Судья Петрова Н.С. Дело № 33-388
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«13» марта 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Демьяновой Н.Н.,
судей Дедюевой М.В., Жукова И.П.
при секретаре Черемухиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 27 ноября 2018г., которым в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к МУП г. Костромы «Городские сети», ООО «Жилсервис» о признании коммунальной услуги по центральному отоплению неоказанной, возложении обязанности на МУП г. Костромы «Городские сети» осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу «центральное отопление» путем снятия ранее начисленной суммы платы за поставленную тепловую энергию отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Дедюевой М.В., выслушав объяснения истцов ФИО3, ФИО2, их представителя ФИО4, представителя истца ФИО1 - ФИО5, представителей ответчиков ООО «УК «Жилсервис» - ФИО6, МУП г. Костромы «Городские сети» - ФИО7, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к МУП г. Костромы «Городские сети», ООО «УК «Жилсервис» о признании действий по начислению платы за отопление незаконными и недействительными, мотивируя тем, что является собственником квартиры общей площадью 66,7 кв.м. на 2 этаже дома по адресу: <адрес>, кадастровый номер № на основании договора приватизации от 17 декабря 2009 г. № № 01 октября 2014 г. между МУП г. Костромы «Городские сети» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «УК «Жилсервис» (исполнитель) заключен договора ресурсоснабжения № №. В приложении № 1 к указанному договору стороны согласовали перечень объектов, подлежащих снабжению тепловой энергией, в который также включен многоквартирный дом <адрес>. После получения согласия всех собственников (протокол собрания собственников жилья от 15 июля 2017 г.) на основании решения администрации <адрес>. от 10 августа 2017 г. ФИО1 дано согласие на переустройство системы отопления и горячего водоснабжения в указанной выше квартире в соответствии с представленной проектной документацией. Согласно акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 09 октября 2017 г. администрации <адрес> и акта-наряда ООО «<данные изъяты>» на первичный пуск газа в газопроводы и газоиспользующее оборудование жилых зданий от 05 октября 2017 г. в квартире истца установлен двухконтурный газовый котел и произведено отключение от центрального отопления и горячего водоснабжения с 05 октября 2017 г. В связи с указанными обстоятельствами начисление платы за центральное отопление истцу является незаконным, т.к. услуга ему не оказывается. Вместе с тем, начиная с октября 2017 г. и по настоящее время, истцу поступают квитанции об оплате услуг теплоснабжения за центральное отопление.
С аналогичными исковыми заявлениями в суд обратились ФИО3 и ФИО2 – собственники квартир <адрес>
Судом указанные дела объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела истцы неоднократно уточняли исковые требования, в окончательном варианте просили признать коммунальную услугу по центральному отоплению неоказанной ФИО1 ответчиками за период с 05 октября 2017 г. по настоящее время; признать коммунальную услугу по центральному отоплению неоказанной ФИО2 ответчиками за период с 19 сентября 2017 г. по настоящее время; признать коммунальную услугу по центральному отоплению неоказанной ФИО3 ответчиками за период с 12 июля 2017 г. по настоящее время; обязать МУП г. Костромы «Городские сети» произвести истцам перерасчет платы за коммунальную услугу «центральное отопление» путем снятия ранее начисленной суммы платы за поставленную тепловую энергию.
В качестве третьих лиц в деле участвовали администрация <адрес>, АО «ЕИРКЦ».
Судом по делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ссылаясь на положения абз. 5 ст. 79 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. № 46-П, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, поскольку отсутствие предусмотренного законодательством механизма для раздельного подсчета оплаты за отопление квартир и мест общего пользования многоквартирного дома не должно приводить к тому, что им начисляется оплата за неоказанную услугу по отоплению занимаемых ими жилых помещений.
В возражениях относительно апелляционной жалобы МУП г. Костромы «Городские сети» просит оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции истцы ФИО3, ФИО2 и их представитель ФИО4, представитель истца ФИО1 - ФИО5 апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, представитель ответчика МУП г. Костромы «Городские сети» - ФИО7 апелляционную жалобу просила отклонить, представитель ООО «УК «Жилсервис» - ФИО6 апелляционную жалобу полагал подлежащей удовлетворению
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца ФИО1, представителей третьих лиц – администрации <адрес> АО «ЕИРКЦ», которые надлежащим образом извещались о месте и времени судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, дополнительные (новые) доказательства, представленные в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежит кв. <адрес>, ФИО2 – кв. <адрес>, ФИО3 - на праве общедолевой собственности 1/3 доля <адрес> в многоквартирном доме по адресу: <адрес>
Жилой дом подключен к централизованной системе отопления, общедомовым прибором учета тепловой энергии не оборудован, тепловой узел дома функционирует, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры в многоквартирном доме имеется, в частности, в подвальном помещении многоквартирного дома и в некоторых квартирах, не переведенных на автономное отопление.
Ресурсоснабжающей организацией по услуге центральное отопление является МУП г. Костромы «Городские сети», управляющей компанией – ООО «УК «Жилсервис». Между МУП г. Костромы «Городские сети» и ООО «УК Жилсервис» заключен договор ресурсоснабжения № № от 01 октября 2014 г., согласно которому ресурсоснабжающая организация поставляет тепловую энергию в дом.
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме от 04 октября 2014 г. принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Как следует из протоколов общих собраний собственников помещений дома в отношении кв. № № ФИО1, кв. № № ФИО2, кв. № № ФИО3 согласие собственников помещений дома на перевод квартир на автономное отопление имеется.
На основании решения администрации <адрес> от 10 августа 2017 г. ФИО1 ( кв.№), от 14 ноября 2016г. – ФИО3 (кв.№), от 13 июля 2017г. ФИО2 (кв.№ дано согласие на переустройство системы отопления и горячего водоснабжения в квартире в соответствии с представленной проектной документацией.
Согласно акта-наряда на первичный пуск газа в газопроводы и газоиспользующее оборудование жилых зданий от 05 октября 2017 г. в квартире ФИО1 ( кв№) ООО «<данные изъяты>», от 18 сентября 2017г. в квартире ФИО2 ( кв.№) ООО «<данные изъяты>» газ пущен в газовые приборы и оборудование с 05 октября 2017 г. и с 18 сентября 2017г. соответственно.
Из материалов дела усматривается, что в квартирах истцов 05.10.2017г. ФИО1 (кв.№), 12 июля 2017г. – ФИО3 (кв.№), 19 сентября 2017г. ФИО2 (кв.№) центральное отопление и горячее водоснабжение отключено.
Согласно акта приемочной комиссии о завершении переустройства от 09 октября 2017г. в отношении кв. № № ФИО1, от 20 сентября 2017г. в отношении кв. № № ФИО2, от 12 июля 2017г. в отношении кв. № № ФИО3 в составе главы администрации <адрес>, его заместителя и ведущего специалиста строительно-монтажные работы по переустройству жилого помещения приняты как соответствующие проекту.
Ряд других квартир в жилом доме по адресу: <адрес> также имеют автономное газовое отопление и горячее водоснабжение.
В ответ на обращения ФИО1 и ФИО3 в МУП «Городские сети» о прекращении начисления платы за отопление ввиду перехода на автономное отопление квартир, указано, что снятие начислений платы за отопление возможно только в случае перевода на автономное теплоснабжение и отключение от централизованного теплоснабжения всего многоквартирного дома.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах м жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 и исходил из того, что многоквартирный дом технологически присоединен к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения тепловой энергией, после установки автономного отопления истцы остаются потребителями тепловой энергии, затраченной на отопление мест общего пользования дома, а предусмотренного законодательством механизма для раздельного подсчета оплаты за отопление квартир и мест общего пользования многоквартирного дома не имеется.
Однако отсутствие законодательно закрепленного механизма оплаты за услугу отопления с разделением на плату за потребление услуги в жилом помещении и на плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должно приводить к начислению истцам платы за неоказанную услугу.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 46-П от 20.12.2018г. « По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан ФИО8 и ФИО9», одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы…. обеспечение прав и законных интересов собственников и пользователей жилых помещений, которые в силу объективных причин были вынуждены установить в принадлежащих им помещениях индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, соблюдая при этом нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, предполагает создание правовых условий, позволяющих учесть при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению факт неиспользования такими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений….».
С учетом изложенного оспариваемое решение суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права, с вынесением по делу нового решения.
В силу ст. ст. 39, 153-155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018г. № 1708 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановление вступило в силу с 1 января 2019г.
В соответствии с п.42(1) постановления № 354 от 06.05.2011г. Правительства РФ в ред. постановления Правительства РФ № 1708 от 28.12.2018г. оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2,2(1),2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Формула 2(3) Приложения № 2 предназначена для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии согласно п.п. 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода и предполагает учет объема потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение ( жилое или нежилое) в многоквартирном доме, определенного по формуле 2(5), общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества с многоквартирном доме и т.д.
Таким образом, действующее с 01.01.2019г. правовое регулирование предполагает определение платы за услугу центрального отопления с раздельным учетом площадей квартир и площадей общедомового имущества.
Соответственно, заявленные истцами по делу требования о перерасчете, которые относятся к периоду с 01.01.2019г., подлежат удовлетворению в части снятия начисленной суммы платы за отопление жилого помещения – квартиры, в части снятия оплаты за отопление мест общего пользования заявленные истцами требования, относящиеся к периоду с 01.01.2019г., удовлетворению не подлежат, т.к. истцы обязаны нести расходы по отоплению мест общего пользования дома.
