ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3894/2021 от 27.07.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Попова Т.В. Дело № 33-3894/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 27 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей областного суда Беспятовой Н.Н., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Лавровой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Омске дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 14 мая 2021 года, которым постановлено:

«Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска в пользу ФИО1 расходы, понесенные ею в связи с переездом на постоянное место жительства в <...> из районов Крайнего Севера, в размере 33 307,3 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 14 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований оказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Сковрон Н.Л., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска о возмещении расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера.

В обоснование иска указала, что с 01.11.2003 г. является получателем пенсии по старости. На момент назначения пенсии она проживала в <...>. 10.09.2020 г. она переехала на постоянное место жительство в <...>. В связи с выездом из района Крайнего Севера на постоянное жительство в <...> ею понесены расходы на приобретение железнодорожных билетов в размере 8 352 руб. 30 коп., расходы на оплату стоимости по перевозке багажа до места назначения в размере 24955 руб.

10.12.2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о компенсации понесенных расходов, однако решением от 30.12.2020 г. ответчик в выплате компенсации отказал в связи с тем, что истец не предоставила документ, подтверждающий, что ей по последнему месту работы не производилась компенсация за счет средств работодателя, а также не представлен документ о железнодорожном тарифе на провоз багажа по маршруту следования.

С учетом изменения исковых требований просила взыскать с ответчика фактически понесенные расходы, связанные с переездом из района Крайнего Севера в размере 33 307 руб. 30 коп., расходы по оплате услуг представителя, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, компенсацию морального вреда в размере 40000 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 требования с учетом изменений поддержала.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска ФИО2, действующий по доверенности, требования не признал. В обоснование указал, что истцом не представлены документы, подтверждающие факт несения расходов, не представлены документы в части железнодорожного тарифа, установленного для перевозки багажа, не представлены доказательства оказания услуг по перевозке ИП ФИО3, а также отсутствуют сведения о том, получала ли ФИО1 соответствующую компенсацию по месту работы. Кроме того, ответчиком самостоятельно получена информация о железнодорожном тарифе на перевозку багажа с прежнего места жительства истца к новому месту жительства, который значительно ниже заявленной к взысканию денежной суммы.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФР в Октябрьском АО г. Омска просит решение отменить, указывая, что истцом не были представлены справка о железнодорожном тарифе на провоз багажа по соответствующему маршруту, транспортная накладная и справка с последнего места работы о том, что ранее компенсация за счет средств работодателя не производилась. Считает, что с учетом п. 4 Правил возмещению подлежит сумма согласно тарифу на перевозку багажа железнодорожным транспортом – 14557 руб. 90 коп. Использование автомобильного транспорта возможно лишь до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского, либо речного порта, открытого для навигации в это время, т.е. из <...> до железнодорожной станции в <...>. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка соразмерности и обоснованности оплаты услуг представителя.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца ФИО1, представителя ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска ФИО2, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон от 19.02.1993 г. № 4520-1).

Согласно ч. 4 Закона от 19.02.1993 г. № 4520-1 гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части шестой статьи 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 35 Закона от 19.02.1993 г. № 4520-1 лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством РФ (ч. 7 ст. 35).

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей», утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей.

Согласно п. 3 указанных Правил компенсация производится в размере: а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении; б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является получателем пенсии, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по предусмотренным законом гражданско-правовым договорам.

10.09.2020 г. истец выехала на постоянное место жительства из <...> в <...>, зарегистрирована по адресу: <...>, <...> 15.10.2020 г.

ФИО1 обратилась с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 10.12.2020 г.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 от 10.12.2020 г. ответчиком было вынесено решение об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с переездом из района Крайнего Севера, в связи с несоответствием сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям Правил.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец просила взыскать понесенные расходы, компенсировать моральный вред.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец имеет право на возмещение расходов, связанных с переездом к новому месту жительства из района Крайнего Севера, и, руководствуясь нормами Закона от 19.02.1993 г. № 4520-1, обоснованно взыскал расходы на переезд, провоз к новому месту жительства багажа. При этом суд первой инстанции не усмотрел оснований для взыскания компенсации морального вреда в связи с отсутствием соответствующих положений в пенсионном законодательстве.

Проанализировав представленные доказательства, подтверждающие несение ФИО1 расходов в связи с рассмотрением дела, принимая во внимание, что исковые требования истца были удовлетворены, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости взыскания судебных расходов в размере 14000 руб.

Поскольку в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 о компенсации морального вреда решение суда не обжалуется, то не является предметом проверки судебной коллегии в указанной части.

В соответствии с п. 7 Правил заявление о компенсации пенсионер подает после осуществления переезда в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства, в котором находится его выплатное дело.

Заявление о компенсации пенсионер подает лично или через своего представителя по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 8 Правил).

При этом согласно п. 9 Правил при подаче заявления о компенсации пенсионер (его представитель) предъявляет предусмотренные документы.

В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029» Республика Саха (Якутия) (бывшая Якутская АССР) относится к территориям Крайнего Севера.

ФИО1 осуществила проезд из <...> железнодорожным транспортом, в подтверждение представлены проездные документы, стоимость проезда составила 8 352 руб. 30 коп. (стоимость проезда по маршруту <...><...> – 1 075 руб. 30 коп., стоимость проезда <...><...> – 7277 руб.).

Кроме того, ФИО1 осуществлен провоз личных вещей – багажа к новому месту жительства.

Из материалов дела следует, что 09.09.2020 г. между ФИО1 и ИП ФИО3 заключен договор № <...> на перевозку грузов автомобильным транспортом, по условиям которого перевозчик принял на себя обязательство осуществить перевозку груза заказчика согласно заявке, являющейся неотъемлемым приложением к договору.

В заявке на перевозку груза № <...> от 09.09.2020 г. указано, что перевозке подлежат домашние вещи весом 489 кг, объемом 2,4513 куб. м, количеством 6 мест по маршруту: <...> в <...> Стоимость перевозки составила 24 005 руб.

Согласно транспортной накладной, составленной 09.09.2020 г. ФИО1 является отправителем и получателем груза, отправленного из <...> весом 489 кг, объемом 2,4513 куб. м, количеством 6 мест.

ФИО1 оплатила оказанные услуги по перевозке в размере 24 005 руб. 09.09.2020 г., что подтверждается кассовым чеком. 25 сентября 2020 года ФИО1 оплатила 950 руб. с целью доставки груза по адресу назначения в г. Омске.

Суд первой инстанции верно отклонил доводы ответчика об отсутствии доказательств оказания услуг по перевозке ИП ФИО3, о необоснованном привлечении ИП ФИО4 во исполнение услуг экспедиторами, приняв во внимание представленные в материалы дела доказательства.

Судебная коллегия полагает, что в отсутствие запрета на привлечение ИП ФИО3 для исполнения обязанностей по договору № <...> иных лиц, действия контрагента по доставке груза до получателя не могут влечь для ФИО1 негативных последствий.

Восполняя недостатки, допущенные судом первой инстанции, в связи с неполным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела, судом апелляционной инстанции были запрошены сведения о расчетной стоимости перевозки груза для личных (бытовых) нужд в соответствии с тарифом на перевозку багажа железнодорожным транспортом от <...> до <...>

Согласно ответу на запрос суда, предоставленному Омским агентством фирменного транспортного обслуживания Западно-сибирского центра фирменного транспортного обслуживания Центра фирменного транспортного обслуживания филиала ОАО «РЖД» расчетная стоимость перевозки груза для личных (бытовых) нужд массой 489 кг в 20-футовом 20-тонном универсальном контейнере собственности ПАО «ТрансКонтейнер» (так как 3-х и 5-ти тонные среднетоннажные контейнеры выведены из промышленной эксплуатации на сети дорог РФ в связи с достижением предельного нормативного срока эксплуатации) по маршруту: <...> (контейнерный терминал ОАО «РЖД» на станции Томмот Якутской железной дороги) – г. Омск (контейнерный терминал на станции Омск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги) в сентябре 2020 г. составляла 137 583 руб. 60 коп., с учетом НДС 20%. В стоимость перевозки включено: железнодорожный тариф - 37756 руб. 80 коп.; предоставление контейнера и вагона собственности ПАО «ТрансКонтейнер» для перевозки груза – 99826руб. 80 коп.

Учитывая, что размер фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа автомобильным транспортном для истца составил 24 955 руб., что не превышает установленный тариф на перевозку багажа железнодорожным транспортом, сумма к взысканию с ответчика определена районным судом верно.

В целях устранения имеющихся противоречий судом апелляционной инстанции истребованы сведения о последнем месте работы ФИО1

По сведениям Центра ПФР по выплате пенсий в Омской области в отношении ФИО1 ГБУ РС (Я) ТГБ (ИНН <***>) производились отчисления в период с августа 2016 г. по ноябрь 2016 г.

Истцом в материалы дела представлена справка о том, что ФИО1 действительно работала в ГБУ РС(Я) «Томмотская городская больница» с 01.08.2016 г. по 29.11.2016 г. в должности вахтера АХЧ. Указанные выше записи также отражены в трудовой книжке истца. Компенсация расходов, связанных с выездом за пределы <...> ей не выплачивалась.

В такой ситуации оснований для изменения или отмены постановленного решения суда судебная коллегия не усматривает.

В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на непредставление полного комплекта документов истцом при подаче заявления, а именно истцом не были представлены справка о железнодорожном тарифе на провоз багажа по соответствующему маршруту, транспортная накладная и справка с последнего места работы о том, что ранее компенсация за счет средств работодателя не производилась.

Вместе с тем ответчик, реализуя предоставленные ему полномочия, не возвратил истцу заявление от 10.12.2020 г. в порядке, предусмотренном п. 14 Правил, а принял решение об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с переездом ФИО1 из района Крайнего Севера.

Кроме того, к заявлению ФИО1 были приложены проездные документы, договор № <...> на перевозку грузов автомобильным транспортом от 09.09.2020 г., заключенный между ФИО1 и ИП ФИО3, с заявкой, транспортные накладные с чеками об оплате на сумму 24 005 руб., копии платежных документов на сумму 950 руб. для доставки груза до получателя, подтверждающие понесенные расходы на переезд.

ФИО1 представлены копия трудовой книжки, вкладыш в трудовую книжку, подтверждающие факты трудовой деятельности по последнему месту работы в период с 01.08.2016 г. по 29.11.2016 г., задолго до срока, определенного датами выезда и приезда (пп. «а» п. 10 Правил).

В рамках оказания содействия ГУ-УПФР в Октябрьском АО г. Омска запрошены сведения в Сибирском железнодорожном агентстве Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» о стоимости провоза багажа, ответ от 22.10.020 г. на который поступил до вынесения решения ГУ-УПФР в Октябрьском АО г. Омска.

При этом ответчиком не произведена выплата компенсации, в том числе частично.

В такой ситуации судебная коллегия полагает, что доводы жалобы подлежат отклонению.

В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает, что с учетом п. 4 Правил возмещению подлежит сумма согласно тарифу на перевозку багажа железнодорожным транспортом – 14557 руб. 90 коп.

В материалы дела представлена справка Сибирского железнодорожного агентства Западно - Сибирского филиала АО «ФПК» о стоимости провоза багажа в багажном вагоне пассажирского поезда по маршруту <...><...>, массой 489 кг, которая составляет 14 557 руб. 90 коп.

Вместе с тем по сведениям Сибирского железнодорожного агентства Западно - Сибирского филиала АО «ФПК» контейнерные перевозки личных вещей в АО «ФПК» не осуществляются, так же в связи с проведенной оптимизацией работы багажных отделений АО «ФПК» с 2015 года прекращены операции по приему, хранению и выдаче багажа, оказания услуг по погрузочно-разгрузочным работам и упаковки багажа пассажиров и грузобагажа предприятий.

Согласно пояснениям Западно - Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» - Дирекции железнодорожных вокзалов (Омский регион) в поездах формирования АО «ФПК» пассажирам предоставляется услуга по перевозке багажа в специальной оборудованных для этих целей отдельных купе пассажирского поезда. На один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира принимается не более трех мест багажа по сумме трех измерений каждого места не превышающих 180 см, весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг. Между <...> и <...> прямое железнодорожное сообщение отсутствует, возможна пересадка в <...>.

В соответствии с п. 129 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. № <...> (Правила перевозок), багаж от пассажира принимается единовременно. На один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, в том числе на один проездной документ (билет), оформленный по тарифу на перевозку детей с предоставлением места, принимается не более трех мест багажа по сумме трех измерений каждого места не превышающих 180 см, весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг.

Принимая во внимание вышеуказанное, а также габариты перевозимых истцом личных вещей, вес перевозимого багажа (489 кг), проезд до г. Омска с пересадкой, отсутствие операции по погрузо-разгрузочным работам, у истца отсутствовала возможность провоза багажа в багажном вагоне.

В связи с этим обоснованно взыскание понесенных расходов ФИО1 в пределах установленного железнодорожного тарифа на перевозку груза в контейнере (37 756 руб. 80 коп.).

Указание подателя жалобы на возможность использования автомобильного транспорта только до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского, либо речного порта, открытого для навигации в это время, т.е. из <...> до железнодорожной станции в <...> основано на неверном толковании правовых норм.

Компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом (подпункт "б").

Из приведенных выше норм законодательства следует, что неработающему пенсионеру, переехавшему на постоянное место жительства из района Крайнего Севера либо местности, приравненной к нему, предоставлено право на получение компенсации фактически понесенных расходов на его проезд и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи, а также на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн, предел которых (фактически понесенных расходов) ограничен для компенсации расходов на проезд в размере, не превышающем стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, а для компенсации расходов на оплату стоимости провоза багажа, размером установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом. Обязательность следования именно железнодорожным транспортом законодательством не предусмотрена.

Доводы жалобы о несоразмерности и необоснованности оплаты услуг представителя судебной коллегией отклоняются.

В суде первой инстанции интересы ФИО1 по ходатайству истца представляла ФИО5

В подтверждение несения расходов по оплате услуг представителя ФИО1 представлен договор на оказание юридических услуг от 01.02.2021 г., заключенный с ФИО5, а также расписки на общую сумму 14 000 руб.

Определяя размер подлежащих взысканию судебных расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции исходил из объема фактически оказанных стороне юридических услуг, участие представителя в судебных заседаниях, сложность дела, объем защищаемого права, определил к взысканию расходы по оплате услуг представителя с учетом требований разумности и справедливости.

По мнению судебной коллегии, при разрешении требований ФИО1 судом первой инстанции в полной мере учтены обстоятельства, объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела. Оснований для определения иного размера не усматривается.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Омска от 14 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 03.08.2021 г.