ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-386/2018(33-9972/17) от 17.01.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33-386/2018 (33-9972/2017)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 17 января 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей Ившиной Т.В., Устьянцевой С.А.,

при секретаре Башатове И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонному) о признании незаконным решения начальника Пенсионного Фонда РФ, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 октября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителей ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонного) ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1 и его представителя ФИО4, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бузулуке Оренбургской области (межрайонному) (далее УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное)) о признании незаконным решении начальника Пенсионного фонда Российской Федерации, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, сославшись на то, что 10 января 2017 года он обратился в УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением начальника УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от 11 апреля 2017 года в назначении досрочной пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

С данным решением не согласен, уточнив исковые требования, окончательно просил признать незаконным решение УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от 11 апреля 2017 года об отказе в назначении пенсии. Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 01 марта 2005 года по 31 декабря 2008 года (3 года 10 мес. 1 день), с 04 января 2009 года по 10 октября 2014 года (5 лет 9 месяцев 7дней), с 12 октября 2014 года по 02 мая 2016 года (1 год 6 месяцев 21 день), с 04 мая 2016 года по 10 января 2017 года (8 месяцев 6 дней) в качестве осмотрщика ремонтника вагонов, старшего осмотрщика - ремонтника вагонов занятого на контрольном посту Бузулук Эксплутационного вагонного депо Оренбург структурного подразделения *** Признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 10 января 2017 года. Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10 января 2017 года.

Решением суда иск ФИО1 удовлетворён.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное), ссылаясь на незаконность выводов суда, просит данное решение отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 10 января 2017 года ФИО1 (дата) года рождения, достигший возраста 55 лет, обратился в УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением начальника УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от 11апреля 2017 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ.

По представленным документам, продолжительность страхового стажа составила 33 года 0 мес. 28 дней, продолжительность стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости составила 04 л. 03 мес. 01 д.

Пенсионный орган не засчитал в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости оспариваемые периоды работы истца с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года (1 год 00 мес.00 дней) в качестве осмотрщика ремонтника вагонов, занятого на пункте технического обслуживания вагонов Бузулук пассажирский станции первого класса Вагонного депо станции Бузулук ***; с 01 января 2003 года по 28 февраля 2005 года (2 года 1 мес. 27 дней) в качестве осмотрщик ремонтник вагонов, занятого на пунктах контрольно-технического обслуживания станции Бузулук пассажирский станции первого класса магистральных железных дорог Вагонного депо ст. ***; с 01 марта 2005 года по 31 декабря 2008 года (3 года 10 мес. 1 день), с 04 января 2009 года по 10 октября 2014 года (5 лет 9 месяцев 7дней), с 12 октября 2014 года по 02 мая 2016 года (1 год 6 месяцев 21 день), с 04 мая 2016 года по 10 января 2017года (8 месяцев 6 дней) в качестве осмотрщика ремонтника вагонов, старшего осмотрщика - ремонтника (с 01 октября 2007года) вагонов занятого на контрольном посту Бузулук Эксплутационного вагонного депо Оренбург структурного подразделения ***

Из трудовой книжки истца следует, что 01 марта 2005 г. он на основании приказа от 01 марта 2005 г. переведён на контрольный пост Бузулук осмотрщиком-ремонтником вагонов 6 разряда в эксплуатационное вагонное депо Оренбург структурное подразделение ***». 01 октября 2007 года переведён старшим осмотрщиком-ремонтником седьмого разряда. 01 октября 2012 года переведён старшим осмотрщиком-ремонтником вагонов седьмого разряда пункта технической передачи станции Бузулук Эксплутационного вагонного депо *** где проработал до 05 марта 2017 г.

В соответствии с ответом фиала *** железная дорога службы управления делами отдела архивов от 24 мая 2017 года , на основании штатных расписаний руководителей, специалистов и служащих Оренбургского отделения за 1997-2009 года, железнодорожная станция Бузулук с 1997 года по 1999 год, а также с 2001 года по 2009 года относилась к первому классу.

В соответствии со справкой уточняющей особый характер работы или условия труда необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости от 29 декабря 2016 года, выданной заместителем начальника депо по кадрам и социальным вопросам филиала *** центральная дирекция инфраструктуры *** вагонного депо Оренбург ФИО8, ФИО1, (дата) рождения постоянно полный рабочий день работал в Эксплуатационном вагонном депо Оренбург:

-на контрольном посту станции Бузулук, магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, выполняемые работы соответствовали работам станции 1 класса в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов, занятого на контрольном посту станции Бузулук магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов с 01 марта 2005 года по 30 сентября 2007 года (общий стаж 2 года 7 месяцев);

- на контрольном посту станции Бузулук, магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, выполняемые работы соответствовали работам станции 1 класса в качестве старшего осмотрщика-ремонтника вагонов, занятого на контрольном посту станции Бузулук магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов с 01 октября 2007 года и на момент выдачи указанной справка (стаж 9 лет 3 месяца).

Общий стаж:11лет 10 месяцев, что предусмотрено пп.5 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанная справка выдана на основании: штатного расписания за 2005-2016 гг., ЕТКС, технологический процесс контрольного поста ст.Бузулук 2005-2016 гг., книги приказов 2005-2016 гг., лицевые счета 2005-2016 гг., личная карточка Т-2.

Приказом министра путей сообщения от 02 апреля 2002 года «О неотложных мерах по стабилизации и совершенствованию системы обеспечения безопасности движения, организации и качества технического обслуживания пассажирских поездов на дороге» обязанности санитарно-технической подготовки всех пассажирских поездов, экипировку вагонов водой и углем, техническое обслуживание пассажирских поездов на промежуточных станциях возложены на грузовые вагонные депо в пределах границ отделений (пункт 5). В приложении данного приказа в перечне основных пунктов технического обслуживания транзитных пассажирских поездов и безотцепочного ремонта пассажирских вагонов указан ПТО Бузулук. Приложением к приказу в перечне пунктов оборота пассажирских поездов и отдельных прицепных вагонов в качестве пункта формирования пассажирских поездов указан Бузулук.

Согласно ответу начальника эксплуатационного вагонного депо Оренбург от 11 сентября 2017 года , станция Бузулук в соответствии с приказом начальника *** от 02 апреля 2002 года является пунктом технического обслуживания (далее ПТО) транзитных пассажирских поездов, пунктом формирования и оборота пассажирских поездов и отдельных прицепных пассажирских вагонов, а также механизированным пунктом смены колесных пар пассажирских вагонов.

Приказом начальника *** от 15 мая 2008 года отменен приказ от 02 апреля 2002г., установлено, что станция Бузулук является пунктом оборота пассажирских поездов и конечных станций, участком по оказанию технической помощи пассажирским вагонам в транзитных поездах, предусматривающий текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов.

Приказом начальника *** от 07 августа 2009г. отменён приказ от 15 мая 2008г., установлено, что станция Бузулук является пунктом формирования пассажирских и пригородных поездов на локомотивной тяге.

Приказом начальника *** от 02 февраля 2011 г. отменён приказ от 07 августа 2009г., установлено, что станция Бузулук является пунктом формирования пассажирских и пригородных поездов на локомотивной тяге.

Согласно Регламенту взаимодействия *** на станции Бузулук организован пункт опробования тормозов (ПОТ), а также эксплуатационное вагонное депо Оренбург обеспечивает техническое обслуживание в пунктах формирования и оборота пригородных поездов из вагонов на локомотивной тяге, техническое обслуживание (ТО), текущий (внеплановый) безотцепочный и отцепочный ремонт и опробование тормозов пассажирских вагонов в транзитных поездах на станции Бузулук.

Договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования между *** и *** от 31 марта 2010 года , станция Бузулук определена как смешанный ПОТ в составе пункта технической передачи (ПТП), производящий ТО пассажирских вагонов, в том числе опробование тормозов. Приказами начальника *** от 11 сентября 2014 года, 31августа 2015 года, установлено, что станция Бузулук является ПОТ транзитных пассажирских поездов, а также пунктом формирования пассажирских и пригородных поездов на локомотивной тяге.

Согласно пункту 4 приказа министра путей сообщения РФ от 08 декабря 1998 г. №28Ц, пункта 2 и пункта 5.1 Положения об организации работы пунктов технического обслуживания грузовых и пассажирских вагонов на инфраструктуре *** ПКБ ЦВ, ПОТ, ПТП входят в состав ПТО.

В указанном письме начальник эксплуатационного вагонного депо Оренбург подтверждает, что ФИО1 на станции Бузулук за период с 01 марта 2005г. по настоящее время выполнялись работы по техническому обслуживанию и ремонту пассажирских вагонов.

Из приказа ***-н от 15 мая 2008 года следует, что в состав ПТО грузовых вагонов входят: пункты опробования тормозов (ПОТ), также пункты технической передачи (ПТП) для выявления вагонов, повреждаемых при погрузочно-разгрузочных операциях.

Перечнями пунктов оборота пассажирских поездов, утвержденными приказами *** от 15 мая 2008 года -н, от 07 августа 2009 года -н, от 02 февраля 2011года -н, от 11 сентября 2014 года , от 31 августа 2015 года № станцией формирования указан Бузулук.

Перечнем пунктов технического обслуживания и пунктов опробования тормозов транзитных пассажирских поездов, утвержденным приказом *** от 11 сентября 2014 года №, указан ПТП (пункт технической передачи) Бузулук.

Перечнем пунктов технического обслуживания и пунктов опробования тормозов транзитных пассажирских поездов, утвержденным приказом *** от 31 августа 2015 года № , указан ПОТ (пункт опробования тормозов) Бузулук.

