Судья Иванов Д.Н. Дело № 33 – 3881/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Г.И.,
судей: Шнытко С.М., Туникене М.В.
при секретаре Потапченко С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика – Арбитражного суда Смоленской области ФИО1 дело по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО3, ФИО4 на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 30 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя Арбитражного суда Смоленской области ФИО1, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
Установила :
ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Ленинский районный суд города Смоленска с иском к Арбитражному суду Смоленской области, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и, с учетом уточненных требований, просили обязать ответчиков восстановить с (дата) прежний размер должностных окладов, произвести перерасчет с этой даты выплаченных сумм денежного вознаграждения исходя из размера должностного оклада <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что являются ... Арбитражного суда Смоленской области, каждые три года утверждаются Президиумом Арбитражного суда Смоленской области председателями судебных составов; приказом Арбитражного суда Смоленской области № 63 от 01.07.2016, изданным во исполнение указания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № СД-100/400 от 18.03.2016, их месячные должностные оклады как председателей судебных составов с <данные изъяты> были снижены с <данные изъяты> до <данные изъяты> ввиду того, что численность населения Смоленской области с <данные изъяты> стала менее 1 миллиона человек.
По мнению истцов, такое уменьшение должностных окладов, повлекшее снижение материального обеспечения каждого из них в среднем на <данные изъяты> в месяц, не основано на положениях части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», не допускающих уменьшение заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения и ежеквартального денежного поощрения) судьи в течение всего времени его пребывания в должности.
Истцы также указали, что каждый из них был назначен (избран) ... Арбитражного суда Смоленской области до ..., их утверждение ... не предполагает повторное назначение (избрание) на должность и не влечет за собой изменение их статуса.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 10.08.2017 г. требования истцов удовлетворены.
Апелляционным определением Смоленского областного суда от 10.10.2017г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Смоленского областного суда от 25.04.2018 г. решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 10.08.2017 г., апелляционное определение Смоленского областного суда от 10.10.2017 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебное заседание ФИО2, ФИО3, ФИО5 не явились, просили рассмотреть дело без их участия, заявленные требования поддержали.
Представитель Арбитражного суда Смоленской области ФИО1 заявленные требования не признала, указав, что с 2011 г. в штатное расписание Арбитражного суда Смоленской области были введены штатные единицы ..., должностные оклады по которым подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством, предусматривающим определение должностного оклада судьи исходя из показателей, характеризующих численность населения в субъекте Российской Федерации.
Представитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в судебное заседание не явился, в письменных возражениях заявленные исковые требования не признал, указав на то, что должностные оклады ... подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством, предусматривающим определение должностного оклада вновь назначенного на должность судьи с учетом показателей, характеризующих численность населения в субъекте Российской Федерации. Указала на то, что постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 01.06.2015 г. № 455 предписано председателям верховных судов республик, областных и равных им судов и федеральных арбитражных судов субъектов Российской Федерации, численность населения в которых уменьшилась с более 1 миллиона до менее 1 миллиона человек, привести должностные оклады ..., назначенных после снижения численности населения, в соответствии с действующим законодательством: установить оклад ..., работающего в субъекте Российской Федерации с численностью населения менее 1 миллиона человек.
Обжалуемым решением суда в удовлетворении требований истцов отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения – об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует:
- ФИО2 назначена на должность <данные изъяты>, является <данные изъяты>
- ФИО3 избрана ...
- ФИО5 избран ...
Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.07.2011 г. № 391кс с (дата) из штатного расписания Арбитражного Суда Смоленской области исключены 4 должности ... и включены в штатное расписание суда 4 должности ....
Статьей 41 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных суда в Российской Федерации» предусмотрена возможность образования в арбитражных судах субъектов Российской Федерации судебных составов, председатели которых утверждаются в этой должности президиумом соответствующего арбитражного суда из числа судей данного суда. Судебные составы формируются председателем арбитражного суда субъекта РФ. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного суда субъекта РФ сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.
Пунктом 3 Регламента Арбитражного суда Смоленской области, утвержденного приказом Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2010 г. № 71 (в редакции приказа от 29 января 2013 года № 11), предусматривается, что структура и штатное расписание Арбитражного суда Смоленской области утверждаются председателем арбитражного суда в пределах численности судей и работников аппарата, установленного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и с учетом примерных структур арбитражных судов, одобренных Советом председателей арбитражных судов и утвержденных приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В силу пункта 3 Приложения к Федеральному закону от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» основанием для определения должностного оклада судей областных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются показатели численности населения соответствующего субъекта Российской Федерации: до 1 миллиона человек, свыше 1 миллиона человек.
По сообщению Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области от 7 июня 2017 г. № ВА-69-13/7706-АР численность постоянного населения Смоленской области на 1 ... составила <данные изъяты> (л.д. 21). С учетом итогов Всероссийской переписи населения <данные изъяты> численность населения Смоленской области по состоянию <данные изъяты> составляла <данные изъяты> на <данные изъяты> - ...; на ... - <данные изъяты> на ... - <данные изъяты> на ...
Таким образом, показатели численности населения Смоленской области в ... годах уменьшились с <данные изъяты> человек до <данные изъяты> человек.
Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 1 июня 2015 г. № 455 было предписано председателям верховных судов республик, областных и равных им судов и федеральных арбитражных судов субъектов Российской Федерации, численность населения в которых уменьшилась с более 1 миллиона человек до менее 1 миллиона человек, привести должностные оклады судей, назначенных после снижения численности населения, в соответствие с действующим законодательством: установить оклад судьи, работающего в субъекте Российской Федерации с численностью населения менее 1 миллиона человек.
Согласно части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статье 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации», материальное обеспечение предоставляется судьям за счет государства, финансирование судов осуществляется в целом только за счет средств федерального бюджета.
Обязанность обеспечения деятельности арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в том числе материального обеспечения судей, согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. №7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» возлагается на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, который является главным распорядителем средств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Представлением Счетной палаты Российской Федерации от 9 июня 2015 <...> обращено внимание Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации на неверное применение отдельными судами, в том числе Арбитражным судом Смоленской области, размеров должностных окладов для судей в субъектах Российской Федерации с численностью населения до 1 миллиона человек, установленных Приложением 7 к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. № 269-ФЗ).
Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации письмом № СД-100/400 от 18.03.2016 указал председателям федеральных судов на случаи установления завышенных окладов для назначения судей судов субъектов Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек при численности населения в субъекте Российской Федерации менее миллиона человек, а также указал на необходимость представления на утверждение штатного расписания Арбитражного суда Смоленской области на 2016 год с уменьшением окладов ...: ФИО2, ФИО3, ФИО5
Во исполнение данного указания приказом (дата) утверждено штатное расписание, согласно которому размер должностных окладов истцов был снижен с <данные изъяты> (штатное расписание, утвержденное приказом (дата) ) до ...
Должностные оклады судей устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу председателя Верховного Суда РФ в соответствии с приложением 7 к Закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
При этом основанием для определения должностного оклада судей областных судов и арбитражных судов субъектов РФ являются показатели численности населения соответствующего субъекта РФ, где судья осуществляет свои полномочия: до 1 миллиона человек, свыше 1 миллиона человек.
Аналогичная норма закреплена в ФЗ от 10.01.1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (приложение к Федеральному закону).
Из анализа приведенных норм права следует, что ... арбитражного суда субъекта РФ каждые три года утверждается на новую должность – ... при назначении его на эту должность размер должностного оклада по должности подлежит определению исходя из условий, действующих на момент назначения (в зависимости от численности населения в соответствующем субъекте РФ).
Разрешая заявленные истцами требования, суд исходил из установленных обстоятельств дела и анализа приведенных норм материального права, на основе которых пришел к выводу, что размер должностных окладов истцов после утверждения их на должность председателя судебного состава в период, когда численность населения в Смоленской области сократилась и стала меньше 1 миллиона человек, должен определяться исходя из такой численности населения.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку гарантии сохранения ранее установленного должностного оклада действуют только в период замещения конкретной должности.
При изложенных обстоятельствах довод жалобы, что законодательство не предусматривает «назначение» на должность ... арбитражных судов и, что изменение статуса ... не происходит, основан на неверном толковании норм материального права.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
решение Ленинского районного суда города Смоленска от 30 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2, ФИО3, ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: