ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3882/2023 от 10.07.2023 Тюменского областного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0010-01-2022-002397-83

Номер дела в суде первой инстанции 2-77/2023

Дело № 33-3882/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Тюмень 10 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Чесноковой А.В.,

судей: Стойкова К.В.., Фёдоровой И.И.,

при секретаре –помощнике судьи: Микитенко А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 в лице представителя Пушкарёвой В.Э. на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 23 января 2023 года, которым, с учётом дополнительного решения от 12 апреля 2023 года, постановлено:

«В удовлетворении искового заявления ФИО1, <.......> года рождения (паспорт <.......>) к МКУ Администрация г.Ишима Тюменской области о признании решения Администрации г.Ишима от 28 октября 2022 года об отказе в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <.......> незаконным, о признании права ФИО1 на приватизацию жилого помещения по адресу: <.......>, о признании права собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <.......><.......><.......> - отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения представителя истца ФИО1 - ФИО10, действующей на основании доверенности от 28 июня 2022 года, а также являющейся третьим лицом по делу, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объёме, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г.Ишима Тюменской области о признании права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>, обязать заключить с ней договор приватизации на указанное жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что ранее между Администрацией города Ишима и ФИО4 был заключён договор служебного найма вышеуказанного жилого помещения. 27.06.2022 года ФИО4 умерла.

Согласно п.2.13 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда г. Ишима, утвержденного Решением Ишимской городской Думы от 26 декабря 2012 года № 201, Администрация города Ишима по заявлению гражданина, занимающего служебное жилое помещение на законных основаниях, принимает решение о приватизации служебных жилых помещений в порядке исключения в отношении лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющих право состоять на данном учете – членов семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение и который умер.

ФИО1 отвечает всем вышеуказанным критериям, она не имеет своего жилого помещения по договору социального найма или в собственности, не является членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, в <.......> проживает на законных основаниях, являлась матерью умершей ФИО4

ФИО1 на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, не состоит, но имеет право состоять на учете нуждающихся лиц в получении жилого помещения по договору найма жилого помещении из фонда социального назначения, обязанность по ведению такого учета предусмотрена ст.91.13 Жилищного кодекса РФ и возложена на муниципалитет.

01 июля 2022 года ФИО1 обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма жилого помещения из фонда помещения социального назначения. 14 июля 2022 года ею получен ответ из Администрации о предоставлении ей жилого помещения по <.......> по договору коммерческого найма, что свидетельствует о том, что она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

29 июля 2022 года истицей было получено уведомление об отказе в приватизации жилого помещения на основании того, что ФИО1 не состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В ответе администрации г.Ишима от 01 сентября 2022 года № 7426 ФИО1 было предложено представить дополнительные документы о её проживании на территории Тюменской области в течение пяти лет, после представления дополнительных документов 28 октября 2022 года на основании решения № 9270 было отказано в приватизации жилого помещения ввиду того, что она не состоит на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и не может состоять, так как не является малоимущей, ее доход превышает прожиточный минимум.

Истец считает данный отказ незаконным, так как в п.2.13 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима, утвержденного Решением Ишимской городской Думы от 26 декабря 2012 года № 201, не указан конкретный вид учета нуждаемости в предоставлении жилых помещений.

Полагает, что ФИО1 имеет право состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения из жилищного фонда социального использования в порядке ст.91.3 Жилищного кодекса РФ, учет указанных лиц должна вести Администрация г.Ишима. Данное основание учета предусмотрено для лиц, которые не являются малоимущими, но в силу своих материальных возможностей не могут приобрести жилое помещение для проживания, в том числе за счет кредитных средств.

ФИО1<.......> года, она не имеет своего жилого помещения и прав пользования каким-либо жилым помещением, имеет право состоять на учете на получение жилого помещения по договору найма из фонда социального назначения, в связи с чем имеет право на приватизацию служебного жилого помещения.

Уточнив исковые требования, представитель ФИО1ФИО10 просила признать незаконным решение Администрации г.Ишима Тюменской области от 28 октября 2022 года об отказе в приватизации жилого помещения; признать право ФИО1 на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>; признать право собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>.

Дополнительно указала, что учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в г.Ишиме не ведется. Администрацией г.Ишима не установлен максимальный размер дохода граждан и постоянно проживающих с ними членов семьи и стоимости подлежащего налогообложению имущества в целях признания их нуждающимися в предоставлении жилых помещений из фонда социального использования. Считает, что ФИО1 соответствует требованиям ст.91.3 Жилищного кодекса РФ для признания ее возможным нанимателем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, поскольку ее доход и стоимость подлежащего налогообложению имущества не превышает установленного максимума, истец не признана и не может быть признана малоимущей, о чем свидетельствует ее доход.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО10, действующая в отношении себя и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО6

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась.

Представитель истца, а также третье лицо ФИО10 требования поддержала.

Представитель ответчика МКУ Администрация г.Ишима Тюменской области ФИО5 с иском не согласилась.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец ФИО1

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель истца Пушкарёва В.Э. просит решение суда и дополнительное решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы, указывает, что единственным основанием для отказа в приватизации, согласно позиции ответчика, является отсутствие у истца права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Между тем, конкретный вид учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, или имеющих права состоять на таком учёте, решением Ишимской городской Думы от 26.12.2012 года № 201 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима» не установлен.

Полагает, что ФИО1 имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам найма жилых помещений социального использования (ст. 91.13 ЖК РФ) ввиду соответствия её критериям для постановки на такой учет, а именно: доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи; гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке. Тем самым полагает, что ФИО1 соответствует всем заявленным критериям.

Как указывает заявитель, отсутствие факта строительства объекта недвижимости - наемного дома социального использования, влечет, согласно выводу суда, невозможность ведения учета граждан, и, соответственно, отсутствие права состоять на данном учете. Таким образом, возникновение права у гражданина поставлено судом в зависимость от наличия механизма реализации такого права, однако законом не установлено такого критерия возникновения права у лиц, как наличие механизма реализации права.

Следовательно, факт отсутствия ведения в муниципальном образовании г. Ишима учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений из фонда жилых помещений социального назначения (ст. 91.13. ЖК РФ) не может влечь да собой отсутствие права на такой учет.

Единственное основание для отказа в приватизации спорного жилого помещения является опровергнутым, при этом подтверждено полное соответствие ФИО1 критериям, установленным п. 2.13. Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима, утвержденного Решения Ишимской городской Думы от 26.12.2012 года № 201 для приватизации жилого помещения в порядке исключения.

Кроме того, заявитель жалобы указывает, что Ишимской городской Думой на постоянной основе (предельный перерыв до настоящего времени составлял не более двух лет) велась работа по актуализации указанного Решения Ишимской городской Думы № 201, и, в случае необходимости внесения изменений в п. 2.13 вышеуказанного решения, при наличии в нем противоречий или несоответствия воле законодателя, он был бы изменен в момент принятия и введения в действие ст.ст. 91.3, 91.13 Жилищного кодекса Российской Федерации либо в течение ближайших лет после ее введения. Однако по состоянию на текущую дату изменений в данный пункт не внесено, он никем не оспорен в установленном законом порядке, не признан противоречащим законодательству, а значит его написание и прочтение полностью соответствует действующему закону и воле законодателя.

Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что согласно требований ст. 131 ГПК РФ процессуальный документ должен содержать наименование суда, в который подается заявление. Вместе с тем, судом приобщен отзыв ответчика, адресованный в Тюменский областной суд, при условии рассмотрения требования в Ишимском городском суде.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Администрации г. Ишима просит решение суда оставить без изменения.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Истец ФИО1, представитель ответчика – МКУ Администрации г. Ишима Тюменской области, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,

постановлением администрации г.Ишима от 19 ноября 2012 года № 1965 квартира, расположенная в многоквартирном доме по адресу: <.......> состоит в списке служебных жилых помещений специализированного жилого фонда (т. 1, л.д. 168-172).

Выпиской из реестра муниципальной собственности от 14 июля 2022 года № 149 подтверждается, что вышеуказанная квартира является муниципальной собственностью и состоит в реестре муниципального имущества г.Ишима, реестровый номер № И7203874к (т. 1, л.д. 147).

Из договора найма служебного жилого помещения № 71 от 28 ноября 2012 года между муниципальным образованием городской округ город Ишим и ФИО4 следует, что ФИО4 и членам ее семьи: ФИО1 - матери и ФИО10 – дочери, передано во владение и пользование для временного проживания в нем жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 30 октября 2012 года, состоящее из квартиры, общей площадью 58,9 кв.м., расположенное по <.......> (т.1, л.д. 12-14).

Согласно свидетельству о смерти ФИО4 умерла 27 июня 2022 года (т. 1, л.д. 9).

Из сообщения Межмуниципального отдела МВД Российской Федерации «Ишимский» УМВД России по Тюменской области следует, что, истец ФИО1, ФИО10 и ФИО6 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <.......>. (т. 1, л.д.139)

5 июля 2022 года ФИО1 обратилась в Администрацию г.Ишима Тюменской области с заявлением, в котором просила оформить договор приватизации <.......>, указав при этом, что имеет право на приватизацию служебного жилого помещения в связи со смертью дочери ФИО4, ссылаясь на п.2.13 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима", а также на то, что ею подано заявление о постановке на учет нуждающейся в предоставлении жилого помещения по найму из фонда социального использования в порядке ст.ст. 91.3, 91.13 Жилищного кодекса РФ (т. 1, л.д. 111-167). К заявлению были представлены:

- копия паспорта ФИО1, <.......> года рождения, адрес регистрации <.......>;

- справка о заключении брака № А-01433 от 04 июля 2022 года, свидетельство о рождении (т. 1, л.д. 117-122), подтверждающие, что ФИО10 является дочерью ФИО4;

- копия свидетельства о рождении ФИО6, дочери ФИО10 (т. 1, л.д. 123);

- копия свидетельства о рождении ФИО7 и справка о заключении ею брака и его расторжении, присвоении фамилии Якименко (т. 1, л.д. 128-131), копия свидетельства о смерти ФИО4 (т. 1, л.д. 124).

Из материалов дела следует, что в собственности у ФИО1, ФИО10, ФИО6 отсутствует недвижимое имущество, это было установлено в ходе проведения проверки по поступившему к ответчику заявлению.

Согласно уведомления ответчика от 29 июля 2022 года № 6323 (т. 1, л.д. 160-161) ФИО1 отказано в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <.......> соответствии с п. 2.9 административного регламента предоставления муниципальной услуги, согласно которого помещение не подлежит приватизации, по причине непредоставления документов, указанных в п. 2.6.1 к административному регламенту - не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства с 11 июля 1991 года по 22 октября 2010 года, документы от ФИО10 на отказ в приватизации, документы, подтверждающие изменение имен, фамилий, отчеств. Также указано, что у ФИО1 отсутствует право на приватизацию жилого помещения в соответствии с п. 2.13 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима, по причине того, что она не относится ни к одной категории вышеперечисленных граждан, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не состоит. С заявлением о принятии на учет не обращалась.

Уведомлением Администрации города Ишима от 01 сентября 2022 года № 7426 ФИО1 предложено дополнительно для оценки права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма представить сведения о регистрации по месту жительства с 11 июля 1991 года по 06 июля 2022 года, документы от ФИО10 на отказ в приватизации, документы, подтверждающие изменение имен, фамилий, отчеств, которые не могут быть получены в рамках информационного взаимодействия (т. 1, л.д.165).

5 октября 2022 года ФИО1 дополнительно представила документы (т. 1, л.д. 55-68), из которых следует, что ФИО4, являлась добровольным переселенцем, вместе с семьей: матерью ФИО1 и дочерью ФИО8 переехала в Россию, свидетельство об участии в программе переселения соотечественников было выдано 12 сентября 2008 года. Помимо указанных документов также представлено нотариальное согласие ФИО10 на приватизацию квартиры (т. 1, л.д. 65).

В рамках дополнительной поверки по запросу от 05 октября 2022 года в АУ «Ишимский городской ЦСОН «Забота» установлено, что ФИО1 не признана малоимущей, с 25 июля 1977 года является почетным донором, с 07 июля 2009 года ветеран труда (т. 1, л.д. 81).

Согласно ответа Пенсионного фонда от 05 октября 2022 года размер пенсии ФИО1 составляет 30 584, 69 рублей (т. 1, л.д. 85).

28 октября 2022 года администрацией г.Ишима уведомлением № 9270 ФИО1 отказано в приватизации спорной квартиры в связи с тем, что заявитель не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации г.Ишима, с заявлением о принятии её на учет не обращалась, месячный доход превышает прожиточный минимум, малоимущим гражданином не признана. В связи с чем, отсутствуют основания для признания ФИО1 нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также основания для приватизации ею квартиры в порядке исключения.

1 июля 2022 года ФИО1 обратилась в администрацию г.Ишима с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся на получение жилого помещения из жилого фонда коммерческого использования, мотивируя тем, что является пенсионером по старости, не имеет жилого помещения в собственности или по договору социального найма и не имеет дохода, достаточного для приобретения жилого помещения, в связи с чем может состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений в порядке ст.ст. 91.13; 91.16 Жилищного кодекса РФ, п.1.5 решения Ишимской городской Думы № 371 от 25 марта 2010 года (т. 1, л.д. 7).

Из ответа Администрации г.Ишима от 14 июля 2022 года № 5832 следует, что принято решение о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору коммерческого найма по адресу: <.......>, а также разъяснен порядок постановки на учет для получения жилого помещения по договору социального найма.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, доказательств, представленных сторонами, пришёл к правильному выводу о том, что отказ в приватизации ФИО1 на основании решения Администрации г.Ишима от 28 октября 2022 года является обоснованным. ФИО1 не является малоимущим гражданином, не имеет других оснований состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, не состоит на указанном учете, действие п.2.13 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима на нее не распространяется, в связи с чем, у нее отсутствует право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Стороны не оспаривали и не оспаривают тот факт, что ФИО1 не имеет в собственности недвижимого имущества, жилого помещения по договору социального найма, является членом семьи собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не оспаривали то обстоятельство, что ФИО1 не признана малоимущим гражданином и не может состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2021) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии с Решением Ишимской городской Думы от 26.12.2012 N 201 (ред. от 23.11.2022) "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима" утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима", в п. 2.13 которого указано, что Администрация города Ишима по заявлению гражданина, занимающего служебное жилое помещение на законных основаниях, принимает решение о приватизации отдельных служебных жилых помещений в порядке исключения, в отношении лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющих право состоять на данном учете:

1) пенсионеров по старости;

2) членов семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение и который умер;

3) инвалидов I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Согласно п. 2.14. Положения, приватизация служебного жилого помещения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом 04 июля 1991г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Судом первой инстанции было установлено, как указано выше, что истец ФИО1 не признана и не является малоимущим гражданином, оснований состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма не имеет, и не состоит на указанном учете.

Согласно направленного в адрес Администрации г.Ишима Тюменской области 5 июля 2022 года заявления, ФИО1 просила оформить договор приватизации <.......>, указав, что имеет право на приватизацию служебного жилого помещения в связи со смертью дочери ФИО4, ссылаясь на п.2.13 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима", а также на то, что ею подано заявление о постановке на учет нуждающейся в предоставлении жилого помещения по найму из фонда социального использования в порядке ст.91.3, 91.13 Жилищного кодекса РФ.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

Вопрос предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования по договору найма жилого помещения подлежит регулированию ст. 91.15 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что такие помещения предоставляются гражданам, принятым на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и которые соответствуют при заключении указанных договоров установленным ч. 1 ст. 91.3 или в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 91.17 настоящего Кодекса условиям, в порядке очередности исходя из времени принятия этих граждан на учет.

Согласно ст. 91. 3 Жилищного кодекса РФ жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае, если:

1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.

Указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества устанавливается органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и не может превышать размер, позволяющий такому гражданину и таким членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования.

Жилые помещения не предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно ч. 1 ст. 91.17 ЖК РФ цель использования здания в качестве наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования устанавливается, изменяется (наемный дом социального использования становится наемным домом коммерческого использования, наемный дом коммерческого использования становится наемным домом социального использования) либо использование здания в качестве наемного дома прекращается с учетом требований, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 91.17 Жилищного кодекса РФ решением, актом или договором, устанавливающими в соответствии с частью 1 настоящей статьи цель использования здания в качестве наемного дома социального использования или изменяющими цель использования наемного дома коммерческого использования (наемный дом коммерческого использования становится наемным домом социального использования), могут быть установлены следующие условия:

1) предоставление жилых помещений в таком доме по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, относящимся к одной категории или нескольким категориям граждан из числа граждан, указанных в ч. 1 ст. 91.3 настоящего Кодекса.

В силу ст. 91.13 Жилищного кодекса Российской Федерации учет граждан, имеющих в соответствии с ч. 1 ст. 91.3 настоящего Кодекса право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования), осуществляется органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (далее - орган, осуществляющий учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования).

Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие указанных граждан условиям, установленным ч. 1 ст. 91.3 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром. В случаях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 4 настоящей статьи, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту их жительства. Принятие на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных законными представителями недееспособных граждан.

Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется в порядке очередности исходя из времени подачи заявлений о принятии на учет и документов, указанных в части 2 настоящей статьи. Временем принятия на этот учет граждан считается время подачи указанных заявлений и документов, а временем принятия на этот учет граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, - время принятия указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Постановлением Правительства Тюменской области от 04.07.2016 N 265-п (ред. от 18.08.2016) "О регулировании отдельных правоотношений в сфере предоставления жилищного фонда социального использования" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" утвержден Порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

В силу п. 2 настоящего Порядка нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования признаются граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ, а также по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, в случае, если они соответствуют одновременно следующим условиям:

1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов семьи и стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих с ним членов семьи, не превышает устанавливаемый в соответствии с приложением № 5 к настоящему Порядку максимальный размер;

2) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов семьи и стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих с ним членов семьи, превышает размер, устанавливаемый в соответствии со статьями 8.1., 8.2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области N 137).

В судебном заседании было установлено, что истец ФИО1 не признана и не является малоимущим гражданином, не состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, и не имеет других оснований состоять на указанном учете.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Администрации г.Ишима от 28 октября 2022 года в приватизации ФИО1 жилого помещения - <.......>.

Также судом первой инстанции было установлено, что учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования на территории г.Ишима не ведется по причине отсутствия указанного фонда, а отсутствие факта строительства указанного объекта недвижимости влечет невозможность ведения учета граждан, и соответственно в связи с отсутствием наемных домов социального использования на территории г.Ишима нельзя признать обоснованным, что имеются какие-либо нарушения со стороны ответчика в отсутствии указанного учета.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что пункт 1.5. Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в городе Ишиме", утвержденный решением Ишимской городской Думы от 25.03.2010 N 371 (ред. от 24.12.2020) не связывает право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма с нуждаемостью гражданина в предоставлении жилого помещения, и не указывает на необходимость состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений и о праве состоять на указанном учете.

Кроме того, исходя из анализа ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2021) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", п. 2.13 Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима", утвержденного Решением Ишимской городской Думы от 26.12.2012 N 201 (ред. от 23.11.2022) предусмотрена приватизация в порядке исключения для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющих право состоять на данном учете, данное право предусмотрено по существу нормативным актом муниципального органа, на момент включения в указанный пункт исключения из приватизации служебных жилых помещений, иного учета граждан, как на получение жилого помещения по договору социального найма не имелось.

Судебная коллегия полагает, что администрация города Ишима принимает решение о приватизации отдельных служебных жилых помещений в порядке исключения, и заключение договора приватизации в отношении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда относится к компетенции ответчика и является его правом, а не обязанностью.

Поскольку заключение договора приватизации в отношении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда относится к компетенции ответчика и является его правом, а не обязанностью, то отказ в приватизации ФИО1 на основании решения Администрации г.Ишима от 28 октября 2022 года правомерно признан обоснованным. При этом, установлено, что ФИО1 не является малоимущим гражданином, не имеет других оснований состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, и не состоит на указанном учете, в связи с чем действие п.2.13 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Ишима на нее не распространяется, а потому, у нее отсутствует право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>.

Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения иска о признании решения Администрации г.Ишима от 28 октября 2022 года об отказе в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <.......> незаконным, и как следствие не имеется оснований для признании права ФИО1 на приватизацию жилого помещения, о возложении обязанности на ответчика заключить с ФИО1 договор приватизации на спорное жилое помещение, о признании права собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Ишимского городского суда Тюменской области от 23 января 2023 года и дополнительное решение Ишимского городского суда Тюменской области от 12 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июля 2023 года