РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-3896/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Хабаровск 06 июня 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего М.Е.Симаковой
судей А.А.Серёгиной, Г.И.Федоровой
при секретаре Б.В.Шадрине
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исакова Ю.В. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о взыскании невыплаченных сумм денежного содержания, денежной компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Исакова Ю.В. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 20 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения представителей Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО Макарова А.А. и Подлубного А.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Исаков Ю.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о взыскании невыплаченных сумм денежного содержания, денежной компенсации морального вреда. В исковом заявлении указал, что с 10 мая 2016 года назначен на должность Федеральной государственной гражданской службы «заместитель начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы» Управления и с ним 06 мая 2016 года заключен служебный контракт №09 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Приказом Управления от 19 сентября 2018 года №432/Л служебный контракт с ним расторгнут, он освобождён от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен по собственной инициативе 25 сентября 2018 года. Ответчик в нарушение закона не производил ему выплату денежных сумм, входящих в денежное содержание, в период с 25 сентября 2017 года по 25 сентября 2018 года из-за неприменения районного коэффициента в размере 20% и процентной надбавки 30% к стимулирующим выплатам. Общая сумма невыплаты составила 264 277 рублей 71 копейку. Расценивает невыплату ответчиком указанных составляющих денежного содержания как бездействие ответчика, которое причинило ему нравственные страдания. Просил взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в его пользу сумму невыплаченного денежного содержания за период с 25 сентября 2017 года по 25 сентября 2018 года в размере 264 277 рублей 71 копейку, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 20 февраля 2019 года в удовлетворении искового заявления Исакова Ю.В. отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, приять новое решение об удовлетворении исковых требований с уменьшением исковых требований на 11 679 рублей. Указывает, что суд первой инстанции без его волеизъявления уменьшил объем предмета иска, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что суд правильно установил обстоятельства, подтверждающие выплату ответчиком в июне 2018 года сумм к отпуску, в связи с чем в части возложения обязанности на ответчика выпалить сумму невыплаченной надбавки к единовременной выплате к отпуску в размере 7 786 рублей, а также сумму невыплаченной надбавки к материальной помощи к отпуску в размере 3 893 рубля просит не рассматривать, так как признает, что указанные суммы были выплачены. Не согласен с выводом суда о том, что исковое требование о взыскании с ответчика невыплаченных сумм в связи с начислением районного коэффициента 20 % и процентной надбавки 30 % на сумму премий по результатам работы за 3-й квартал 2017 года, за 4-й квартал 2017 года, за 1 – й кварта 2018 года, за 2-й квартал 2018 года являются необоснованными, поскольку данный вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку суд не опроверг его довод о том, что приказ ответчика от 05 марта 2012 года № 35 «О материальном стимулировании» определяет систему оплаты труда государственных гражданских служащих, в связи с чем на премии по результатам работы должны начисляться ответчиком районный коэффициент 20 % и процентная надбавка 30 %.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Судом первой инстанции установлено, что приказом Управления от 06 мая 2016 года №261/Л ФИО1 с 10 мая 2016 года назначен на должность федеральной государственной гражданской службы - заместитель начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Управления; с ФИО1 06 мая 2016 года представителем нанимателя заключен служебный контракт №09 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Приказом Управления от 19 сентября 2018 года №432/Л служебный контракт с ФИО1 расторгнут, он освобождён от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе 25 сентября 2018 года.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно статье 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 50 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Таким образом, статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего входят ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в том числе материальная помощь и премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
- оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
- ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
- премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
- ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно ч.3 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также за счет средств на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ, на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется с учетом средств, направляемых для выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, начисляемых на все составные части денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
В п.2 Правил указано, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 и пункта 4 Правил, начисление районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, а также процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, установленных нормативными актами Российской Федерации, на суммы средств материального стимулирования не должно производиться.
Частью 4 ст. 51 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 статьи 51.
Приказом руководителя Управления от 05.03.2012 № 35 «О материальном стимулировании» утверждено положение «О порядке выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, а также о порядке выплаты премий по результатам работы» Приложение № 4.
Согласно пункту 9 Приложения 4 к Приказу от 05.03.2012 № 35, премии гражданским служащим (работникам) по результатам работы за счет возможной экономии фонда оплаты труда в целом устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу, выплачиваются за фактически отработанное время и максимальными размерами не ограничиваются.
Поскольку решение о выплате премии по результатам работы принимается руководителем Управления или лицом, его замещающим, данные премии не включены в состав денежного содержания гражданского служащего и, соответственно, не являются обязательными выплатами, установленными ст.51 Закона № 79-ФЗ, а относятся к средствам материального стимулирования, суд согласился с доводами представителей ответчика о том, что к данным выплатам районный коэффициент и процентные надбавки не применяются.
Суд пришел к выводу, что при начислении и выплате истцу премий по результатам работы за 3-й квартал 2017г, 4- и квартал 2017г, 1-й квартал 2018г, 2-й квартал 2018года ответчик обоснованно на сумму данных премий не начислил районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Довод ФИО1 о том, что выплата квартальных премий государственным гражданским служащим за счет фонда оплаты труда предусмотрена пунктом 8 Приложения 4 к Приказу от 05.03.2012 № 35, суд отклонил, поскольку пунктом 8 Приложения 4 к Приказу от 05.03.2012 № 35, установлено, что премии работникам по результатам работы выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда, предусмотренных на эти цели (три должностных оклада) из расчета на год.
Суд указал, что данный пункт не распространяет свое действие на государственных гражданских служащих, и не мог быть применен при начислении премии истцу, который в период работы в Управлении занимал должность государственного гражданского служащего и не являлся работником федерального государственного органа, замещающим должность, не являющуюся должностью федеральной государственной службы.
Ссылка истца на то, что в период его работы у ответчика пункт 8 Приложения 4 к Приказу от 05.03.2012 № 35 был изложен в иной редакции, не нашла подтверждения, поскольку представленный в судебное заседание оригинал указанного приказа с приложениями не соответствует ксерокопии приложения 4 к данному приказу, предоставленной истцом.
Редакция пункта 8 Приложения 4 к Приказу от 05.03.2012 № 35, на которую ссылается истец, также не свидетельствует о том, что премии по результатам работы за расчетный период относятся к обязательным выплатам, установленным ст.51 Закона № 79-ФЗ, производимым за счет фонда оплаты труда, поскольку из содержания данного пункта в редакции приложения №4, представленного истцом, также следует, что принятие решения о выплате такой премии является правом, а не обязанностью руководителя.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что требование ФИО1 о взыскании с ответчика невыплаченных сумм в связи с неначислением районного коэффициента 20% и процентной надбавки 30% на сумму премий по результатам работы за 3-й квартал 2017г, 4-й квартал 2017г, 1-й квартал 2018г, 2-й квартал 2018года, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Суд также не нашел оснований для удовлетворения требования ФИО1 о взыскании с ответчика процентной надбавки и районного коэффициента на сумму премий, выплаченных ему в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.02.2017 №228-7 «О материальном стимулировании в 2017 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года и в соответствии с постановлением Правительства от 06 марта 2018 № 229-6 «О материальном стимулировании в 2018 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» за март, апрель, май, июнь, август 2018 года, поскольку данные премии являются стимулирующими выплатами и на них районный коэффициент и процентные надбавки не начисляются.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством РФ приняты постановления от 27.03.2014 №238-7, от 31.03.2015 №302-12, от 23.04.2016 №347-7, от 23.02.2017 №228-7, от 06.03.2018 №229-6, о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов.
Статьей 50 Федерального закона установлено, что в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего входят ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в том числе и премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда.
На основании изложенного фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется с учетом средств, направляемых для выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, начисляемых на все составные части денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Вместе с тем, согласно положениям статьи 50 Федерального закона порядок выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий определяется представителем нанимателя.
Согласно данной статье Федерального закона единовременное поощрение за выполнение особо важных и сложных заданий к дополнительным выплатам не относится и не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в связи с чем начисление районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на указанный вид выплаты не производится.
Суд признал необоснованным также требование ФИО1 о взыскании с ответчика невыплаченных ему процентной надбавки и районного коэффициента на сумму премии за особо важные и сложные задания в 2018 году, выплаченной ему 25.09.2018 года, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что данная премия была выплачена истцу в связи с увольнением с государственной гражданской службы, являлась разовой поощрительной выплатой за счет экономии фонда оплаты труда, в связи с чем на данную выплату не подлежит начислению районный коэффициент и дальневосточная надбавка.
Доводы истца о том, что данная премия является составной частью денежного содержания, выплачивается за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих и не может быть отнесена к одноразовым выплатам стимулирующего характера опровергаются приказом Управления от 25.09.2018 № 443/л, согласно которому в соответствии с пунктом 4 «Положения о порядке выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, а также о порядке выплаты премий по результатам работы», утвержденного приказом руководителя Управлении от 05.03.2012 № 35 «О материальном стимулировании» ФИО1 выплачена премия за счет экономии фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.
При этом согласно ч.2 ст. 51 Федерального Закона 79-ФЗ, при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год) премий за выполнение особо важных и сложных заданий только в размере двух окладов денежного содержания. Вместе с тем в ходе рассмотрения дела установлено, что премия истцу выплачена в значительно большем размере, что подтверждает доводы представителей ответчика о том, что она не могла быть выплачена из фонда оплаты труда.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу, что исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о взыскании невыплаченных сумм денежного содержания удовлетворению не подлежат.
Поскольку нарушений трудовых прав истца не установлено, оснований для удовлетворения требования истца о взыскании денежной компенсации морального вреда не имелось.
Судебная коллегия считает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права и не содержат оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 20 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о взыскании невыплаченных сумм денежного содержания, денежной компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: М.Е.Симакова
Судьи: А.А.Серёгина
ФИО3