Дело № 33-3873/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Хабаровск 02 июня 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Лукьянченко Р.В.,
судей: Масловой Т.В., Дорожко С.И.,
при секретаре: Лыткиной А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мензоровой Л. Л. к Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика № 1», директору Муниципального унитарного предприятия «Служба заказчика № 1» Николаевой А. В. о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
с апелляционной жалобой истца Мензоровой Л. Л. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 31 января 2017 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мензорова Л.Л. обратилась в суд с иском к МУП «Служба заказчика № 1», директору МУП «Служба заказчика № 1» Николаевой А.В. и с учетом уточнения исковых требований от 31.01.2017 просила: признать незаконным бездействие (отказ) директора МУП «Служба заказчика № 1» Николаевой А.В. в предоставлении ей информации о наличии или отсутствии технической возможности для установки в коммунальной квартире <адрес> вторых индивидуальных счетчиков по учету потребления электроэнергии, ГВС, газа, об организации, которая не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; обязать директора МУП «Служба заказчика № 1» Николаеву А.В. в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда восстановить допущенное нарушение ее права и предоставить акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки в коммунальной квартире <адрес> вторых индивидуальных счетчиков по учету потребления электроэнергии, ГВС, газа и информацию об организации, которая не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета.
В обоснование иска указала, что 29.06.2016 она обратилась в МУП «Служба заказчика № 1» с заявлением, в котором просила провести проверку и сообщить о имеющейся технической возможности для установки в коммунальной квартире <адрес> вторых индивидуальных счетчиков по учету потребления электроэнергии, ХВС, ГВС, газа. 28.07.2016 из ответа директора МУП «Служба заказчика № 1» Николаевой А.В. ей стало известно, что нарушено ее право на получение достоверной информации и ответа по существу поставленных в ее заявлении вопросов. В нарушение пунктов 31, 33, 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ст. ст. 5, 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» директор МУП «Служба заказчика № 1» Николаева А.В. не дала ответ по существу поставленных в ее заявлении вопросов, тем самым создала препятствия для решения вопроса о наличии технической возможности установки индивидуального прибора учета электроэнергии.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 31.01.2017 в удовлетворении иска Мензоровой Л.Л. к МУП «Служба заказчика № 1», директору МУП «Служба заказчика № 1» Николаевой А.В. о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение – отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на незаконность решения суда, неверную оценку доказательств, неправильное применение закона, не выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела. Суд пришел к выводу, что на ответчиков не распространяются положения ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», однако судом не исследовался Устав МУП «Служба заказчика № 1» в полном объеме и она предполагает, что в отсутствующих в деле листах Устава содержится информация об обязанностях директора учреждения перед гражданами, основанная на нормах данного Федерального закона и других законодательных актах. Суд пришел к выводу о том, что истец обратилась в МУП «Служба заказчика № 1» с заявлением о предоставлении информации, которая не поименована в п. 3 «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731. Данный вывод не соответствует п. 3 Стандарта, согласно которого Управляющая организация обязана раскрывать информацию, в том числе о конструктивных и технических параметрах многоквартирного дома, о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, об использовании общего имущества в многоквартирном доме. Согласно пп. «д» п. 2, пунктов 5, 6, 7, 10, 11, 24, 25, 26, 27, 35 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»: в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, отопления, электроснабжения; общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников и иных лиц, требований законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на МКД, включающей документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, информацию об оснащении помещений в МКД индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе о каждом установленном индивидуальном, общем приборе учета; потребитель, в том числе не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета, осуществлять несанкционированное вмешательство в их работу и не санкционировано вносить изменения во внутридомовые инженерные системы. Согласно Приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования. В силу п. 35 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 она не имеет права самостоятельно (без разрешения управляющей компании) подключать приборы учета к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы, которые являются общим имуществом в МКД. Указанные нормативно-правовые нормы дают ей право требовать от МУП «Служба заказчика № 1» предоставления информации о наличии или отсутствии технической возможности в виде соответствующих актов для установки в коммунальной квартире по <адрес> вторых индивидуальных счетчиков по учету потребления электроэнергии, ГВС, газа. Ее уверенность в праве подтверждается тем обстоятельством, что МУП «Горводоканал» после ее письменного обращения с целью выяснения технической возможности установки индивидуального прибора учета потребления холодной воды в данной коммунальной квартире предоставил ей соответствующий акт надлежащей формы.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктами 5, 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" закреплены особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Договора, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, заключаются в простой письменной форме.
Для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю соответствующую письменную заявку.
На основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета.
О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра. В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра (п. 10 Приказа).
При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета.
При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора ( п. 11 Приказа).
Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в Правилах используются следующие понятия:
- "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- "коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603);
- "комнатный прибор учета электрической энергии" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в одном жилом помещении потребителя в коммунальной квартире или в нескольких жилых помещениях, занимаемых потребителем в коммунальной квартире, при условии что такой прибор учета позволяет определить объем (количество) потребления электрической энергии суммарно по нескольким жилым помещениям, занимаемым потребителем.
Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, - предоставление коммунальных услуг обеспечивается, в том числе управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п.п. «п», «с», «т», «у» п. 31 Правил Исполнитель обязан:
п.п. «п» предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
- сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
- информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 17).
В редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 на исполнителя возложена обязанность сообщать сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны;
п.п. «с» - обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 17);
п.п. «т» - не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом;
п.п. «у» - осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
В соответствии с п.п. «е(2)» п. 32 Правил - Исполнитель имеет право осуществлять установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений…(пп. "е(2)" введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
В соответствии с п. 33 Правил потребитель имеет право:
п.п. «з» - принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;
п.п. «и» - требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
п.п. «к(3)» - требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. (пп. "к(3)" введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
В соответствии с п. 81 Правил - оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230).
В силу п. 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в. п. 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из перечисленных критериев, в том числе при невозможности установки прибора учета без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истцу ФИО2 на основании постановления Муниципального образования Городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» № 3145-па от 20.01.2015 взамен признанного непригодным для проживания (постановление администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 29.12.2011 № 3848-па) ветхого дома <адрес>, в котором истец зарегистрирована в квартире №, предоставлена комната в муниципальной трехкомнатной коммунальной квартире <адрес>.
Многоквартирный жилой дом <адрес> введен в эксплуатацию в апреле 2016 г. Комитетом государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края выдано заключение о соответствии построенного дома требованиям утвержденной проектной документации, строительных норм и правил, государственных стандартов (л.д. 89).
Коммунальная квартира <адрес> оборудована общими (квартирными) приборами учета холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии, газоснабжения, комнатные приборы учета отсутствуют. В соответствии с проектом дома, по окончании отопительного периода система горячего водоснабжения осуществляется через электрический водонагреватель, установленный в санитарном узле квартиры.
Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет управляющая организация МУП «Служба заказчика № 1» на основании заключенного 30.12.2008 с собственником помещений многоквартирных домов Лота № 1 (Приложение № 1) Муниципальным образованием городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» договора управления многоквартирным домом (л.д. 72-78, 79).
Согласно п. 3.1.7. Договора Управляющая организация обязана в течение 30 дней рассматривать жалобы и заявления пользователей помещений (нанимателей), касающиеся предоставления услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, а также иного управления домом.
29.06.2016 ФИО2 обратилась в Управляющую организацию МУП «Служба заказчика № 1» с заявлением (л.д. 91) о проведении проверки наличия технической возможности для установки в коммунальной квартире <адрес> второго индивидуального счетчика по учету потребления электроэнергии, ХВС, ГВС, газа. Также в заявлении ФИО2 просила сообщить примерную стоимость работ по установке указанных счетчиков и стоимость необходимого оборудования, в том числе счетчиков, а также сообщить действительно ли Управляющая компания МУП «СЗ № 1» установит ей бесплатно все указанные счетчики, как об этом утверждала представитель администрации города ФИО1 в судебном заседании 28.06.2016, но после того, как ФИО2 заключит договор социального найма и приватизирует жилое помещение. В заявлении ФИО2 указала, что в квартире незаконно и неправомерно установлены электрические водонагреватели, две комнаты в квартире предоставлены семье Т-вых (зарегистрированы 5 человек, из которых 2 детей), она же будет проживать одна, в связи с чем, рассчитать правильно потребление электроэнергии, холодной и горячей воды, газа и, соответственно, плату за оказанные коммунальные услуги невозможно.
Ответом МУП «Служба заказчика № 1» от 27.07.2016 за № (л.д. 7) истцу сообщено, что согласно Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» по содержанию общего имущества не входит установка счетчика внутридомового имущества, приборы учета устанавливаются самостоятельно. Информацией о примерной стоимости работ и необходимого оборудования МУП «СЗ № 1» не владеет.
Из ответа Управления регионального государственного контроля и лицензирования от 24.11.2016 № (л.д. 88-89) на направленное в аппарат полномочного Представителя Президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе обращение ФИО2 о наличии технической возможности установки в коммунальной квартире вторых индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов, о несогласии с условиями проживания в предоставленном жилом помещении взамен ветхого, о соответствии требованиям ГОСТа, СНиПа, СанПиНа построенного МКД <адрес>, следует, что Управлением с выездом на место, в присутствии представителей администрации города, Управляющей организации МУП «СЗ № 1», МУП «Горводоканал», СП «Комсомольские тепловые сети», ПАО «ДЭК», АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», проведена проверка, о времени проведения которой ФИО2 была уведомлена по телефону, но участвовать в проверке отказалась. В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст. 89 ЖК РФ для переселения ей предоставлена комната в трехкомнатной квартире <адрес>, равнозначная по общей площади ранее занимаемому помещению в признанном непригодном для проживания доме <адрес>. До настоящего времени ею не заключен договор социального найма и она не проживает в предоставленном жилом помещении (комната свободна). Коммунальная квартира № оборудована общими (квартирными) приборами учета холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии, газоснабжения, комнатные приборы учета отсутствуют. В ходе визуального осмотра квартиры № представителями ресурсоснабжающих организаций дано устное заключение об отсутствии на данный момент технической возможности установки комнатных приборов учета коммунальных ресурсов, так как требуется реконструкция имеющихся инженерных сетей, необходимо между всеми потребителями коммунальных услуг в коммунальной квартире достигнуть соглашения о проведении работ по переустройству инженерных сетей в местах общего пользования, о порядке определения объемов коммунальных ресурсов, потребляемых в помещениях, являющихся общим имуществом нанимателей и собственников в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире, в случае, если не во всех комнатах коммунальной квартиры будут установлены комнатные приборы учета.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 3, 11, 12 ГК РФ, ст. ст. 56, 57, 60 ГПК РФ, ст. ст. 2, 33 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 7321, исходил из того, что Федеральным законом № 59-ФЗ, на нарушение положений которого ответчиком ссылается истец, регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, положения данного федерального закона ан МУП «СЗ № 1» не распространяются; Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, обязывают управляющую организацию предоставлять информацию о наличии у потребителя права обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, и то определенными способами предоставления информации, но не обязывают управляющую организацию сообщать потребителю конкретную организацию, которая занимается установкой приборов учета; истец обратилась к управляющей компании с заявлением о предоставлении информации, не поименованной в п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731; в ходе судебного разбирательства не нашел своего доказательственного подтверждения факт бездействия ответчиков при рассмотрении заявления истца от 29.06.2016, поскольку ответ на данное заявление был предоставлен, несогласие истца с содержащейся в ответе информацией не свидетельствует о бездействии ответчиков, с заявлением о предоставлении акта о наличии либо отсутствии технической возможности установить вторые приборы учета потребления электроэнергии, ХВС, ГВС и газа; не нашел документального подтверждения факт нарушения прав истца со стороны ответчиков, равно как и не установлено препятствий к осуществлению прав и законных интересов истца.
Судебная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции, как соответствующими нормам действующего законодательства в сфере потребления энергетических ресурсов, обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и не находит оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку ответ на заявление истца дан в установленный месячный срок, содержит информацию о том, что управляющая компания не устанавливает приборы учета внутри домового имущества, что приборы учета устанавливаются самостоятельно и управляющая компания не владеет информацией о стоимости работ и оборудования; представить акты обследования на предмет наличии либо отсутствия технической возможности установки индивидуальных приборов учета в коммунальной квартире <адрес>ФИО2 в заявлении от 29.06.2016 не просила, впервые указав такое требование в заявлении об уточнении исковых требований от 31.01.2017; ответчики не дали ответ на первый вопрос заявления о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета и не провели соответствующее обследование, так как в соответствии с положениями Порядка, утвержденного приказом Минэнерго от 07.04.2010, Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, деятельность по установке, ремонту, поверке приборов учета, обследования на предмет наличия такой технической возможности, осуществляют организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу (что подтверждено ответом Управления регионального государственного контроля и лицензирования от 24.11.2016 о даче специалистами снабжающих организаций заключения о невозможности установки индивидуальных приборов учета, а также доводами апелляционной жалобы истца о предоставлении соответствующего акта МУП «Горводоканал» по ее обращению), с заключением договоров, регулирующих условия установки с соблюдением Порядка установки, предусмотренного Приказом Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 № 627, а ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию в силу п. 81 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, осуществляет исполнитель, которым в соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При этом, судебная коллегия учитывает ответ Управления регионального государственного контроля и лицензирования от 24.11.2016 об отсутствии на данный момент технической возможности установки комнатных приборов учета коммунальных ресурсов, так как требуется реконструкция имеющихся инженерных сетей, согласование между всеми потребителями коммунальных услуг в коммунальной квартире, в том числе проведения работ по переустройству инженерных сетей в местах общего пользования.
Подпункт «к(3)» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), предусматривающий право потребителя требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета, введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и на момент обращения истца с заявлением к ответчику отсутствовал.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены или изменения судебного постановления в апелляционном порядке.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 31 января 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО2 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: Р.В. Лукьянченко
Судьи: Т.В. Масловой
С.И. Дорожко