Принимая решение по требованиям истцов, относящимся к периоду с 01.01.2019г., судебная коллегия учитывает, что, несмотря на новое правовое регулирование, истцы от этой части требований не отказались. Сведений о произведенном перерасчете платы за отопление за период с 01.01.2019г. в суд не представлено. В материалах дела имеются лишь сведения о том, что такой перерасчет будет произведен ( письмо МУП г. Костромы «Городские сети» в АО «ЕИРКЦ» от 18.02.2019г. о необходимости выполнения перерасчета, ответ АО «ЕИРКЦ» на запрос суда о корректировке платы за центральное отопление за январь 2019г. с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 28.12.2018г. № 1708 и отражении сумм корректировок в платежных документах за февраль 2019г.).
Разрешая заявленные исковые требования о перерасчете платы за центральное отопление за период до 01.01.2019г., судебная коллегия учитывает указанное выше Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 46-П от 20.12.2018г., в котором указано, что судебные решения, вынесенные в отношении заявителей по настоящему делу и основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой это положение признано настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке. Что же касается основанных на указанном нормативном положении судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, то данные решения - как не исполненные, так и исполненные частично - также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов.
Таким образом, с тех лиц, которые обратились за судебной защитой и не внесли начисленную плату за центральное отопление их квартиры, как за неоказанную услугу, данная плата взиманию не подлежит.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что поскольку услуга истцам не оказывалась в части отопления занимаемых ими квартир с момента установки автономного отопления, истцы начисленную оплату по данной услуге не вносили, обратились в суд, полагая свои права таким начислением нарушенными, они должны быть освобождены от оплаты услуги по отоплению в части занимаемых ими жилых помещений, начисленной за период до 01.01.2019г. Вместе с тем оплату услуги по отоплению в части мест общего пользования дома за период до 01.01.2019г. истцы вносить обязаны.
Доводы возражений относительно апелляционной жалобы касаемо того, что перевод жилых помещений дома на автономное отопление не предусмотрен постановлением администрации г. Костромы от 07.06.2016г. № 1574 «Об утверждении актуализированной на 2017г. Схемы теплоснабжения города Костромы», не могут быть приняты, поскольку дом <адрес> находится не в г. <адрес>, а в <адрес>.
Ссылки в возражениях относительно апелляционной жалобы на недостатки в проведении общих собраний собственников помещений дома по поводу перехода квартир истцов на автономное отопление не могут повлиять на принимаемое по делу решение, поскольку никем из собственников помещений дома решения общих собраний не оспорены.
Кроме того, и сама ресурсоснабжающая организация, направляя письмо в АО «ЕИРКЦ» от 18.02.2019г. о необходимости выполнения перерасчета за центральное отопление, оба указанных выше обстоятельства не посчитала препятствием к перерасчету.
Поскольку истцы с момента оборудования автономного отопления услуг по центральному отоплению их квартир не получали, то коммунальную услугу по центральному отоплению в части отопления жилых помещений – квартир истцов в доме по адресу: <адрес> следует признать неоказанной с указанной истцами даты по настоящее время.
Удовлетворяя исковые требования о перерасчете платы и признании услуги по центральному отоплению в части отопления квартир неоказанными с заявленных истцами дат, когда в их квартирах было установлено автономное отопление, судебная коллегия имеет в виду не оказание услуги с даты начала отопительного сезона 2017-2018г.г., соответственно, и перерасчет должен производиться со дня, не ранее дня начала начисления платы за отопительный сезон 2017-2018г.г. ( согласно имеющейся в деле информации ООО « УК «Жилсервис» дата включения центрального отопления в жилой дом <адрес> - 28.09.2017г.).
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 27 ноября 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить частично.
Признать неоказанной ФИО1 коммунальную услугу по центральному отоплению в части отопления жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> за период с 05 октября 2017 г. по настоящее время.
Обязать МУП г. Костромы «Городские сети» произвести ФИО1 перерасчет платы за коммунальную услугу «центральное отопление» путем снятия ранее начисленной суммы платы за отопление жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> за период с 05 октября 2017 г. по настоящее время.
Признать неоказанной ФИО2 коммунальную услугу по центральному отоплению в части отопления жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> за период с 19 сентября 2017 г. по настоящее время.
Обязать МУП г. Костромы «Городские сети» произвести ФИО2 перерасчет платы за коммунальную услугу «центральное отопление» путем снятия ранее начисленной суммы платы за отопление жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> за период с 19 сентября 2017 г. по настоящее время.
Признать неоказанной ФИО3 коммунальную услугу по центральному отоплению в части отопления жилого помещения - квартиры по адресу <адрес> за период с 12 июля 2017 г. по настоящее время.
Обязать МУП г. Костромы «Городские сети» произвести ФИО3 перерасчет платы за коммунальную услугу «центральное отопление» путем снятия ранее начисленной суммы платы за отопление жилого помещения - квартиры по адресу <адрес> за период с 12 июля 2017 г. по настоящее время.
В удовлетворении требований в части признания услуги по центральному отоплению неоказанной в отношении мест общего пользования дома по адресу: <адрес> и снятия начисленной суммы платы за отопление в целях содержания общего имущества многоквартирного дома ФИО1, ФИО2 и ФИО3 отказать.
Председательствующий:
Судьи: