ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3883/2013 от 29.10.2013 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья АсанидзеЭ.Г. Дело № 33–3883/2013 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск 29 октября 2013года

Судебная коллегия погражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующегоЖаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А.и Федоровой Л.Г., 

при секретареШаряевой Л.О.

рассмотрела воткрытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министра строительстваУльяновской области Букина А*** В*** на решение Ленинского районного судагорода Ульяновска от 23 августа 2013 года, которым постановлено:

Заявление исполняющего обязанности Главы администрациигорода Ульяновска удовлетворить.

Признатьнезаконным акт контроля Министерства строительства Ульяновской области засоблюдением органом местного самоуправления законодательства оградостроительной деятельности №*** от 22 мая 2013 года и предписание № *** от22 мая 2013 года об устранении нарушений по данному акту.

Заслушав докладсудьи Логинова Д.А. по делу, пояснения представителя администрации г.Ульяновскаи Комитета архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска АладинойД.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным,судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Исполняющий обязанности главы города Ульяновска Шемет В.Н. обратился всуд с заявлением о признании незаконными акта контроля Министерства строительства Ульяновской области засоблюдением органом местного самоуправления законодательства оградостроительной деятельности № *** от 22.05.2013 и предписания № *** от22.05.2013 об устранении нарушений по данному акту.

В обоснование заявления указал, что оспариваемым предписаниемадминистрации г.Ульяновска предложено в срок до 30.07.2013 рассмотретьзаявление Романовой Л.Н., действующей за Анисимову Л.Д., о предоставленииземельного участка, расположенного в с.Б***, 150 м северо-западнее дома № ***по ул.Г*** для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, контрольные полномочия Министерства строительстваУльяновской области за соблюдением органами местного самоуправлениязаконодательства о градостроительной деятельности не включают в себя контроль всфере земельного законодательства и в части разрешения обращений граждан.

Данные о площади испрашиваемого земельного участка необходимы для всестороннегорассмотрения заявлений о выделении земельного участка для ИЖС.

Но, при проверке позаявлению Романовой Л.Н., действующей за Анисимову Л.Д., не учитывалось то, чтоградостроительными регламентами Правил землепользования и застройки муниципальногообразования «город Ульяновск» установлен минимальный размер земельного участка,предоставляемого для индивидуального жилищного строительства – 300 кв.м., чтопредполагает возможность предоставления земельных участков большей площадью ине отражает потребность заявителей при обращении о предоставлении земельногоучастка.

Пунктом 1 решенияУльяновской Городской Думы от 30.05.2002 №77 «О нормах предоставления земельныхучастков в собственность граждан на территории г.Ульяновска» установленыпредельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам всобственность и расположенных в границах муниципального образования «ГородУльяновск» в границах населенного пункта «город Ульяновск», для индивидуальногожилищного строительства – от 0,03 до 0,10 га. В этой связи, данные о площадииспрашиваемого земельного участка необходимы администрации г.Ульяновска длявсестороннего рассмотрения заявлений на предоставление земельных участков дляиндивидуального жилищного строительства.

Просил признать незаконным акта контроля Министерства строительства Ульяновской области засоблюдением органом местного самоуправления законодательства оградостроительной деятельности № 46 от 22.05.2013 и предписание об устранениинарушений по акту контроля № 23 от 22.05.2013.

Рассмотревзаявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе министр строительстваБукин А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новоерешение.

В обоснование жалобы со ссылкой на положенияГрадостроительного кодекса РФ (ч.1 ст.6.1, ч.2 ст.8.1, ч.1, 3 ст.4), а также нап.2.44 раздела 2 Положения о Министерстве строительства указывает, чтоминистерство строительства Ульяновской области осуществляет полномочия поконтролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства оградостроительной деятельности.

Отказ администрации г.Ульяновска отрассмотрения заявления Романовой Л.Н., представляющей интересы Анисимовой Л.Д.о выделении земельного участка не обоснован.

Администрация г.Ульяновска не выделилаземельный участок в минимальном размере, указав в ответе заявителю онеобходимости обосновать размер земельного участка, хотя это не установленоположениями ст.30.1 Земельного кодекса РФ.

Минимальный размер земельного участкаустановлен в 300 кв.м.

Полагает, что были выявлены нарушения ст.30.1и ст.31 Земельного кодекса РФ. Поскольку испрашиваемый земельный участок не былпоставлен на кадастровый учет, необходимо было руководствоваться п.5 ст.30Земельного кодекса РФ.

С учетом выявленных нарушений был составленакт № 46 и предписание № 23.

В судебное заседание представительМинистерства строительства Ульяновской области не явился, о слушании делаизвещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможнымрассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Проверив материалыдела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находитоснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что 18.03.2013 от адвоката Романовой Л.Н.,действующей в интересах Анисимовой Л.Н. на основании ордера, в адрес Главыадминистрации г.Ульяновска поступило заявление о предоставлении в аренду подиндивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного вг.Ульяновске, 150 метров северо-западнее дома №*** по ул.Г*** в с.Б***.

15.05.2013 Комитетом архитектуры и градостроительства администрацииг.Ульяновска в адрес Романовой Л.Н. и Анисимовой Л.Н. направлен ответ о том,что принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка не представляетсявозможным, поскольку на основании заявления определить место размещенияиспрашиваемого земельного участка невозможно. Кроме того, в заявленииотсутствует площадь данного земельного участка, что не соответствуеттребованиям п.1 ст.31 Земельного кодекса РФ.

22.05.2013 по заявлению адвоката Романовой Л.Н., действующей винтересах Анисимовой Л.Н., Министерством строительства Ульяновской области наосновании распоряжения от 25.04.2013 № 85-од проведены мероприятия по контролюза соблюдением администрацией г.Ульяновска законодательства о градостроительнойдеятельности.

По результатам проверки составлен акт № 46 и предписание № 23, которымв срок до 30.07.2013 предложено, в соответствии с законодательством,рассмотреть по существу заявление Романовой Л.Н., действующей за АнисимовуЛ.Д., о предоставлении земельного участка, расположенного в с.Б***, 150 ссеверо-западнее дома № *** по ул.Г*** для индивидуального жилищногостроительства. 02.07.2013 предписание и акт направлены исполняющему обязанностиГлавы администрации МО «город Ульяновск».

В соответствии с ч.1 ст.8.1 Градостроительного кодекса РФ федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализациигосударственной политики, оказанию государственных услуг, управлениюгосударственным имуществом в сфере строительства, градостроительства,промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства,органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляетсягосударственный контроль за соблюдением соответственно органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправлениязаконодательства о градостроительной деятельности (далее в настоящей статье -органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства оградостроительной деятельности), в том числе контроль за: 1) соответствиемнормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальныхправовых актов законодательству о градостроительной деятельности; 2)соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативныхправовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов всоответствие с требованиями настоящего Кодекса; 3) соблюдением процедур,установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовкии утверждения документов территориального планирования, правил землепользованияи застройки, документации по планировке территории, градостроительных плановземельных участков.

Как следует из ч.2ст.8.1 Градостроительного кодекса РФ в целях осуществления данного контролядолжностным лицам органов, осуществляющих контроль, предоставлено правопроводить проверки деятельности органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственныхим организаций.

Согласно ч.3ст.8.1 Градостроительного кодекса РФ в случае выявление фактов нарушенияорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления законодательства о градостроительной деятельностидолжностные лица органов, осуществляющих контроль обязаны: направлять всоответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации,органы местного самоуправления обязательные предписания об устранениивыявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности иустанавливать сроки устранения таких нарушений.

Как установленоп.3.1 Положения «О контроле за соблюдением органами местного самоуправлениязаконодательства о градостроительной деятельности на территории Ульяновской области»,утвержденного Постановление Правительством Ульяновской области № 381 от01.11.2007, контроль за соблюдением органами местного самоуправлениязаконодательства о градостроительной деятельности включает: 3.1.1. Контроль засоответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительнойдеятельности; 3.1.2. Контроль за соблюдением установленных федеральнымизаконами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие стребованиями Градостроительного кодексаРоссийской Федерации; 3.1.3. Контроль за соблюдением процедур, установленныхзаконодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждениядокументов территориального планирования, правил землепользования и застройки,документации по планировке территории, градостроительных планов земельныхучастков; 3.2. Контроль за соответствием муниципальных правовых актовзаконодательству о градостроительной деятельности - совокупность действийуполномоченных должностных лиц Министерства, связанных с проведением проверкисоответствия муниципальных правовых актов (уставов муниципальных образований,нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований,нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправленияУльяновской области) положениям действующего законодательства оградостроительной деятельности и закреплением результатов проверки в форме актаконтроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства оградостроительной деятельности (далее - акт контроля) согласно приложению N 1 к настоящему Положению;3.3. Контроль за соблюдением установленных федеральными законами сроковприведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиямизаконодательства о градостроительной деятельности - совокупность действийуполномоченных должностных лиц Министерства, связанных с проведением проверкисроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиямизаконодательства о градостроительной деятельности и закреплением результатов проверкив форме акта контроля; 3.4. Контроль за соблюдением процедур, установленныхзаконодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждениядокументов территориального планирования, правил землепользования и застройки,документации по планировке территории, градостроительных планов земельныхучастков - совокупность действий уполномоченных должностных лиц Министерства,связанных с проведением проверки соблюдения процедур, установленныхзаконодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждениядокументов территориального планирования, правил землепользования и застройки,документации по планировке территории, градостроительных планов земельныхучастков и закреплением результатов проверки в форме акта контроля.

Принимая во вниманиеуказанные нормы права, судебная коллегия соглашается с выводом суда первойинстанции об отсутствии у Министерства строительства Ульяновской области полномочий для проведения проверки позаявлению адвоката Романовой Л.Н., действующей в интересах Анисимовой Л.Н.

