ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3868/2017 от 18.04.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Гарбушина О.В. Дело 33-3868/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 апреля 2017 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Виноградовой О.Н.,

судей Дегтяревой Л.Б., Шульга С.В.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева А.В. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании заработной платы за работу в выходные и праздничные дни, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Ковалева А.В. на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Дегтяревой Л.Б., выслушав возражения представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» Бабкина В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ковалев А.В. обратился в суд с иском, указав, что состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 20293, работает в должности ... спасательного буксирного судна «Фотий Крылов». Данная войсковая часть находится на финансовом обеспечении ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>». В составе экипажа спасательного буксирного судна «Фотий Крылов» привлекался к работе в выходные и праздничные дни с марта по август 2016 года. В сентябре 2016 года узнал, что ответчик не в полном объеме произвел начисление заработной платы за работу в выходные и праздничные дни, без компенсационных и стимулирующих надбавок. Разница между фактически выплаченной суммой заработной платы и суммой, подлежащей выплате, составила 180616 рублей 93 копейки. Просил взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» заработную плату за работу в выходные и праздничные дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 180616 рублей 93 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В судебное заседание стороны не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Решением Ковалеву А.В. в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить по основаниям неправильного применения норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований, для отмены решения суда.

По делу установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 20293, работает третьим помощником капитана на спасательном буксирном судне «Фотий Крылов». Финансирование указанной войсковой части производится ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>».

Условия труда предусматривали 5-ти дневную рабочую неделю (40 часов).

Приказами командира в/ч 20293 , 644 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ истец в составе экипажа сбс «Фотий Крылов» привлекался к работе в выходные и праздничные дни в период с марта по август 2016 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения ст. 153 ТК РФ не предусматривают оплату работы в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом иных компенсационных и стимулирующих выплат, кроме как оплаты такой работы не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника.

Не установив нарушения трудовых прав истца, оставил требования о компенсации морального вреда без удовлетворения.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, находит их обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом допущены нарушения норм материального права, отсутствие в статье 153 ТК РФ упоминания выплат компенсационного и стимулирующего характера не может являться основанием для оплаты работы в выходной и нерабочий праздничный день в пониженном размере, чем за работу в рабочий день, отмену обжалуемого решения не влекут.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ, предусмотрены ст.349 ТК РФ, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с ч.1 ст.153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в том числе работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ч. 2 ст. 153 ТК РФ).

Действующее в настоящее время Отраслевое соглашение между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы (зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 24.03.2014, регистрационный номер 17/14-16, вступило в силу с 01.01.2014, действует по 31.12.2016) предусматривает, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ и в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на оплату труда гражданского персонала, Министр обороны РФ утверждает: размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), а также порядок определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений, их заместителей и главных бухгалтеров; условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 822, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством; условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданского персонала, а также их размеры в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 818; порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала; размеры и порядок направления средств, поступающих от приносящей доход деятельности, на осуществление выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу (п.47 Соглашения).

При этом командиры воинских частей по согласованию с соответствующими профсоюзными органами разрабатывают и утверждают: положения об оплате труда гражданского персонала; положения о премировании гражданского персонала. При заключении коллективных договоров (соглашений), утверждении положений об оплате труда и принятии иных локальных правовых актов предусматривается информирование выборных профсоюзных органов об использовании фонда оплаты труда гражданского персонала воинской части (п.48 Соглашения).

Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», согласованным с Центральным комитетом Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 17.06.2014, регистрационный номер 32708, и опубликованным 16.07.2014 в «Российской газете», утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к приказу).

Пунктом 4 данного приказа предписано руководителям воинских частей и организаций: организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, настоящим приказом; обеспечить выплату заработной платы гражданскому персоналу воинских частей и организаций в соответствии с настоящим приказом; осуществлять расходы на оплату труда гражданского персонала, связанные с реализацией настоящего приказа, в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы и доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в пункте 14 установлено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 822 выплаты компенсационного характера устанавливаются, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Пунктом 23.1 Положения (в редакции приказа Министра обороны РФ от 18.08.2016 № 515) предусмотрено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается гражданскому персоналу воинских частей и организаций, получающему оклад (должностной оклад) - в размере одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Размер оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день устанавливается положением об оплате труда (коллективным договором, локальным нормативным актом), принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера. Оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится в пределах установленных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала.

Таким образом, из приведенного нормативно-правового регулирования следует, что при расчете заработной платы за период, в который работник выполнял работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплату необходимо производить исходя из полуторного или двойного оклада работника без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Оснований признать, что ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» без законных оснований отказало истцу в начислении оплаты труда, согласно указанному в иске расчету, не имеется, поскольку вышеприведенные нормативные акты не предусматривают применение к выплатам компенсационного характера иных выплат аналогичного компенсационного и стимулирующего характера.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции законно и обосновано, оснований к его отмене по доводам апелляционного представления прокурора не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 26 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи