ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3876/19 от 09.04.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Страшников А.И.

№ 33 – 3876/2019

Докладчик: Фролова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Фроловой Т.В.,

судей: Ворожцовой Л.К., Пастухова С.А.,

при секретаре: Крюковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В.,

гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Новоильинского района города Новокузнецка Аксиненко О.В., апелляционной жалобе администрации города Новокузнецка, в лице представителя Ахунзяновой Розы Динусовны,

на решение Новоильинского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 января 2019 года

по иску прокурора Новоильинского района города Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 77», администрации города Новокузнецка о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Новоильинского района города Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 77» (далее - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77»), администрации города Новокузнецка о понуждении к совершению действий.

Просит суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 77» обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) объектов и территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 77», расположенных по адресу: ул. Косыгина, 43, г. Новокузнецка, в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235; возложить на администрацию города Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 77» положений подпункта «а» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, по обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) объектов и территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 77», расположенных по адресу: ул. Косыгина, 49 г. Новокузнецка.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации города Новокузнецка и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 77» срок исполнения решения до 01.02.2019 года.

Требования мотивированы тем, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» и прилегающая территория, расположенные по адресу: ул. Косыгина, 49 г. Новокузнецка, не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны, что является нарушением требований законодательства о противодействии терроризму.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» осуществляет образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (п.2.5 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77»).

Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка (п. 1.3 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77»).

Пунктом 2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п.1-3, 7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно положениям ст. 3 Закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Требования).

В соответствии с подп. «а» пункта 17 указанных выше Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).

Подпунктом «г» пункта 18 данных Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Как установлено проверкой, в 2018 году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории), установлена I (первая) категория опасности объекта.

В соответствии с пунктом 24 Требований, в отношении объектов (территорий) первой категории опасности осуществляются мероприятия, предусмотренные пунктами 22 и 23 настоящих Требований.

В соответствии с подп. «а» пункта 23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Однако, в нарушение указанных норм закона, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» данные мероприятия не выполнены.

Согласно пункту 3.1 статьи 5 Закона № 35-ФЗ юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Как установлено в ходе проверки, охрана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» осуществляется в дневное время вахтером, в ночное время – сторожами.

Однако, существующая охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты образовательного учреждения, так как вахтеры и сторожа не могут обеспечить надлежащую защиту по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательной организации посторонних лиц и совершения противоправных действий.

Надлежащая физическая охрана образовательной организации необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения.

Ранее прокурором города Новокузнецка в адрес Главы города Новокузнецка вносилось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях от 22.02.2018 , в котором содержалось требование об устранении данного нарушения, однако требование прокурора города до настоящего времени не исполнено ввиду отсутствия финансирования на данные цели.

Доводы о том, что для привлечения сотрудников охранной организации отсутствуют финансовые возможности, не является основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей по противодействию терроризму, так как законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.

В судебном заседании помощник прокурора Новоильинского района города Новокузнецка Кемеровской области – Епишина Н.А. уточнила исковые требования в части срока исполнения – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» - Зудина Г.А. возражала против исковых требований.

Представитель ответчика – Администрации г.Новокузнецка – Ахунзянова Р.Д., действующая на основании доверенности № ? от 09.01.2018, исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Решением Новоильинского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 января 2019 года постановлено:

«Исковые требования прокурора Новоильинского района г. Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 77», Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 77» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объекта и территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 77», расположенных по адресу: ул. Косыгина, 49 г. Новокузнецка, в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 (территорий) путем обеспечения физической охраны объекта и территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Администрацию города Новокузнецка Кемеровской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обязать обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 77» в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, по обеспечению физической охраны объекта и территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №77», расположенных по адресу ул. Косыгина, 49 г. Новокузнецка Кемеровской области сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны».

В апелляционном представлении прокурор Новоильинского района города Новокузнецка Аксиненко О.В. просит изменить решение суда в части срока исполнения возложенных на ответчиков обязанностей, установить срок исполнения возложенных на ответчиков обязанностей – два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Ссылается на то, что защита прав несовершеннолетних и обеспечение их безопасного пребывания в образовательном учреждении, является одним из приоритетных направлений политики государства.

Считает, что установленный судом срок исполнения обязанности по выполнению возложенных законом обязательств, является необоснованно завышенным.

Судом не учтено, что такое сложное и общественно опасное явление терроризм требует всестороннего подхода при организации противодействия ему. В условиях неблагоприятных факторов, складывающихся на территории Российской Федерации, реализация возложенных обязанностей по обеспечению безопасности детей имеет очень важное значение.

С учетом выявленного в феврале 2018 года факта недостаточной физической защиты общеобразовательного учреждения, срок, установленный судом - год с момента вступления решения суда в законную силу (то есть фактически 2020 год), нельзя признать разумным и обоснованным.

На доводы апелляционного представления администрацией города Новокузнецка, в лице представителя Ахунзяновой Р.Д., принесены письменные возражения.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Новокузнецка Ахунзянова Р.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.

Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, нарушены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Ссылается на то, что фактически способом исполнения решения является возложение на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» обязанности заключить договор на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.

Указывает, что Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» не содержат нормы, предусматривающие обязанность образовательной организации по организации специализированной физической охраны в образовательной организации путем заключения договора об оказании охранных услуг с организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Считает, что судом не применены специальные нормы законодательства, регламентирующие порядок финансирования бюджетных учреждений.

Ссылается на то, что комитет образования и науки администрации города Новокузнецка (далее – Комитет) является уполномоченным органом администрации города Новокузнецка по осуществлению управления в сфере образования Новокузнецкого городского округа в пределах компетенции, определенной действующим законодательством Российской Федерации, является учредителем в отношении подведомственных учреждений в пределах компетенции, определенной действующим законодательством, к компетенции которого отнесен вопрос финансирования подведомственных ему учреждений, выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств, установленных действующим законодательством в отношении подведомственных и иных учреждений. Комитет вправе выступать от имени муниципального образования - Новокузнецкого городского округа по искам к Новокузнецкому городскому округу по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств в случаях, предусмотренных законом.

Муниципальное задание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» формируется Комитетом, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» осуществляется путем предоставления субсидии на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Комитетом (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77». Администрация города Новокузнецка не осуществляет финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77».

Возложение на администрацию города Новокузнецка обязанности по финансированию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» как на собственника муниципального имущества противоречит нормам действующего законодательства.

Указывает, что с 01.01.2011 собственник имущества муниципального бюджетного учреждения по обязательствам этого учреждения ответственности не несет.

Считает, что отсутствуют правовые основания вложения на администрацию города Новокузнецка обязанности по финансированию школы № 77.

На доводы апелляционной жалобы помощником прокурора Новоильинского района города Новокузнецка Епишиной Н.А. принесены письменные возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, принесенных возражений, заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Кемеровской области Коган А.Г., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя администрации города Новокузнецка Ахунзянову Р.Д., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, апелляционной жалобе, принесенных возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон «О противодействии терроризму») правовую основу противодействию терроризму составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на таких основных принципах как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.

Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования).

Пунктом 24 Требований установлено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.26 Требований).

Из разъяснений по вопросам применения Требований, содержащихся в письме МВД России от 29.12.2015 № 1/10983, следует, что мероприятия по физической охране являются вопросами договорных отношений правообладателя места массового пребывания людей, и организаций, предоставляющих соответствующие услуги. Расчет количества постов и патрулей для обеспечения безопасности различными организациями, осуществляющими охранную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, производится индивидуально, исходя из поставленных задач и заключенных договоров, с соблюдением принципов необходимости и достаточности. Физическая защита осуществляется членами общественных объединений на основании решений его руководящего органа или общего собрания указанных объединений.

С 21.10.2017 действуют также Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 (далее - Требования №1235)

Согласно подп. «а» п.17 Требований №1235 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подп. «г» п.18 Требований №1235).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п.4 Требований №1235).

Пунктом «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах: ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда.

При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (п.1 ст.9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Пунктом 11 Приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09. 2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установлены антитеррористические мероприятия, к которым отнесены установка, в том числе инженерно-технические средства охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля), обеспечение охраны.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно п.1.3 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия Учредителя осуществляется Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка (т. 1 л.д. 20-41).

Прокуратурой города Новокузнецка проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях. При проведении проверки были выявлены со стороны МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» нарушения законодательства о противодействии терроризму. Установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» и прилегающая к ней территория, расположенные по ул. Косыгина, 49, не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны, охрана осуществляется собственными силами организации путем привлечения физических лиц для осуществления функций сторожей и вахтеров по трудовому договору, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты возможных преступных посягательств, что является нарушением требований законодательства о противодействии терроризму.

По факту проведенной проверки 22.02.2018 прокурором города Новокузнецка в адрес главы города Новокузнецка внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в общеобразовательных организациях, которым требовалось принять меры устранению допущенных нарушений закона (т. 1 л.д. 42-49).

В ответ на представление прокурора города Новокузнецка от 22.02.2018 главой города Новокузнецка Кузнецовым С.Н. дан ответ, согласно которому допущенные учебными учреждениями нарушения устранены. В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Требований №1235 охрана объектов (территорий) муниципальных образовательных организаций обеспечивается специализированной охранной организацией – федеральным государственным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области» в соответствии с заключенными договорами (т. 1 л.д. 50-53).

Согласно акту категорирования (обследования) от 05.03.2018 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» по результатам обследования объекта предложено решить вопрос по выставлению лицензированной физической охраны, увеличить количество камер внутреннего наблюдения, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» установлена первая категория опасности объекта (т.1 л.д. 7-13).

Согласно паспорту безопасности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77», утвержденному 31.05.2018, сроком действия до 01.06.2023, существующая система безопасности объекта позволяет частично обеспечить его антитеррористическую защищенность. Рекомендовано обеспечение охраны путем привлечения сотрудников лицензированных охранных организаций, увеличение количества камер видеонаблюдения (т.1 л.д.58-75).

30.10.2018 в адрес директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» направлено требование прокуратуры Новоильинского района города Новокузнецка «О предоставлении информации и документов».

На указанное требование директором МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» дан ответ согласно которому физическая охрана объекта осуществляется нелицензированными сторожами в ночное время и выходные дни, в остальное время вахтерами на входе. Численность физической охраны 5 чел., в том числе: женщин 4 чел., и 1 мужчина. Пост дежурной охраны расположен в фойе первого этажа. Комната дежурных сторожей и пульт управления системой видеонаблюдения находятся на первом этаже справа от центрального входа. Вахтер на посту – ежедневно с 07.30 до 19.30 ч., сторож ежедневно с 19.30 ч. до 07.30 ч. Дополнительно, обеспечение общественного порядка в здании возложено на дежурного администратора и дежурных из числа педагогического состава учреждения. Специальную подготовку и переподготовку сторожа и вахтеры не проходят. Вооружение, экипировка специальными средствами, специальная подготовка указанных лиц не предусмотрена. Обследование и категорирование места массового пребывания людей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» проведено 05.03.2018 по результатам обследования присвоена первая категория. Паспорт безопасности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» имеется, утвержден 31.05.2018. На объекте установлена система видеоконтроля с записью событий – 11 камер видеонаблюдения по периметру, из них одна внутренняя. Монитор наблюдения расположен на первом этаже в помещении дежурных сторожей. Обслуживает работу системы видеонаблюдения МАУ «РЭУ». Глубина архива – 1 месяц, метод хранения записи – циклическая перезапись. В школе имеется АПС с выводом на пульт ПЧ № 5, речевая и звуковая система оповещения. Система оповещения и управления эвакуацией людей оборудована источниками бесперебойного электропитания. Здание школы оборудовано инженерно-техническими средствами охраны: кнопка экстренного вызова полиции с подключением на ПЦН Новокузнецкого филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области (режим охраны круглосуточно). Установлена в помещении тех. персонала, имеются две переносные кнопки, система видеоконтроля с записью событий, на двери центрального входа в здание установлен домофон. Пропускной режим в образовательном учреждении осуществляется на основании Положения об организации пропускного режима и приказа от 01.09.2018 № 70/3 «Об организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов работы в здании школы и на ее территории на 2018-2019 уч.год» в учебное время вахтером, дежурным администратором, с понедельника по субботу, в ночное время, в выходные и праздничные дни – сторожем с понедельника по субботу с 19.30 ч. до 17.30 ч, в выходные и праздничные дни – круглосуточно. Ответственным за организацию и обеспечение пропускного режима в школе назначается приказом заместителя директора по АХР. Пропускной режим в учебное время осуществляется вахтером, дежурным администратором, дежурным учителем. Контроль за соблюдением пропускного режима участниками образовательного процесса в школе возлагается на заместителя директора по БЖ, дежурного администратора (заместителя директора школы) и директора школы. Данные о посетителях фиксируются в журнале регистрации посетителей (т. 1 л.д. 14-19).

Прокурором Новоильинского района по факту полученной информации 12.11.2018 принято решение о проведении проверки в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» по вопросу соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в общеобразовательных учреждениях, в результате которой установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» договор на оказание охранных услуг с сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов не заключался.

Разрешая иск прокурора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты, такие меры в отношении объектов первой и второй категории достигаются, в том числе, посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций, однако такие требования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» не выполнены.

Судебная коллегия полагает, что вывод суда о необходимости обеспечения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» физической охраной путем привлечения сотрудников охранных организаций полностью согласуется с установленными по делу обстоятельствами, поскольку представленными доказательствами в совокупности подтверждается, что существующая в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты образовательного учреждения, так как вахтер, сторож, дежурный администратор и дежурный учитель не могут обеспечить надлежащую защиту по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий. Судебная коллегия считает, что надлежащая физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения. В данном случае длительное бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» не обеспечивает комплексную безопасность лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, в виду отсутствия надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта.

Судебная коллегия считает, что вывод суда о необходимости обеспечения физической охраны детского сада в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу является законным и обоснованным, данный срок, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, отвечает требованиям разумности, поскольку такая обязанность по обеспечению физической охраны возникла еще в 2018 году по результатам проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, но не была исполнена своевременно. С учетом выявленного в марте 2018 года факта недостаточной физической защиты образовательного учреждения, срок, установленный судом, не подлежит изменению, поскольку является максимально возможным для выполнения требований действующего законодательства.

Доводы апелляционного представления в этой части основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, а потому не могут служить основанием для изменения либо отмены решения

Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию города Новокузнецка обязанности по финансовому обеспечению исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» положений подп.«а» п.23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235.

Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается.

Доводы апелляционной жалобы, касающиеся неправомерного возложения обязанности на администрацию города Новокузнецка по финансированию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» относительно исполнения Требований №1235, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью органа местного самоуправления.

Также судебной коллегией признаются несостоятельными и доводы апелляционной жалобы касающиеся того, что фактически способом исполнения решения суда является возложение обязанности заключить договор на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности, поскольку судом на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» возложена обязанность обеспечить охрану объекта и территории в соответствии с требованиями подп. «а» п.23 Требований №1235, что не является нарушением положений ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционное представление и апелляционная жалоба являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новоильинского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Новоильинского района города Новокузнецка Аксиненко О.В., апелляционную жалобу администрации города Новокузнецка, в лице представителя Ахунзяновой Розы Динусовны, - без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи: