инспектора отдела охраны, младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ЛИУ-8; зафиксировано письменное согласие ФИО1 на перемещение на должность младшего инспектора отдела охраны ФКУ ЛИУ-8); порядок возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями (имеет право на увольнение из УИС по пункту «е» (по сокращению штатов) части 1 статьи 58 Положения о службе в ОВД, а в случае прохождения военно-врачебной комиссии и признания ограниченно годной или негодной к военной службе - по пункту «з» (по ограниченному состоянию здоровья) или по пункту «ж» (по болезни) части 1 статьи 58 Положения о службе в ОВД); права и гарантии социальной защиты сотрудника, зачисленного в распоряжение или увольняемого со службы в учреждениях и органах УИС (предусмотренные статьями 16, 16.1 Положения о службе в ОВД и пунктом 29 приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников УИС, Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам УИС и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам УИС»; право сотрудника, перемещённого на нижестоящую должность, на передвижение в последующем по службе с учётом его служебной квалификации, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья) (л.д. 49-50 т. 1).

Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ Министерства юстиции Российской Федерации, ФСИН России, иного учреждения или органа УИС о назначении сотрудника на другую должность, его переводе на службу в другое учреждение или орган УИС или увольнении со службы (пункт 8.6 Инструкции).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к начальнику ФКУ ЛИУ-8 с рапортом о согласии с предложенной должностью младшего инспектора отдела охраны (л.д. 51 т. 1).

Приказом ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ-лс ФИО1, ранее замещавшая должность младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-8, находящаяся в распоряжении, назначена на должность младшего инспектора отдела охраны ФКУ ЛИУ-8 с ДД.ММ.ГГГГ с должностным окладом <данные изъяты> руб. в месяц, ежемесячной надбавкой к окладу за особые условия службы в размере 10% за замещение должности в подразделении охраны (л.д. 52-53 т. 1).

Соответствующая запись о перемещении по службе в период действия контракта на основании приказа ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ-лс внесена в пункт 12 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-44 т. 1).

Таким образом, с изданием работодателем приказа от ДД.ММ.ГГГГ-лс о назначении ФИО1 на должность младшего инспектора отдела охраны ФКУ ЛИУ-8 прекратилось нахождение истца в распоряжении ФКУ ЛИУ-8.

Довод истца о нарушении ФКУ ЛИУ-8 процедуры перемещения истца в связи с тем, что ФИО1 не были предложены вакантные на ДД.ММ.ГГГГ должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны, инструктор-кинолог, ветеринарный фельдшер, начальник кинологического отделения, а также должностей сотрудников, находящихся в декретном отпуске, несостоятелен по следующим основаниям.

Как следует из справки ФКУ ЛИУ-8 вакантная должность младшего инспектора 2 категории отдела охраны на ДД.ММ.ГГГГ была предложена ФИО14, ранее замещавшей вышестоящую должность младшего инспектора 1 категории отдела охраны и находящейся в распоряжении ФКУ ЛИУ-8 (л.д. 191 т. 1).

Справкой ФКУ ЛИУ-8 подтверждено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО14 занимает должность младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-8 (л.д. 104 т. 1).

Должности, занятые сотрудниками, находящимися в отпусках, вакантными не являлись, а потому у работодателя отсутствовала обязанность предлагать такие должности истцу.

Должность ветеринарного фельдшера в штатном расписании ФКУ ЛИУ-8 на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала, поскольку была сокращена приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 94-97 т. 1).

Согласно копии диплома о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГФИО55ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификация «ветеринарный фельдшер» по специальности «ветеринария» (л.д. 151 т. 1).

Согласно Приложению к приказу Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в УИС, и соответствующих этим должностям специальных званий» должность начальника кинологического отделения отнесена к должностям, замещаемым в лечебно-профилактических учреждениях УИС лицами среднего и старшего начальствующего состава, к которым ФИО1 не относилась, а потому не могла быть назначена на указанную вакантную должность.

В связи с отсутствием необходимого опыта работы, что предусмотрено типовой должностной инструкцией инструктора-кинолога кинологического отделения отдела охраны ФКУ ЛИУ-8 в качестве одного из квалификационных требований к кандидату на замещение указанной должности, работодатель обоснованно имел право не предлагать истцу ФИО1 вакантную должность инструктора-кинолога.

В силу статьи 179 Трудового кодекса РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами стороны истца о нарушении работодателем действующего законодательства при комиссионном определении преимущественного права на оставление на службе сотрудников в связи с сокращением штата ФКУ ЛИУ-8, и в частности, 7 из 12 должностей младшего инспектора 2 категории отдела охраны, которую занимала ФИО1 до сокращения.

Так, из показаний допрошенных в суде апелляционной инстанции свидетелей - членов комиссии по сокращению ФКУ ЛИУ-8, принимавших участие в заседании ДД.ММ.ГГГГ, - ФИО17, ФИО19, ФИО56, ФИО57 следует, что принятию решений предшествовало обсуждение морально-деловых качеств сотрудников за весь период прохождения службы, их отношений в коллективе, отношения к службе, семейного положения, наличие детей.

При этом свидетель ФИО57, занимающий должность заместителя начальника ФКУ ЛИУ-8, подтвердил, что при обсуждении кандидатуры ФИО1 высказывалось недовольство её работой. Он лично докладывал непосредственному начальнику ФИО1 или его заместителю о выявленных нарушениях, допущенных ФИО1 при исполнении служебных обязанностей.

Из представленных ФКУ ЛИУ-8 сведений о сотрудниках отдела охраны ФКУ ЛИУ-8 следует, что преимущественное право на оставление на должностях младшего инспектора 2 категории ФИО58, ФИО31, ФИО30 и ФИО27 было предоставлено работодателем с учётом их большей производительности труда по сравнению с ФИО1, о чём свидетельствует большее количество отработанных указанными сотрудниками часов как в 2014 году, так и в 1 квартале 2015 г. и, следовательно, более высокий коэффициент служебного участия каждого из оставленных сотрудников по сравнению с истцом, имевшим в 2012, 2013 годах нарекания по надлежащему исполнению своих служебных обязанностей, в связи с чем в 2012 г. состояла в Списке сотрудников, требующих дополнительных воспитательных мероприятий и ДД.ММ.ГГГГ рассматривалась на Совете комнаты воспитательной работы ФКУ ЛИУ-8 за недобросовестное исполнение должностных обязанностей (л.д. 85-86, 87-88, 89-91, 92-93, 94-95).

Предоставляя преимущественное право на оставление на должности младшего инспектора 2 категории ФИО28, работодатель учёл наличие у неё на иждивении 3 несовершеннолетних детей, а также то, что она беременна и с ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске по беременности и родам (приказ ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ-лс (л.д. 103 т.2), в то время как у ФИО1 на иждивении находились 2 несовершеннолетних ребёнка.

Довод стороны истца о наличии у ФИО1 беременности не мог быть принят во внимание, поскольку на момент принятия решения о предоставлении сотрудникам ФКУ ЛИУ-8 преимущественного права на оставление в прежней должности работодателю о таком обстоятельстве известно не было, истец об этом работодателя не уведомлял, о чём свидетельствует предоставление истцом в ФКУ ЛИУ-8 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ справок соответственно от ДД.ММ.ГГГГ (на сроке беременности в 6 недель) и от ДД.ММ.ГГГГ (на сроке беременности в 8 недель) о постановке на учёт в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тверской области «Андреапольская центральная районная больница» по беременности (л.д. 54 т. 1).

Согласно копиям свидетельств о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является матерью несовершеннолетних ФИО59, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО67ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 148, 149 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ прекращён брак между истцом ФИО1 и отцом детей ФИО60, что подтверждено копией свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 150 т. 1).

Поскольку ФИО1 являлась матерью двух несовершеннолетних детей в возрасте свыше 3 лет, и у детей имеется отец (ФИО60), то истец не могла быть отнесена к категории «одинокая мать, воспитывающая ребёнка в возрасте до четырнадцати лет», запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с которой, а также с беременной женщиной, предусмотрен частями 1, 4 статьи 261 ТК РФ.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводам о том, что у ФИО1 отсутствовало преимущественное право на оставление на работе на прежней должности, что ответчиком ФКУ ЛИУ-8 нормы статьи 179 ТК РФ нарушены не были, а мероприятия по зачислению истца в распоряжение ФКУ ЛИУ-8 и перемещению по службе на нижестоящую должность в связи с организационно штатными мероприятиями (сокращение численности и штата) проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца о восстановлении в должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-8, признании работы комиссии по сокращению штата ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ незаконной и отмене её решения, о признании незаконным и отмене приказа ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ-лс о зачислении в распоряжение сотрудников УИС.

Вместе с тем, принимая решение об отказе в удовлетворении требования истца о возмещении убытков по денежному довольствию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, районный суд не учёл, что в силу пункта 62 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников УИС, утверждённого приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, сотруднику, зачисленному в распоряжение учреждения или органа УИС в период временной нетрудоспособности, нахождения в очередном и (или) дополнительном отпусках, сохраняется выплата денежного довольствия в размере, получаемом ко дню наступления временной нетрудоспособности, отпуска до окончания временной нетрудоспособности, отпуска.

Приказом ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 на основании справки-вызова от ДД.ММ.ГГГГ, рапорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен дополнительный отпуск для прохождения промежуточной аттестации как студенту заочного отделения Московского гуманитарно-экономического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47, 48, 37 т. 1).

Приказом ФКУ ЛИУ-8 от ДД.ММ.ГГГГ-лс ФИО1 зачислена в распоряжение ФКУ ЛИУ-8 ДД.ММ.ГГГГ с освобождением от должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-8, с сохранением денежного довольствия в размере оклада по ранее занимаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет (л.д. 56-58 т. 1).

Согласно имеющимся в материалах дела расчётным листкам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 помимо должностного оклада (<данные изъяты> руб.), оклада по званию (<данные изъяты> руб.) и процентной надбавки за выслугу лет (15% от оклада по должности и по званию) начислялись и выплачивались процентная надбавка за особые условия и напряжённость (10% от оклада по должности), процентная надбавка за классность (10% от оклада по должности), ежемесячная премия (25% от оклада по должности и по званию) (л.д. 39-40 т. 1), которые подлежали выплате и в период нахождения истца в дополнительном отпуске, приходящемся на время нахождения в распоряжении ФКУ ЛИУ-8 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Следовательно, размер процентной надбавки за особые условия и напряжённость за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб. х 10% / 31 день х 2 дня), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб. х 10% / 30 дней х 14 дней); размер процентной надбавки за классность за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб. х 10% / 31 день х 2 дня), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> руб. х 10% / 30 дней х 14 дней); размер ежемесячной премии за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб. + 8 000 руб.) х 25% / 30 дней х 2 дня), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб. + 8 000 руб.) х 25% / 30 дней х 14 дней), что составляет общую сумму <данные изъяты>.

С учётом изложенного, а также положений пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ о том, что при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательства казённого учреждения несёт собственник его имущества, решение районного суда в части отказа в удовлетворении требования ФИО1 к ФКУ ЛИУ-8, ФСИН России о возмещении убытков по денежному довольствию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с принятием по делу в указанной части нового решения об удовлетворении иска, взыскании с ФКУ ЛИУ-8 в пользу ФИО1 разницы в денежном довольствии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., и о возложении на ФСИН России субсидиарной ответственности по обязательствам ФКУ ЛИУ-8 перед ФИО1 при недостаточности денежных средств у ФКУ ЛИУ-8.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Андреапольского районного суда Тверской области от 8 июля 2015 г. в части отказа в удовлетворении требования ФИО1 к Федеральному казённому учреждению «Лечебное исправительное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области», Федеральной службе исполнения наказаний в возмещении убытков по денежному довольствию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении иска.

Взыскать с Федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области» в пользу ФИО1 разницу в денежном довольствии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

При недостаточности денежных средств у Федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области» субсидиарную ответственность по обязательствам этого казённого учреждения перед ФИО1 возложить на Федеральную службу исполнения наказаний.

В остальной части решение Андреапольского районного суда Тверской области от 8 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий С.Н.Пойменова

Судьи областного суда Ю.В.Комарова

В.В.Цветков