В соответствии с регламентом взаимодействия *** по вопросам обеспечения безопасности движения поездов и производственной деятельности, утвержденным 03 декабря 2011 года, *** обеспечивает техническое обслуживание и текущий (внеплановый) безотцепочный и отцепочный ремонт оборотных составов поездов, а также техническое обслуживание в пунктах формирования и оборота пригородных поездов из вагонов на локомотивной тяге. Пунктом 7.1.2 станцией такого технического обслуживания, текущего (внепланового) безотцепочного, отцепочного ремонта и опробования тормозов пассажирских вагонов в транзитных поездах указана станция Бузулук.

При этом из пункта 6.1 данного регламента следует, что техническое обслуживание пассажирских вагонов, прибывающих или отправляющихся из пунктов формирования и оборота по станциям Челябинск, Оренбург, Орск, Магнитогорск, Курган, Петропавловск производится на специализированных путях данных станций в соответствии с местными технологическими процессами.

В пункте 6.4 регламента указано, что пунктами технического обслуживания пассажирских вагонов остаются станции: Челябинск, Оренбург, Магнитогорск, Петропавловск. Пункты опробования тормозов пассажирских поездов находятся на станциях: Орск, Карталы, Бузулук, Курган.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на то, что станция Бузулук является пунктом технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов. Истец в спорные периоды фактически работал осмотрщиком - ремонтником вагонов на контрольном посту станции Бузулук, магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, являющейся железнодорожной станцией 1 класса.

С учётом установленных по делу обстоятельств с выводами суда о возможности удовлетворения заявленных требований судебная коллегия согласиться не может на основании следующего.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно части 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «Д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992г. № 272 поименованы осмотрщики, осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.

Пункты технического обслуживания размещаются на грузовых, сортировочных и участковых станциях по установленному начальником железной дороги перечню. Для обеспечения сохранности перевозимых грузов, безопасного и безостановочного следования поездов по гарантийным участкам на всех ПТО должно проводиться выявление и устранение неисправностей вагонов перед погрузкой в формируемых и транзитных поездах. ПТО участковых станций располагаются в местах смены локомотивов и локомотивных бригад, а также на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками. Они предназначены для выявления и устранения только тех технических неисправностей, которые угрожают безопасности движения поездов на гарантийных участках и для опробования тормозов.

Кроме ПТО существуют также пункты опробования тормозов (ПОТ). Они размещаются на станциях смены локомотивов и локомотивных бригад, перед затяжными спусками и предназначены для опробования тормозов.

Контрольные пункты размещаются на промежуточных станциях, разъездах, обгонных пунктах, переездах, расположенных на участках с интенсивным безостановочным движением поездов. Кроме этого КП могут находиться на станциях, имеющих ПТО. Поезда проследуют КП с установленной скоростью.

Пункты технической передачи вагонов размещаются на станциях примыкания к подъездным путям промышленных и строительных предприятий, речных и морских портов. Эти пункты могут размещаться также непосредственно на производственных участках этих предприятий. Предназначены для контроля за сохранностью вагонов, выявления неисправностей, а также предъявления претензий к виновным в повреждении вагонов.

Таким образом, указание в положении об организации работы пунктов технического обслуживания грузовых и пассажирских вагонов на инфраструктуре *** утв. распоряжением *** от 07 декабря 2016г. р на то, что в зависимости от специализации, объёма и технологии выполняемых работ в состав ПТО могут входить ПОТ, ПТП, КП, ПСКП не свидетельствует о том, что характер выполняемых работ на указанных производственных участках одинаков.

Справка, уточняющая особый характер работы не подтверждает обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования, поскольку из неё следует, что ФИО1 был занят на контрольном посту станции Бузулук.

Сведения персонифицированного учёта в отношении застрахованного лица ФИО1 сданы работодателем без указания кода льготных работ.

Доказательств работы истца в спорные периоды на пункте технического обслуживания в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований так как, в соответствии со Списком, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992г. № 272 право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено осмотрщикам - ремонтникам, занятым на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания. Ни контрольный пост, ни пункт технической передачи, ни пункт опробования тормозов в данном списке не поименованы.

Кроме того, в соответствии с ч.6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Поскольку за период с 01 января 2013г. страхователем не производилась уплата страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ, периоды работы истца с 01 января 2013г. не подлежали зачёту в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и по данным основаниям.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 октября 2017г. отменить, вынести по делу новое решение, которым ФИО1 отказать в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонного) от 11 апреля 2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 периоды работы: с 01 марта 2005 года по 31 декабря 2008 года (3года 10 мес. 1 день), с 04 января 2009 года по 10 октября 2014 года (5лет 9 месяцев 7дней), с 12 октября 2014 года по 02 мая 2016 года (1 год 6 месяцев 21 день), с 04 мая 2016 года по 10 января 2017года (8 месяцев 6 дней) в качестве осмотрщика ремонтника вагонов, старшего осмотрщика-ремонтника вагонов на контрольном посту Бузулук Эксплутационного вагонного депо Оренбург структурного подразделения *** и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10 января 2017 года, взыскании с Государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонного) в пользу ФИО1 государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Председательствующий

Судьи