Дело № 33-3878/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень
28 июля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе
председательствующего
Антропова В.Р.,
судей
ФИО1, ФИО2
при секретаре
ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности ФИО4 на решение Уватского районного суда Тюменской области от 13 мая 2014 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований администрации Уватского муниципального района Тюменской области к ФИО5 о взыскании излишне перечисленной социальной выплаты на приобретение жилья отказать полностью».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Антропова В.Р., судебная коллегия,
установила:
Администрация Уватского района Тюменской области обратилась в суд с иском к ФИО5 о взыскании излишне выплаченных бюджетных средств социальной защиты, указав в обосновании заявленных требований, что <ДД.ММ.ГГ.> в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года (далее – Программа) молодой специалист ФИО5 (на момент получения социальной выплаты ФИО6) Е.А. получила свидетельство о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности серии <.......> <.......> от <ДД.ММ.ГГ.> (далее – Свидетельство) на сумму <.......> рублей.
На эти деньги ответчик приобрела жилое помещение общей площадью <.......> кв.м. в <.......>. Пятью платежными поручениями №№ <.......>, <.......>, <.......>, <.......>, <.......> все от <ДД.ММ.ГГ.> истцом социальная выплата перечислена на счет <.......> К (Крюковой) Е.А. в дополнительном офисе Тобольского ОСБ <.......> Сбербанка России (с <ДД.ММ.ГГ.> дополнительный офис <.......> Тюменского отделения № <.......>), и получена ответчиком <ДД.ММ.ГГ.>.
Реализация Программы на территории Уватского муниципального района регламентируется Положением о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) – участникам мероприятий, предусмотренных Программой, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 05.05.2008 № 125-п (далее – Положение).
Согласно п. 1.7 Положения для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, применяется стоимость 1 кв.м. по муниципальным образованиям, определяемая ГУС Тюменской области. В случае, если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади приобретаемого жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м., утвержденной ГУС Тюменской области, размер социальной выплаты подлежит перерасчету, исходя из фактической стоимости 1 кв.м. Стоимость 1 кв.м. на момент получения ответчиком Свидетельства составляла <.......> рублей.
По договору стоимость жилья приобретенного ответчиком с привлечением бюджетных средств социальной выплаты составляет <.......> рублей, следовательно, стоимость квадратного метра по договору составила <.......> рублей. Согласно п. 1.6 Положения социальная выплата составляет 70 % расчетной стоимости приобретения жилья, поэтому сумма социальной помощи должна составлять <.......> рублей, а сумма излишне выплаченных бюджетных средств составляет <.......> рублей. Указанные нарушения были вскрыты в ходе проверки департаментом АПК Тюменской области реализации Программы и подтверждаются справкой от <ДД.ММ.ГГ.> по проверке достоверности отчетности, представленной истцом по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов – участников Программы.
В суде первой инстанции представитель администрации Уватского района Тюменской области по доверенности ФИО4 требования иска поддержала.
Место пребывания ответчика ФИО5 суду не было известно, в связи с чем, ей был назначен представитель в порядке ст. 50 УПК Российской Федерации адвокат Бакаева Е.П., которая с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель истца.
В апелляционной жалобе просит об отмене решения суда, мотивируя тем, что судом неверно истолкован закон, а определение размера социальных выплат производится уполномоченным органом власти области до выдачи молодым семьям (молодым специалистам) Свидетельств. Суд ошибочно установил, что обязанность расчета размера социальной выплаты лежит на администрации Уватского района, поскольку на этапе выдачи Свидетельств, истец проверяет соответствие представленных документов для получения Свидетельства, а несоответствие приобретаемого молодой семьей (молодым специалистом) жилого помещения, и производят перечисление средств социальной выплаты в размере, определенном уполномоченным органом власти области. Полагает, что срок исковой давности следует исчислить с даты установления факта переплаты по справке департамента АПК Тюменской области от <ДД.ММ.ГГ.>.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились при надлежащем извещении, судебная коллегия определила рассмотреть дела без их участия.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, обсудив доводы этой жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены решения суда по таким основаниям.
В соответствии с разделом 5 Постановления Правительства Тюменской области от 05.05.2008 N 125-п (ред. от 22.11.2013) "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе" (вместе с "Положением о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года) далее по тексту Постановление, на орган местного самоуправления возложена обязанность заключения с кредитной организацией соглашения о порядке обслуживания социальных выплат. Средства федерального, областного и муниципального бюджета, предусмотренные на софинансирование предоставления социальных выплат, перечисляются на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. Администрация Уватского района в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки от кредитной организации на перечисление бюджетных средств на банковский счет молодой семьи (молодого специалиста) проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах.
При их соответствии в срок, определенный соглашением с кредитной организацией, представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения на перечисление социальной выплаты на банковские счета, открытые молодыми семьями (молодыми специалистами). При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в трехдневный срок со дня обнаружения несоответствия письменно уведомляет кредитную организацию. Вместе с тем, до предоставления договоров в кредитную организацию молодые семьи (молодые специалисты) направляют копии договоров в орган местного самоуправления для осуществления проверки на соответствие сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, и требованиям, установленным в нормативных правовых актах по реализации программных мероприятий. Администрация Уватского района в течение 5 рабочих дней со дня поступления договора от молодой семьи (молодого специалиста) осуществляет его проверку.
В случае соответствия сведений, указанных в договоре, сведениям, содержащимся в свидетельстве, и требованиям, установленным в нормативных правовых актах по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней, возвращает копию договора с отметкой о проверке молодой семье (молодому специалисту) для последующего предоставления копии договора в кредитную организацию.
В случаях, требующих перерасчета социальной выплаты в соответствии с п. 1.7. Положения, орган местного самоуправления в течение установленного срока, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти области письмо о необходимости проведения перерасчета с приложением копий документов, являющихся основанием для осуществления перерасчета (договор на приобретение жилья, свидетельство о государственной регистрации, акты обследования строящегося жилого дома либо акт ввода жилого дома в эксплуатацию).
Уполномоченный орган исполнительной власти области в течение 10 рабочих дней со дня поступления письма от органа местного самоуправления издает приказ о перерасчете социальной выплаты и в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа направляет заверенную копию приказа в соответствующий орган местного самоуправления.
Исходя из этого, следует сделать вывод, что истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права до перечисления социальной выплаты <ДД.ММ.ГГ.>.
С иском администрация Уватского муниципального района обратилась в суд <ДД.ММ.ГГ.> г., т.е. с пропуском установленного законом срока исковой давности, установленного ч. 1 ст. 196 ГК Российской Федерации, о чем и отмечено в обжалуемом решении суда.
Уважительных причин пропуска срока исковой давности суд первой инстанции обоснованно не установил, доказательств этому истец суду не представил.
Суд первой инстанции верно применил положения ч. 2 ст. 199 ГК Российской Федерации, когда исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Вывод суда первой инстанции о том, что обязанность расчета размера социальной выплаты лежит на истце, хотя и является неверным, вместе с тем в целом не может влиять на существо принятого судом решения, по изложенным выше основаниям.
Поскольку о нарушении своего права истец узнал не позднее <ДД.ММ.ГГ.> г., а обратился в суд с настоящим иском <ДД.ММ.ГГ.> г., он пропустил установленный законом срок давности, в связи, с чем суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Помимо того, судебная коллегия считает, что истец не вправе обращаться за взысканием тех денежных средств, которые относятся к федеральному и областному бюджету, поскольку им не представлено доказательств полномочий представлять интересы и заявлять требования в интересах федерального и областного бюджета.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, всем обстоятельствам и представленным доказательствам суд дал оценку, отвечающую требованиям ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы администрации Уватского муниципального района Тюменской области являются аналогичными мотивам обращения истца в суд и его позиции в судебном заседании, которые были предметом исследования и оценки в судебном заседании.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уватского районного суда Тюменской области от 13 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО4 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: