АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 21 июня 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Быстрова О.В.,
судей Луневой С.П., Медведевой Д.С.,
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г.Ставрополя по доверенности ФИО1
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 24 декабря 2015 года
по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 в интересах малолетнего ФИО3 …. года рождения, ФИО4 к администрации города Ставрополя о признании постановления администрации города Ставрополя незаконным и обязании администрации города Ставрополя устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО3, … года рождения, от имени и в интересах которого действует законный представитель его мать ФИО3 и ФИО4 путем принятия решения об отмене постановления администрации города Ставрополя,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 в интересах малолетнего ФИО3, …. года рождения, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ставрополя, в котором просят признать постановление администрации города Ставрополя от 05.03.2015 №443 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном доме № 21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Ставрополе Ставропольского края, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 - 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения города Ставрополя на 2014 - 2017 годы» незаконным; обязать администрацию города Ставрополя устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО3 … года рождения, от имени и в интересах которого действует законный представитель, его мать, ФИО2, и ФИО4 путём принятия решения об отмене постановления администрации города Ставрополя от 05.03.2015 №443 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном доме № 21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Ставрополе Ставропольского края, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 - 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения города Ставрополя на 2014 - 2017 годы».
Требования мотивировали тем, что обжалуемое постановление об изъятии у них вышеуказанного земельного участка и жилых помещений незаконно по тем основаниям, что согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В силу п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
ФИО3, … года рождения, является собственником квартиры № 9 в жилом доме №21, расположенном по пр. Октябрьской революции в г. Ставрополе. Ему, как собственнику вышеуказанной квартиры, ни по решению суда, ни по соглашению, никогда не предоставлялось другое жилое помещение взамен изымаемого. Ввиду этого ссылка в уведомлении об изъятии от 12.03.2015 № 05/1-14/1-2971 на решение суда является несостоятельной. Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 19.09.2011, касавшееся предоставления квартиры на праве социального найма как временного жилья, было вынесено в отношении предыдущего собственника квартиры № 9, расположенной по вышеуказанному адресу. ФИО4 является собственником квартиры № 10 в жилом доме № 21, расположенном по пр. Октябрьской революции в г. Ставрополе. Ей, как собственнику вышеуказанной квартиры, ни по решению суда, ни по соглашению, никогда не предоставлялось другое жилое помещение взамен изымаемого.
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 19.09.2011, касавшееся предоставления квартиры на праве социального найма как временного жилья, было вынесено в отношении предыдущего собственника квартиры № 10, расположенной по вышеуказанному адресу.
В оспариваемом постановлении, в нарушение п. 1 ст. 279 ГК РФ, не указано на произведение изъятия путем выкупа и не установлена выкупная цена объектов недвижимого имущества, что свидетельствует о намерении администрации города Ставрополя лишить их земельного участка и жилых помещений, а не об их изъятии.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 24 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г.Ставрополя по доверенности ФИО1 просит обжалуемое решение суда отменить в полном объеме, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме, указывая, что спорный дом был отнесен к категории непригодного для проживания. Кроме того дом является памятником архитектуры 19 века и находится под охраной государства. Данный дом и его историко-культурное значение не утрачены, следовательно, сносу не подлежит, и должен сохранятся путем проведения ремонтно-реставрационных работ.
Администрацией города Ставрополя в 2011-2012 собственниками квартир в доме № 21 по пр.Октябрьской Революции: ФИО4, ФИО2, на основании решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от 06.04.2011, вступившего в законную силу 31.05.2011, во внеочередном порядке были предоставлены равнозначные жилые помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
01.06.2011 между собственниками ФИО4 и ФИО5 заключено соглашение о реальном разделе квартиры №9 по пр.Октябрьской Революции, 21 и прекращении долевой собственности. В результате раздела образованным квартирам были присвоены новые почтовые адреса. Квартира №9 перешла в собственность ФИО4, а квартира №10 в собственность ФИО3
На основании решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от 19.09.2011, вступившего в законную силу 15.11.2011, ФИО2 и ФИО3 во внеочередном порядке было предоставлено равнозначное жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
10.12.2014 был направлен запрос в МУП «Жемчуг». В результате чего было установлено следующее: ФИО4 отказалась от приватизации квартиры № 28 по ул. Куйбышева, 46а в пользу ФИО2 и ФИО3 в равных долях (договор о передаче жилья в собственность от 23.07.2012 № 1-43953), затем ФИО2 13.03.2013 подарила свою 1/2 долю брату ФИО6;
ФИО2 отказалась от приватизации квартиры № 22 по ул.Магистральная, 12 в пользу дедушки ФИО7 (договор о передаче жилья в собственность от 18.03.2013 № 1-44337), а последний в свою очередь 25.05.2013 продал квартиру ФИО8
В дальнейшем произошла смена собственников квартир, признанных непригодными для проживания в доме № 21 по проспекту Октябрьской Революции. Квартира № 10 подарена 20.09.2013 ФИО4, а квартира № 9 подарена 18.12.2013 ФИО3
Считает, что заявители отказались в добровольном порядке вернуть в муниципальную собственность квартиры, взамен предоставленных им по решению суда. Настаивают на повторном предоставлении им квартир в рамках реализации Программы на условиях договора мены на квартиры, признанные непригодными для проживания.
В 2014 году собственники квартир в доме № 21 по проспекту Октябрьской Революции ФИО2 - № 9, ФИО4 - № 10 обращались в администрацию города Ставрополя с заявлениями об участии в Программе путем переселения в другое благоустроенное жилое помещение.
Указывает, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом, администрацией города Ставрополя не принималось. Поскольку дом был исключен из краевой адресной программы, срок расселения граждан по объективным причинам не мог быть установлен. Требование о выплате выкупной цены либо о предоставлении в собственность других жилых помещений с зачетом стоимости помещений, непригодных для проживания, в выкупную цену в судебном заседании собственники не заявляли.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (пункт 2 части 8); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3 части 8).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемым постановлением администрации города Ставрополя от 05.03.2015 № 443 нарушены права административных истцов ФИО3 и ФИО4 на приобретение в собственность жилых помещений в рамках Подпрограммы путем заключения договора мены жилых помещений.
Изложенный вывод суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, нельзя признать правильными, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, материальный закон, подлежащий применению для разрешения заявленного спора.
Согласно пунктам "к" части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 г., она утверждается на период до 1 сентября 2017 г. (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ).
По смыслу части 2 статьи 16 поименованного федерального закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в специальный перечень, являющийся обязательной составляющей этой программы, включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений в других строениях к категории непригодных для постоянного проживания до 23 сентября 2003 г. был регламентирован Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529 (далее - Положение от 5 ноября 1985 г.).
Согласно данному положению вопросы о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания рассматривались межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов (пункт 1.2, 3.2). Названные комиссии осуществляли свою работу на основании заявления владельца дома, направленного в исполнительный комитет Совета народных депутатов (пункт 3.3), по окончании работы оформлялся акт с обязательным отражением в нем оснований признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований (пункт 3.4). Акт утверждался исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов с принятием решения, о чем сообщалось владельцу дома, нанимателю жилого помещения (пункт 3.5).
Как следует из пояснительной записки к проекту оспариваемого постановления, многоквартирный дом № 21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Ставрополе был отнесен к категории непригодного для проживания на основании постановления главы города Ставрополя от 20.10.2005 № 4385 «Об утверждении акта отнесения дома по проспекту Октябрьской Революции, 21 в городе Ставрополе к категории непригодного для проживания» вследствие нахождения дома в аварийном состоянии.
Ранее указанный дом был включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2008 - 2011 годы», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 17 декабря 2008 г. № 196-п.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 12 мая 2009 г. № 128-п дом был исключен из Программы № 196-п, поскольку является памятником градостроительства и архитектуры XIX века (Дом купца ФИО9, 1880 года постройки), объектом культурного наследия народов Российской Федерации и находится под охраной государства. На основании постановления главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 № 600 дом включен в Список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденный решением крайисполкома от 01.10.1981 № 702.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. Данный дом и его историко-культурное значение не утрачены, следовательно, сносу не подлежит, и должен сохранятся путем проведения ремонтно-реставрационных работ.
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» были внесены изменения в пункт 2 статьи 2, пункт 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N° 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в частности, перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, был дополнен аварийными многоквартирными домами, подлежащими реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В настоящее время указанный дом включен в перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 - 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014 - 2017 годы», утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 12.11.2013 № 4031, а также во второй этап краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 17 июня 2013 г. № 237-п.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом местного самоуправления к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и помещений подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственники помещений не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка и жилых помещений должны быть уведомлены в письменной форме о принятом решении об изъятии, а также о дате осуществленной государственной регистрации такого решения.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в Программу по переселению граждан, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Закона
№ 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупная цена изымаемого земельного участка и жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
С момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и жилых помещений до достижения указанного соглашения собственники могут владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилых помещений в соответствии с их назначением.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29 июля 2014 г. № 26/501/14-408413, выданного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, земельный участок с кадастровым номером 26:12:030104:58, площадью 473+/-8 кв. м, расположенный под многоквартирным домом № 21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Ставрополе, находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома с долей в праве пропорциональной размеру общей площади помещений.
В рамках реализации Программ по переселению граждан администрацией города Ставрополя к собственникам жилых помещений в многоквартирном доме № 21 по проспекту Октябрьской Революции в 2008 и 2014 годах были предъявлены требования о реконструкции и сносе дома. Однако от его сноса собственники отказались и выразили свое согласие на участие в Программах по переселению граждан, о чем 08.10.2008 и 20.06.2014 были составлены соответствующие протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, собственникам жилых помещений в аварийном многоквартирном доме № 21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Ставрополе предполагается предоставить другие жилые помещения взамен изымаемых с зачетом их стоимости в выкупную цену.
Решением правления Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 08 сентября 2014 г. № 520 утверждены методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, согласно которых при отчуждении нежилых помещений в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд следует руководствоваться положениями статьи 239 и других статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изъятие нежилых помещений в аварийных многоквартирных домах в связи с изъятием органами местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы по переселению граждан земельных участков, на которых расположены такие дома, за счет средств Фонда не финансируется и может осуществляться в порядке, установленном статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После достижения с собственниками нежилых помещений в аварийном многоквартирном доме № 21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Ставрополе предварительных соглашений о способе изъятия помещений (путем выкупа или предоставления других нежилых помещений взамен изымаемых с зачетом их стоимости в выкупную цену), а также переселения собственников жилых помещений указанного дома в рамках реализации Программ по переселению граждан, будут заключены договоры купли- продажи и(или) договоры мены, а также осуществлена государственная регистрация перехода права собственности администрации города Ставрополя на земельный участок и помещения в установленном законом порядке.
Как следует из материалов гражданского дела, оспариваемое постановление администрации города Ставрополя от 05.03.2015 № 443 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном доме № 21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Ставрополе Ставропольского края, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 - 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения города Ставрополя на 2014 - 2017 годы», принято на основании ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 11, 55, 57, 63 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно данного постановления изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 26:12:030104:58 под многоквартирным жилым домом (2 этажа), площадью 473 кв.м, относящийся к категории земель населённых пунктов, расположенный под многоквартирным домом № 21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Ставрополе Ставропольского края, признанным непригодным для проживания, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома;
изъяты для муниципальных нужд жилые и нежилые помещения, расположенные в указанном многоквартирном доме, принадлежащие гражданам на праве собственности.
Согласно Приложению к постановлению администрации города Ставрополя от 05.03.2015 № 443 изъятию, в числе прочих помещений, подлежат: квартира № 9 по проспекту Октябрьской Революции, 21 в городе Ставрополе, принадлежащая малолетнему ФИО3, …. года рождения, квартира № 10 по проспекту Октябрьской Революции, 21 в городе Ставрополе, принадлежащая ФИО4.
В соответствии со ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса (п. 1).
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (п. 2).
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (п. 3).
Статья 63 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Согласно п. 1 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу пункта 2 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок (пункт 4).
Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (п. 1). Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (п. 3).
Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением (ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, решение государственного органа об изъятии и непосредственно само изъятие земельного участка - разные моменты, между ними может пройти определенный промежуток времени.
Землевладельцы и землепользователи могут владеть и пользоваться земельным участком до того, как будет произведено возмещение им убытков, вызванных изъятием участка.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон в судебном заседании, никакого согласования о сроках изъятия жилого помещения, земельного участка и существенных условиях, касающихся возмещения стоимости убытков, возникающих в результате изъятия жилого помещения, земельного участка, между сторонами не достигнуто.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований делать вывод о том, что нарушены права административных истцов ФИО3 и ФИО4 вынесенным оспариваемым постановлением.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 24 декабря 2015 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований ФИО2 в интересах малолетнего ФИО3, …. года рождения, ФИО4 к администрации города Ставрополя о признании постановления администрации города Ставрополя от 05.03.2015 №443 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном доме № 21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Ставрополе Ставропольского края, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 - 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения города Ставрополя на 2014 - 2017 годы» незаконным; возложении обязанности на администрацию города Ставрополя устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО3, … года рождения, от имени и в интересах которого действует законный представитель, его мать, ФИО2, и ФИО4 путём принятия решения об отмене постановления администрации города Ставрополя от 05.03.2015 №443 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, жилых и нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных в многоквартирном доме № 21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Ставрополе Ставропольского края, признанным непригодным для проживания вследствие нахождения дома в аварийном состоянии, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2014 - 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильём населения города Ставрополя на 2014 - 2017 годы» - отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.