В оспариваемых актеи предписании со ссылками на ст.30.1, ст.31 Земельного кодекса РФ, а также наПравила землепользования и застройки г.Ульяновска указывается на незаконностьотказа администрации г.Ульяновска, в связи с тем, что отсутствуют требования поуказанию в заявлении площади земельного участка, а кроме того, орган местногосамоуправления в двухнедельный срок со дня получения заявления не выполнилтребования ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ, а также не обеспечил выборземельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимостис учетом экологических, градостроительных и иных условий использованиясоответствующей территории и недр в ее границах посредством определениявариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях,предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственнымиорганами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Как следует из ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставлениегражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, осуществляется на основаниирешения исполнительных органовгосударственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правомпредоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции всоответствии со статьями 9,10и 11настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.4 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставлениеземельного участка для строительства без предварительного согласования места размещенияобъекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированиюземельного участка, которые включают формирование участка и постановку его накадастровый учет; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов)или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов,аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельногоучастка или продаже права на заключение договора аренды или предоставлениеучастка без проведения торгов.

Согласно ч.1 ст.30.1Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель,находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляютсяв собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5и 5.1 пункта 1статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование безпредварительного согласования места размещения объекта.

В соответствии сч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в арендудля индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основаниизаявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Вдвухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении варенду земельного участка исполнительный орган государственной власти или органместного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продажеземельного участка или права на заключение договора аренды такого земельногоучастка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении варенду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка,его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании,определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерациифедеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципальногообразования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений наофициальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РоссийскойФедерации федерального органа исполнительной власти, субъекта РоссийскойФедерации, муниципального образования (при наличии официального сайтамуниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечениимесяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении варенду земельного участка заявления не поступили, исполнительный органгосударственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельногоучастка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзацепервом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключениюс указанным гражданином в двухнедельный срок после государственногокадастрового учета такого земельного участка.

Согласно п.6 ч.1ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастренедвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения обуникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе площадь,определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным закономтребований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание илипомещение.

Как установленост.37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастренедвижимости» результатом кадастровых работ является межевой план, который всоответствии со ст.38 указанного Закона должен содержать сведения о площадиземельного участка.

Согласно ч.1 ст.31Земельного кодекса РФ, в заявлении гражданина о предоставлении земельногоучастка для строительства должны быть указаны назначение объекта, предполагаемоеместо его размещения, обоснование примерного размера земельного участка,испрашиваемое право на земельный участок.

При обращенииРомановой Л.Н. в интересах Анисимовой Л.Н. не была указана площадь земельногоучастка, который она просила предоставить для индивидуального жилищногостроительства, что не позволило установить место его размещения. Каких-либообстоятельств, предоставляющих ей право на первоочередное предоставлениеземельного участка, в ходе рассмотрения дела не установлено.

При данных обстоятельствахсудебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, чтоотсутствие в заявлении гражданина сведений о площади испрашиваемого земельногоучастка не позволило принять решение о предоставлении земельного участка.

Кроме того, с заявлениямиот имени Анисимовой Л.Н. обращалась действующая по ордеру адвокат Романова Л.Н.

В соответствии с ч.2ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации» ордер на исполнение поручения выдаетсясоответствующим адвокатским образованием в случаях, предусмотренных федеральнымзаконом. Доверенности на представление Романовой Л.Н. интересов Анисимовой Л.Н.при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка, а также приобращении в Министерство строительства Ульяновской области представлено небыло.

С учетом указанныхобстоятельств судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции обудовлетворении заявления о признании незаконными акта контроля и предписанияМинистерства строительства Ульяновской области.

Доводы апелляционнойжалобы о необходимости выделения земельного участка в минимальном размере (300кв.м) судебной коллегией отклоняются, поскольку не основаны на положенияхдействующего законодательства. Согласно ст.31 Земельного кодекса РФ примерный размер испрашиваемого земельногоучастка должен указать гражданин.

Как следует из ч.1ст.3 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительнойдеятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иныхнормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иныхнормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.4Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяетсяземельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особоохраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охранеобъектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народовРоссийской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данныеотношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Вместе с тем,в соответствии с ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса РФ законодательство оградостроительной деятельности регулирует отношения по территориальномупланированию, градостроительному зонированию, планировке территории,архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектовкапитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также поэксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

В данномслучае предметом оспариваемой проверки являлась законность рассмотренияобращения о предоставлении земельного участка.

Как следует из ч.2ст.6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земельныеучастки.

Согласно ч.1 ст.3Земельного кодекса РФ отношения по использованию и охране земель в РоссийскойФедерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих насоответствующей территории (земельные отношения) регулирует земельное законодательство.

При данныхобстоятельствах доводы жалобы о том, что Министерство строительства Ульяновскойобласти осуществляет полномочия по контролю за соблюдением органами местногосамоуправления законодательства о градостроительной деятельности основанием дляотмены оспариваемого решения не являются.

Иные доводыапелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции ине могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства делаисследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам данаправовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушенийнорм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отменусудебного постановления, не усматривается.

При такихобстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводамапелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясьст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинскогорайонного суда города Ульяновска от 23 августа 2013 года оставить без изменения,а апелляционную жалобу Министра строительства Ульяновской области Букина А*** В***– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи